Раздел 5. Образовательные технологии. В соответствии с требованиями п

В соответствии с требованиями п. 7.3 ФГОС ВПО в целях реализации компетентностного подхода в учебном процессе дисциплины «Микроэкономика» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. При освоении дисциплины предусмотрено чтение лекций с применением презентаций в Power Point. Предусмотрено также выполнение эссе на заданную тему, выдача заданий для выполнения домашних работ, проведение компьютерного тестирования, деловые игры.

Обсуждение проблем, выносимых на семинарские занятия, лабораторные практикумы и практические занятия происходит не столько в традиционной форме контроля текущих знаний, сколько в форме дискуссий, сориентированных на творческое осмысление студентами наиболее сложных вопросов в ходе обобщения ими современной практики мировой (в том числе и российской) экономической науки.

Таблица 5.1

Интерактивные образовательные технологии,
используемые на аудиторных практических занятиях

Наименование разделов, тем Используемые образовательные технологии
Раздел 1. Введение в микроэкономику
Тема 1. Предмет и методы изучения микроэкономики Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Вклад Аристотеля в развитие экономической науки», «Российская экономическая мысль как существенный вклад в сокровищницу мировой экономической науки» с применением презентаций в Power Point.
Тема 2. Общие проблемы экономического развития Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Проблема выбора в микроэкономике и хозяйственной практи­ке» с применением презентации в Power Point.
Тема 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Национальные модели рыночной экономики. Особенности российской модели» с применением презентации в Power Point.
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Практическое применение теории эластичности спроса» с применением презентации в Power Point; практикум: упражнения для развития практических навыков. Задания 1, 2, 3, 4, 5, 6
Тема 5. Основы теории потребительского поведения Семинарское занятие «круглый стол»: обсуждение эссе «Маркетинг как практическая реализация теории спроса» с применением презентации в Power Point; практикум: задания 7, 8, 9
Тема 6. Фирма как экономический субъект Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «ГК РФ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и производственных кооперативах»
Тема 7. Теория производства Подготовка к промежуточной аттестации в форме тестов и опросов; «круглый стол»: обсуждение эссе «Инвестиционная политика как часть экономической стратегии фирмы» с применением презентации в Power Point. Практикум: задание 10
Тема 8.Теория издержек Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Пути снижения издержек фирмы» с применением презентации в Power Point.; практикум: задания 11, 13. Анализ конкретных ситуаций: задание 12
Тема 9. Рыночная структура и совершенная конкуренция Практикум: упражнения для развития практических навыков. Анализ конкретных ситуаций: задания 14, 15
Тема 10. Монополия Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Естественные монополии России и регулирование их деятельности» с применением презентации в Power Point; практикум: упражнения для развития практических навыков. Задания 16, 17. Деловая игра «Пресс-конференция».
Тема 11. Монополистическая конкуренция и олигополия   Практикум: упражнения для развития практических навыков. Задание 18, Анализ конкретных ситуаций: задание 19, 20. Обсуждение эссе «Монополии, олигополии и их противоречивая роль в экономической жизни общества» с применением презентации в Power Point.
Тема 12. Рынки факторов производства Практикум: упражнения для развития практических навыков. Задания 21, 22. Обсуждение эссе «Ценообразование на факторы производства»
Тема 13. Внешние эффекты рынка и общественные блага. Теория общественного выбора Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Способы решения проблемы отрицательных внешних эффектов рынка» с применением презентации в Power Point.


ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Задание 1

Спрос на обеды в студенческой столовой описывается уравнением QD = 2400 – 100P, а предложение: QS = 1000 + 250P, где Q – количество обедов в день; P – цена обеда (ден. ед.).

Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по данной цене.

Задание 2

Спрос и предложение на некий товар описываются уравнениями: QD = 2500 – 200Р; QS = 1000 + 100Р, где Q – количество товара; P – его цена (ден. ед.).

Вычислите параметры рыночного равновесия на рынке данного товара.

Государство установило на данный товар фиксированную цену (Р), равную 3 ден. ед. Каковы последствия данного решения?

Задание 3

При исходной цене 12 руб. магазин продавал 1000 тетрадей в день, а после повышения цены до 16 руб. – 900 тетрадей.

Чему равна точечная эластичность спроса по цене?

Задание 4

Известно, что при цене 32 ден. ед. за килограмм было продано 500 кг товара Х, а после ее увеличения до 40 ден. ед. за килограмм – 400 кг.

Чему равна дуговая эластичность спроса по цене на данный товар?

Задание 5

Эластичность спроса по цене на некий товар (EР) равна 2,5, а эластичность спроса по доходу (EI) равна 0,6. Цена на данный товар снизилась на 3%, а доход увеличился на 7%.

На сколько процентов изменится спрос на данный товар?

Задание 6

Повышение цен на бумагу привело к изменению цены учебника, составляющей первоначально 8 ден. ед. за штуку, на 16 ден. ед. До этого изменения в магазине продавалось 500 учебников в месяц. Коэффициент эластичности спроса на учебники – (– 0,1).

Сколько учебников в месяц продает магазин по новой цене?

Задание 7

Распределение предельных полезностей (в ютилях) товаров X и Y для потребителя имеет вид:

Единица продукта
MUx
MUy

Доход, который потребитель решил потратить на покупку этих товаров, равен 9 ден. ед. Цена товара Х равна 1 ден. ед., а товара Y – 2 ден. ед.

а) сколько единиц товаров Х и Y должен приобрести потребитель, чтобы получить максимальную полезность?

б) чему равна максимальная полезность?

Задание 8

Потребитель покупает два товара – товар Х и товар Y. Количество товара Y – 30 шт., а его цена – 4 ден. ед. Составьте уравнение бюджетного ограничения потребителя.

Задание 9

Спрос на товар описывается уравнением QD = 50 – 2P, а предложение – QS = 5 + 3P, где Q – количество товара, а Р – его цена.

Определите величину потребительского излишка.

Задание 10

Производственная функция фирмы имеет вид: Q = 100 + 12K2 + 10L, где Q – объем выпуска продукции, K – количество используемого капитала, а L – количество труда.

Чему равен предельный продукт капитала?

Задание 11

Дана функция валовых издержек: TC = 1 + y2, где y – объем выпуска продукции (тыс. шт.).

Найти:

– постоянные издержки (FC);

– переменные издержки (VC);

– средние издержки (АС);

– средние постоянные издержки (AFC);

– средние переменные издержки (АVC);

– предельные издержки (MC);

– такой объем производства, при котором средние издержки минимальны.

Задание 12

Предприниматель располагает наличными деньгами в размере 1 млн руб. (банковский процент – 20%). Используя деньги полностью в производстве (покупая оборудование, сырье, материалы, рабочую силу и т. д.), он производит какой-либо товар. В конце года было произведено и продано продукции на сумму 1 млн 100 тыс. руб.

Чему равны бухгалтерские издержки, бухгалтерская прибыль, экономические издержки и экономическая прибыль?

Задание 13

Типография осуществляет производство рекламных плакатов, используя трех работников, средний продукт труда которых равен 25 шт. в день. Заработная плата каждого работника составляет 500 ден. ед. в день (труд – единственный переменный фактор), а постоянные издержки равны 900 ден. ед.

Какие средние издержки несет типография?

Задание 14

Имеются следующие данные о деятельности фирмы в условиях совершенной конкуренции:

Р Q TR TC FC VC AC AVC AFC MC
        5,5   5,0

Фирма выпускает оптимальное количество товаров.

Заполните таблицу, внося недостающие данные, и укажите, что в данной ситуации должна делать фирма.

Задание 15

Фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Известны следующие данные о деятельности фирмы:

Р Q TR TC FC VC AC AFC AVC
3,0       3,5    

Заполните таблицу, внося недостающие данные, и укажите, что в данной ситуации должна делать фирма.

Задание 16

Функция спроса на продукцию монополиста: P = 60 – Q. Функция валовых издержек: TC = 10 + Q2, где Q – количество товара (тыс. шт.); P – его цена (ден. ед.)

Найти оптимальный объем выпуска продукции и рыночную цену.

Задание 17

Фирма монополизировала производство ковров в N-м городе. Функция спроса на ковры: Q = 30 – 2P, где Q – количество ковров (тыс. шт.), Р – их цена (тыс. руб.); функция экономических издержек на производство ковров: TC = 60 + Q2.

Какова экономическая прибыль монополиста?

Задание 18

Фирма действует в условиях монополистической конкуренции. Спрос на товар, выпускаемый фирмой, описывается уравнением P = 24 – Q, а валовые издержки: ТС = 20 + Q2.

Найти оптимальный объем выпуска продукции и рыночную цену.

Задание 19

Фирмы выпускают однородный товар в условиях дуополии. Известна функция спроса на данный товар: P = 30 – Q, а предельные издержки равны нулю.

Найти равновесие Курно.

Допустим, фирмы сговорились и действуют в условиях тайного сговора. Как изменятся оптимальный объем выпуска продукции, цена на продукт, а также валовой доход?

Задание 20

В отрасли функционируют 7 фирм, удельные веса которых составляют в отраслевом объеме производства соответственно 20%, 20%, 10%, 10%, 10%, 1 0%. (1%, 0%?) Первая фирма сливается с последней, сохранив при этом свою специализацию.

Рассчитайте коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля до и после слияния указанных фирм.

Задание 21

Известны функция спроса на труд работников данной профессии: DL = 100 – 2РL и функция предложения их труда: SL = 40 + 4РL, где РL – цена труда.

Найти параметры рыночного равновесия на рынке труда.

Задание 22

Если ежегодная земельная рента составляет 2000 ден. ед., а ставка процента – 8%, то какова цена данного участка земли?

Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий, лабораторных практикумов и практических занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Самостоятельная работа студентов включает в себя: изучение монографий, законов Российской Федерации; оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; решение задач; самотестирование, написание реферата (эссе); подготовку к студенческой научной конференции.

Выполнение всех видов самостоятельной работы увязывается с изучением конкретных тем.

Таблица 6.1

Наименование разделов, тем Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Формы отчетности о результатах СИ
Раздел 1. Введение в микроэкономику
Тема 1. Предмет и методы изучения микроэкономики Истоки экономической науки. Основные направления экономической мысли третьего тысячелетия. Вклад российской экономической мысли в сокровищницу мировой экономической науки. Принципы, используемые неоклассической теорией в решении проблемы выбора. Ограничения неоклассического подхода. Тестирование по теме 1 Экзамен
Тема 2. Общие проблемы экономического развития   Современная смешанная экономика и тенденции её развития. Главные черты информационного общества. Инновации в новой экономике. Пути повышения эффективности использования ограниченных ресурсов. Экономические интересы. Кругообороты благ и доходов. Изменение структуры собственности в экономике России. Тематический контроль Тестирование по теме 2 Подготовка эссе Экзамен
Тема 3. Рыночная организация хозяйства как экономическая система Натуральное хозяйство – исторически первая форма организации общественного хозяйства. А. Смит о причинах возникновения рынка: «Исследование о природе и причинах богатства народов». Классики о товаре и его свойствах. Закон стоимости. Особенности информации как товара. Экономические агенты рынка. Преимущества и ограниченность рыночного механизма. Национальные модели рыночной экономики. Особенности российской модели. Тестирование по теме 3 Подготовка эссе Экзамен
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 4. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения Взаимосвязь спроса и предложения: формирование рыночной цены. «Паутинообразная» модель рыночного равновесия. Ценовая эластичность спроса и общая выручка. Эластичность предложения. Законы Энгеля. Практическое применение теории эластичности спроса и предложения. Тематический контроль Тестирование по теме 4 Подготовка эссе Экзамен
Тема 5. Основы теории потребительского поведения Австрийская школа и ее вклад в теорию предельной полезности. Законы Госсена. Концепция потребительского излишка и ее практическое применение. Взаимосвязь теории предельной полезности и теории потребительского выбора. Тестирование по теме 5 Подготовка эссе Экзамен
Тема 6. Фирма как экономический субъект Различия между предприятием, фирмой и отраслью. Самостоятельность фирмы и принятие экономических решений. Внутрифирменное планирование – инструмент обеспечения устойчивого положения фирмы на рынке. Бизнес-план. Развитие традиционной (неоклассической) теории фирмы. Тестирование по теме 6 Подготовка эссе Экзамен
Тема 7. Теория производства Важнейшие показатели экономической эффективности. Роль показателя производительности труда в микроэкономике. Графическая иллюстрация закона убывающей производительности факторов производства. Тематический контроль Тестирование по теме 7 Подготовка эссе Экзамен
Тема 8.Теория издержек Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Понятие трансакционных издержек. Вклад марксистской теории в изучение издержек производства. Проблема выбора в производстве. Пути снижения издержек фирмы. Тестирование по теме 8 Подготовка эссе Экзамен
Тема 9. Рыночная структура и совершенная конкуренция Идеальные и реальные рыночные структуры. Точка безубыточности и цена прекращения производства совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Долгосрочная цена безубыточности фирмы. Необходимость изучения деятельности совершенно конкурентной фирмы в современных условиях. Тематический контроль Тестирование по теме 9 Экзамен
Тема 10. Монополия Долгосрочное равновесие в условиях естественной, закрытой и открытой монополии. Сравнение монополии и конкуренции. Экономические последствия монополии. История, цели и практика антимонопольного законодательства в развитых странах. Антимонопольное регулирование в России. Тестирование по теме 10 Подготовка эссе Экзамен
Тема 11. Монополистическая конкуренция и олигополия   Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность. Способы увеличения прибыли в условиях монополистической конкуренции. Показатели измерения концентрации рынка при олигополии. Молчаливый сговор: лидерство в ценах Тестирование по теме 11 Подготовка эссе Экзамен
Тема 12. Рынки факторов производства   Сущность человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал. Фактор времени и дисконтирование на рынке капитала. Особенности действия закона убывающей производительности факторов производства на рынке земли. Предпринимательство в современной экономике. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике. Тестирование по теме 12 Подготовка эссе Экзамен
Тема 13. Внешние эффекты рынка и общественные блага. Теория общественного выбора Человек и среда его жизнедеятельности в мире экономики. Способы решения проблемы отрицательных внешних эффектов рынка. «Погоня за рентой», лоббизм и практика «логроллинга» в теории общественного выбора. Тематический контроль Тестирование по теме 13 Подготовка эссе Экзамен

Темы докладов, эссе

1. Вклад Аристотеля в развитие экономической науки.

2. Российская экономическая мысль как существенный вклад в сокровищницу мировой экономической науки.

3. Проблема выбора в микроэкономике и хозяйственной практи­ке.

4. Национальные модели рыночной экономики. Особенности российской модели.

5. Практическое применение теории эластичности спроса.

6. Маркетинг как практическая реализация теории спроса.

7. ГК РФ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и производственных кооперативах.

8. Фирма и виды предпринимательства в России.

9. Инвестиционная политика как часть экономической стратегии фирмы.

10. Пути снижения издержек фирмы.

11. Инновации, их цели и классификация.

12. Конкуренция и её виды. Особенности конкуренции в России.

13. Формирование цены в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

14. Монополии, олигополии и их противоречивая роль в экономической жизни общества.

15. Естественные монополии России и регулирование их деятельности.

16. Ценообразование на факторы производства.

17. Способы решения проблемы отрицательных внешних эффектов рынка.

6.2. Примерные тестовые задания для контроля качества
усвоения материала

Выберите вариант правильного ответа.

1. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение транснациональных корпораций;

в) отношения между отдельными представителями разных классов;

г) экономические отношения на уровне национального хозяйства

2. Проблемы «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить в рыночной экономике решаются:

а) автоматически;

б) государством с помощью плановых органов;

в) на основе как частных, так и государственных решений;

г) все ответы верны.

3. Основной экономической проблемой, с которой сталкивается любое общество, является:

а) проблема дефицита государственного бюджета;

б) проблема экономического выбора;

в) проблема дефицита сырья;

г) проблема бедности

4. Классическая политэкономия считала, что стоимость товара зависит от:

а) спроса и предложения;

б) количества затраченного труда, признанного обществом;

в) количества денег в обращении;

г) предельной полезности.

5. Австрийская школа маржинализма внесла наибольший вклад:

а) в трудовую теорию стоимости;

б) в концепцию предельной полезности;

в) в концепцию институционального развития экономики;

г) в теорию прибавочной стоимости

6. Основоположниками теории предельной производительности факторов производства являются представители школы маржинализма:

а) кембриджской;

б) американской;

в) австрийской;

г) лозаннской.

7. Альтернативные издержки нового магазина – это:

а) оплата его охраны и другого персонала;

б) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого магазина;

в) цена строительства магазина в будущем году;

г) изменение реальной ставки налога, который выплачивается из доходов магазина.

8. Что такое равновесная цена?

а) цена, указанная в прейскуранте;

б) цена, устанавливающаяся при равенстве спроса и предложения на свободном рынке;

в) цена, назначенная экспертом исходя из качества товара и конъюнктуры рынка;

г) средняя цена, установившаяся на данном рынке в данное время.

9. В чём заключается сущность закона спроса?

а) величина спроса падает с ростом цен при неизменности прочих факторов;

б) спрос на товар стимулирует его предложение;

в) определяет соотношение продаж и покупок;

г) помогает определить равновесную цену.

10. Сущность закона предложения состоит в том, что:

а) все товары, предложенные на рынке, должны быть проданы;

б) произведённые товары соответствуют общественно необходимым потребностям в них;

в) предложение всегда соответствует спросу;

г) с ростом цены на товар растёт и его предложение на рынке при неизменности прочих факторов.

11. Спрос на товар определяется:

а) количеством товара, который продается на рынке по определённой цене;

б) количеством товара, которое покупатели хотят и могут купить по определенной цене;

в) количеством товара, которое покупатели хотят купить, а производители могут предложить на рынке;

г) нет верного ответа.

12. К неценовым факторам (детерминантам) предложения относятся:

а) налоги и субсидии, технология производства, изменение цены на ресурсы;

б) налоги и субсидии, цена товара;

в) доход покупателей, цены на взаимосвязанные товары, ожидания изменения цен;

г) вкусы потребителей, технология производства, налоги и субсидии.

13. Второе пирожное доставляет большее удовольствие, чем первое. Опровергает ли данный факт закон убывающей предельной полезности?

а) да, так как иногда предельная полезность последующих единиц продукции возрастает;

б) нет, так как, начиная с определенного момента, предельная полезность пирожных начнет падать;

в) нет верного ответа.

14. Если уменьшение цены на 7% приводит к увеличению объема спроса на 5%, то данный спрос:

а) неэластичен по цене;

б) единичной эластичности;

в) эластичен по цене;

г) абсолютно неэластичен;

д) абсолютно эластичен.

15. Коэффициент перекрестной эластичности равен:

а) уменьшению цены, деленному на увеличение объема спроса;

б) увеличению общей выручки (в %), деленному на увеличение объема спроса (в %);

в) уменьшению общей выручки от продажи одного товара (в %), деленному на увеличение цены другого товара (в %);

г) изменению объема спроса на один товар (в %), деленному на изменение цены другого товара (в %).

16. Фирма не получает экономическую прибыль, когда:

а) предельные издержки равны предельному доходу;

б) выручка равна скрытым издержкам;

в) выручка равна экономическим издержкам;

г) выручка равна бухгалтерским издержкам.

17. Если труд и капитал увеличились в 3 раза, а объем производства при этом вырос в 3,5 раза, то:

а) имеет место возрастающая отдача от масштаба производства;

б) имеет место убывающая отдача от масштаба производства;

в) имеет место постоянная отдача от масштаба производства;

г) нет верного ответа.

18. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

а) стали;

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

г) сельскохозяйственной продукции.

19. Если государство установит на товар фиксированную цену на уровне выше равновесной цены, то:

а) образуется излишек данного товара;

б) установится равновесие на рынке данного товара;

в) возникнет дефицит данного товара;

г) повысится качество товара.

20. Собственность как экономическая категория – это:

а) блага, которыми человек владеет, пользуется и распоряжается;

б) совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг;

в) совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми, по поводу владения, распоряжения и использования объектов собственности;

г) нет верного ответа.

21. Студент считает, что ему одинаково полезно выпивать как 2 стакана сока и 3 стакана молока, так и 4 стакана сока и 1 стакана молока. В этом случае его предельная норма замены молока на сок равна:

а) 3/1;

б) 2/1;

в) 2/3;

г) 1.

22. Закон убывающей отдачи проявляется:

а) в росте уровня безработицы;

б) в любом падении производства;

в) в вытеснении мелких фирм крупными;

г) в замедлении темпов прироста выпуска продукции по мере того как предприниматель увеличивает количество переменного ресурса.

23. Садовод вырастил на своем участке большой урожай огурцов. Он решил продать их по цене ниже рыночной. К чему приведут действия садовода?

а) повысят рыночную цену на огурцы;

б) понизят рыночную цену на огурцы;

в) повысят рыночную цену на помидоры;

г) не окажут влияния на рыночную цену огурцов.

24. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции. Что произойдет при появлении на рынке нового производителя?

а) цена на продукцию возрастет;

б) цена уменьшится;

в) цена не изменится;

г) спрос возрастет.

25. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде – это:

а) линия цены товара;

б) снижающаяся часть кривой средних издержек;

в) возрастающая часть кривой средних издержек;

г) часть кривой предельных издержек, расположенная выше кривой средних издержек.

26. В краткосрочном периоде фирма прекратит производство, если:

а) цена меньше минимума средних переменных издержек;

б) общая выручка больше общих издержек;

в)нормальная прибыль ниже средней в отрасли;

г) цена меньше минимума предельных издержек.

27. В долгосрочном периоде фирма прекратит производство, если:

а) цена меньше минимума предельных издержек;

б) общая выручка больше общих издержек;

в) нормальная прибыль ниже средней в отрасли;

г) цена меньше минимума средних издержек.

28. Монополистическая конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором:

а) множество фирм производят однородные товары:

б) множество фирм производят дифференцированные товары;

в) на рынке действует одна фирма;

г) на рынке действует несколько фирм.

29. Наиболее важной характеристикой спроса фирм на факторы производства является следующее:

а) имеется большое число продавцов и покупателей факторов производства;

б) производный спрос на ресурсы;

в) отдельный продавец или покупатель не может влиять на цену ресурсов;

г) отдельные покупатели либо продавцы ресурсов могут воздействовать на цену ресурсов.

30. К причинам возникновения трудностей на рынке не относятся:

а) существование внешних эффектов рынка;

б) асимметричное распределение информации между участниками рыночного хозяйства;

в) необходимость производства общественных товаров;

г) действие правила «невидимой руки».

Раздел 7. Фонд оценочных средств
для проведения текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации

В процессе освоения учебной дисциплины «Микроэкономика» для оценки сформированных общекультурных и профессиональных компетенций используются оценочные средства, представленные в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Наши рекомендации