Основные тенденции и особенности развития международной торговли

Анализ современного состояния международной торговли товарами и услугами дает возможность выделить основные тенденции и особенности ее развития как в количественном, так и в качественном отношении.

1. Сохранится ее преимущественное развитие по сравнению с отрас­лями материального производства и ВВП отдельных стран и всего мирового

хозяйства. При этом наиболее динамично и устойчиво будет развиваться торговля продукцией обрабатывающей промышленности и в первую очередь, наукоемкой, высокотехнологичной. В 2000 г. общий индекс роста физи­ческого объема экспорта товаров по сравнению с 1990 г. составил 176 пунк­тов, в том числе готовых изделий — 184, тогда как для товаров добываю­щих отраслей он равнялся 149, а для сельскохозяйственных товаров — 145 пунктам. За это же время общий индекс производства в мире составил лишь 122 пункта, в том числе готовых изделий— 125, сельхозпродуктов — 120 и добывающих отраслей -— 117 пунктов. Общий индекс ВВП за период 1990—2000 гг. достиг 122 пунктов. За период 1995—2003 гг. среднегодовой темп роста ВВП составил 2,5%, а товарного экспорта — более 5%.

Аналогичная картина наблюдается и в мировой торговле услугами, представляющими наиболее динамичный сектор мирового хозяйства. Доля услуг в мировом ВВП в 2002 г. достигла 64%, а в ВВП промышленно раз­витых стран — 70%. Ожидается дальнейшее повышение доли услуг в ми­ровой торговле, формирование глобального рынка услуг под влиянием ускорения научно-технического процесса и либерализации международ­ных экономических отношений.

2. Под воздействием процесса глобализации и его основных субъек­
тов — ТНК и ТНБ — произойдут дальнейшие изменения в географиче­
ских направлениях потоков товаров и услуг. Ожидается повышение доли
развивающихся стран за счет НИС и повышение удельного веса в объеме
товаров и услуг стран Азии за счет Китая и новых индустриальных стран
(«азиатских драконов»).

Некоторое снижение удельного веса развитых стран в мировой тор­говле, перенос транснациональными корпорациями «нижних этажей» современного производства и части субпоставок в развивающиеся страны не означает потери лидирующего положения экономически сильных стран. Об этом свидетельствует их ведущая роль в производстве и обмене про­дукцией высоких технологий и дальнейшее развитие взаимной торговли, особенно в рамках внутриотраслевой производственной специализации и кооперации. В настоящее время V4 мирового товарного экспорта прихо­дится на взаимную торговлю трех наиболее мощных центров: Западная Европа, Северная Америка и Юго-Восточная Азия, что лишь подтвержда­ет сказанное выше.

3. Вес более растущее влияние на развитие мировой торговли ока­
зывают региональные интеграционные объединения, соединяющие не только
потоки товаров, но и услуг, капиталов, рабочей силы в единое экономи­
ческое пространство. Сегодня около 2/3 международной торговли осуще­
ствляется на преференциальной основе в рамках региональных торговых
соглашений, которых, по данным секретариата ВТО, насчитывается бо­
лее 110. Основная часть этих соглашений действует в форме зон свободной
торговли, что означает либерализацию внутризональной торговли и сво­
боду ее участников в отношении «третьих стран».

Наиболее продвинутыми региональными группировками являются Европейский Союз в составе 25 стран, единственное интеграционное объ­единение, прошедшее за полвека существования все стадии интеграции; Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (США, Канада и Мексика), Южноамериканский рынок — МЕРКОСУР (4 страны) и Ассо­циация стран Юго-Восточной Азии — АСЕАН (10 стран).

В 2000 г. на внутрирегиональную торговлю приходился 61% всего экспорта ЕС, или (трлн дол.) 1,4 из 2,3 всего; 56% — НАФТА, или 0,7 из 1,2 соответственно; АСЕАН — 24%, или 0,1 и* 0,4 соответственно; МЕРКОСУР —21%.

Снятие барьеров во внутрирегиональной торговле, сближение инвес­тиционного, налогового и другого законодательства дают их участникам все преимущества крупномасштабного производства, прямого доступа к сырьевым и трудовым ресурсам. В результате объединения финансовых и научно-технических возможностей участников производственные издер­жки снижаются, а продукция, в том числе на экспорт, становится более конкурентоспособной.

Известно, что одной из задач стран — участниц ЕС было создание объединения, способного на равных конкурировать с США и Японией, увеличивать свое участие в международной торговле.

4. Содержанием международной торговли все больше становится «обслуживание» нужд «глобального производства» в рамках ТНК, и этот процесс будет продолжаться далее. Уже сейчас больше половины миро­вой торговли готовой продукцией и примерно треть всей торговли осуще­ствляется на базе долгосрочных соглашений и контрактов научно-техни­ческой, производственной и сбытовой кооперации. Быстрое расширение поставок деталей, узлов и комплектующих для участвующих в производ­ственном сотрудничестве заграничных предприятий стало характерной чертой последних десятилетий.

Использование ТНК предприятий развивающихся стран в производ­ственной кооперации выгодно не только самим корпорациям, но дает воз­можность развивающимся странам повышать конкурентоспособность и устойчивость своих экономик. К этому процессу все более активно под­ключаются и страны переходных экономик.

Работая в целом на глобализацию, кооперирование предприятий в рамках ТНК означает одновременно, что определенные сегменты миро­вых рынков фактически становятся более закрытыми, в том числе для кон­куренции со стороны других участников, поскольку условия коопераци­онных соглашений и цены (трансфертные) устанавливаются в первую очередь исходя из интересов соответствующих ТНК. Естественно, что эти сегменты рынков трудно поддаются международному регулированию и либерализации, в том числе по правилам ВТО, что является одной из слож­ных проблем в работе этой организации. Вот почему дальнейшее совершен­ствование многостороннего регулирования мировой торговли, в первую очередь в интересах ТНК и лидирующих мировых держав, через систему ВТО и нарастание противодействия со стороны развивающихся стран тор­говой политике «равных возможностей», не учитывающей их интересов, станет одной из главных специфических черт международной торговли в обозримой перспективе.

5. Международная торговля товарами и услугами все больше пере­
плетается с международным движением капиталов. Дальнейшая либера­
лизация торговли, интенсификация движения капитала и растущая мобиль­
ность факторов производства усиливают тенденцию к переплетению
экспорта товаров и услуг с экспортом капитала. Инвестиции стран-экс­
портеров все больше используются для продвижения на иностранные
рынки товаров и услуг, в частности, для создания производств, сбытовых
и торговых сетей или коммерческого присутствия сервисных компаний.
Такая практика применяется и для того, чтобы обойти таможенную или
иную защиту национальных рынков.

За 1981—2000 гг. мировой объем вывоза капитала вырос в 7,7 раза, т.е. в 3 раза быстрее, чем экспорт товаров. Решающее значение при этом имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), на которые в настоящее время приходится почти треть трансграничных перемещений капитала. Эти инвестиции концентрируются также в развитых странах — США, Канада, страны ЕС. Распределение ПИИ по отраслям отражает тенденцию струк­турного развития мирового производства и международного обмена. За десятилетие 90-х годов доля обрабатывающей промышленности по накоп­ленным ПИИ практически не изменилась (42%), тогда как в сфере услуг они возросли с 44 до 50%.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются в двух основных формах: путем создания новых мощностей и производств и путем слия­ний и поглощений. Первый путь означает реальные инвестиции, создание производств и рабочих мест, как правило, приток новых технологий. Слия­ния и поглощения компаний используются для доступа к зарубежным активам, внедрения на рынок, диверсификации производственно-торговой деятельности. В структуре мировых ПИИ доля слияний и поглощений достигла своего пика в 2000 г., составив 90%, что равняется 3,5% мирового ВВП против в среднем 0,5% в конце 80-х годов.

6. Движущей силой расширения мировых потоков товаров, услуг и
инвестиций выступают ТНК, которых сегодня насчитывается более 65 тыс.
и 850 тыс. их зарубежных филиалов. На зарубежную сеть ТНК приходится
примерно 1/|0 мирового ВВП (в начале 80-х годов — V30). Объем продаж
иностранных филиалов в 2001 г. достиг 16 трлн дол. (2,5 трлн — в начале
80-х годов), что в два с лишним раза превышает мировой экспорт товаров
и услуг.

Экспорт иностранных филиалов превышает 3,5 трлн дол., а общее число занятых — свыше 50 млн человек. Географически 80% материн- ских ТНК сконцентрировались в развитых странах, из них 60% в Запад, ной Европе.

Среди крупнейших ТНК мира по размеру активов лидируют «Дженера Электрик» (США — электроника и электрооборудование), «Дженсра Моторс» (США — автомобилестроение), «Форд Мотор Компани» (США - автомобилестроение), совокупные активы которых превышают 1 трлн до

7. За последние десятилетия на мировых рынках резко обострилась конкуренция, следствием чего явилось ужесточение требований к качеству поставляемой на экспорт продукции. Традиционная ценовая конку, ренция производителей все больше уступает место ориентации на более полное удовлетворение потребностей и ожиданий потребителя. Меняете само понятие «качество». Оно охватывает теперь не только потребитель, ские свойства товара и требования к их безопасности и экологичности но и методы организации всей системы производства, сервисного обслуживания и сбыта. Международные стандарты качества (серии ИСО 9000) все больше дополняются стандартами экологического менеджмента (HCq 14000), внедрение которых рассматривается международным бизнесом ч их организациями, например Международной торговой палатой, к важнейший элемент не только конкурентоспособности, но и больше социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Наши рекомендации