Особенности международной торговли. Понятие мировых цен

Международное экономическое разделение труда в последние годы достигло невиданных в истории экономического развития масштабов, а мировая торгов­ля становится господствующим фактором не только экономического, но и по­литического, общественного и культурного развития в мире и определяется в настоящее время все более распространяющимся партнерством в системе внешней торговли. Чем интенсивнее международное перепле­тение предприятий, стран и экономических сообществ, тем сильнее заинтере­сованность использовать другие страны в качестве потенциальных клиентов, поставщиков или должников.

Страна, участвуя в международной торговле, имеет возможность при имеющихся у нее производственных ресурсах увеличить степень удовлетворения обще­ственных потребностей. Основными источниками повыше­ния эффективности являются следующие.

1. Усиление конкуренции на внутреннем рынке. При запрете на внешнюю тор­говлю производство некоторого товара внутри страны может быть монополизиро­вано одним предприятием. Как известно, стремясь к максимуму прибыли, монопо­лия сокращает выпуск продукции и повышает цену по сравнению с тем, что было бы в условиях конкуренции. При этом не достигается оптимальная с общественной точки зрения структура выпускаемой продукции. Товаров, выпус­каемых монополистами, производится слишком мало. Открытие внутреннего рын­ка для производителей из других стран уменьшает возможности манипулирова­ния ценами и объемами производства у отечественных производителей.

2. Экономия от расширения масштабов производства. Если бы не было меж­дународной торговли, каждая страна была бы вынуждена самостоятельно производить все потребляемые ею виды продукции. Но во многих отраслях ми­нимум средних затрат в длительном периоде достигается при объеме произ­водства, который значительно превышает потребности одной страны. Если страна производит все виды продукции, она вынуждена использовать предпри­ятия мощностью ниже оптимальной. Тем самым средние затраты на единицу продукции увеличиваются.

Целесообразно, если страна, особенно небольшая, будет специализироваться на про­изводстве некоторых видов продукции, при этом использовать предприятия оптимальной мощности, значительную часть этой продукции экспортировать за рубеж, а полученную выручку использовать для импорта товаров, ею не про­изводимых.

3. Международная торговля дает стране возможность получить ресурсы, которыми она не обладает.

Международная торговля обладает специфическими чертами:

− различия в мобильности ресурсов (т.е. способности к перемещению ресурсов между странами значительно ниже, чем внутри страны);

− наличие разных валют;

− разная финансово-бюджетная политика, порождающая свою собствен­ную систему таможенных пошлин и ограничений на импорт и экспорт;

− разная степень политического вмешательства и контроля, заметно отли­чающаяся по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли.

В основе любой внешнеторговой цены, обозначенной в контракте, лежит мировая цена.

Мировой ценой называют цену на определенный вид продукции, на основе которой реализуется наибольший объем этой продукции в международной торговле.

Существуют пять признаков, характеризующих мировые цены:

1. Это должны быть цены крупных регулярных сделок в международной торговле.

2. Сделки должны носить коммерческий, а не специальный характер.

3. Сделки должны заключаться в СКВ.

4. Сделки должны быть импортными или экспортными.

5. Сделки должны совершаться на рынках со свободным режимом, то есть в условиях, когда любой продавец и покупатель может совершить сделку на этом рынке.

Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на оди­наковых условиях, в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок, что объясняется структурой рынка, проводимой налоговой, бюджетной, таможенной политикой и т. п.

Вопрос о современных мировых ценах является сравнительно простым, ког­да речь идет о сырьевых товарах, в значительной мере однородных и стандарти­зированных. Сложнее решается вопрос о мировых ценах, когда дело касается промышленных изделий вообще, и в особенности машин и оборудования, пред­ставленных на рынках множеством видов с различными качественными характеристиками. Однако и в этой области покупатель сравнивает их цены и путем соответствующе­го анализа приходит к выводу о том, какое оборудование ему больше подходит.

Контрактная цена

Контрактная цена устанавливается на основе изучения мировой цены с внесением необходимых поправок, учитывающих технический уровень, качество продукции, коммерческие условия сделок и тенденции изменения цены во времени.

Среди факторов, влияющих на внешнеторговые цены, можно выделить следующие:

−монополизация рынка;

−инфляция;

−государственный внешнеторговый режим;

−валютный курс;

−колебание спроса;

−уровень экономического развития страны и т. д.

При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются:

- еди­ница измерения цены,

- базис цены,

- валюта цены,

- способ фиксации цены.

Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле дан­ным товаром на мировом рынке. Например, цена в контракте может быть установлена:

− за определенную количественную единицу (или за определенное число еди­ниц) товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным това­ром единицах измерения (веса, длины, площади, объема, и т. д.);

− за весовую единицу, исходя из содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикаты др.).

При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливает­ся за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое число разных по качественным характерис­тикам товаров, цены на них, как правило, указываются в спецификациях, со­ставляющих неотъемлемую часть контракта.

При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на отдельные комплектующие части.

Необходимо также определить, включает ли цена стоимость тары и упаковки.

Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, склад­ские и другие расходы по доставке товара в цену товара.

Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте «третьей страны». При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, суще­ствующие в торговле этими товарами. Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно бо­лее устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы ус­тановить цену в валюте, подверженной обесценению.

Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различа­ют твердые, подвижные, скользящие цены.

Наши рекомендации