Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Результатом освоения образовательной программы выпускником высшего учебного заведения становится набор общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, структура которого определяется уровнем, направлением и специализацией подготовки.

Компетенция – готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовых функций.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО:

– широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий;

– аудиторные занятия должны проводиться в интерактивных формах;

– в вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику.

Отличительные особенности активных методов обучения (АМО):

– целенаправленная активизация мышления обучающихся;

– высокая степень вовлеченности обучающихся в учебный процесс, характеризующаяся продолжительностью (в течение всего занятия) и интенсивностью мыследеятельности;

– самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучающихся;

– интерактивный характер (от англ. Interaction – взаимодействие), то есть постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучающихся и преподавателей), свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

В психологии интеракция – «это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо.

Социальная интракция – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других людей, вызывая ответные реакции.

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности преподавателя и обучающихся: все взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия сокурсников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивность – свойство АМО, зависящее от технологии применения конкретного метода Активные методы обучения.

Активные методы обучения Интерактивные методы обучения
- проблемные лекции; - педагогические игровые упражнения (в качестве индивидуального задания); - решение практических задач: расчетных примеров, кейсов (в качестве индивидуального задания); - имитационные упражнения; - индивидуальный тренаж (учебный тренажер, автоматизированные обучающие системы); - лабораторные опыты; - индивидуальные занятия на ПК - педагогические игровые упражнения (в качестве коллективного задания); - МАСТАК-технология; - мозговой штурм (эстафета); - ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций, кейс-технологии); - тематические дискуссии; - деловые игры; - ролевые игры; - игровые занятия на машинных моделях (искусственные образовательные среды, компьютерные деловые игры); - игровое проектирование; - групповой тренинг; - групповая консультация; - проблемные семинары (предполагают презентации и обсуждение докладов, подготовленных по заданной тематике)

Признаки интерактивного обучения:

– межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель – обучающийся» и «обучающийся – обучающийся»;

– работа в малых группах на основе сотрудничества;

– активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

Основываясь на признаках интерактивного обучения, формы и методы интерактивного обучения можно разделить на:

– дискуссионные: интерактивная лекция, диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, дебаты и т.д.

– игровые: деловы, ролевые, организационно-деятельностные и др.

– тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные, личностного роста, профессиональные).

Некоторые интерактивные методы:

1) создание интеллект-карты (картирование мышления) – широко известный метод представления информации, используемый для структурирования мыслительного процесса.

Метод картирования мышления помогает человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Картирование позволяет лучше использовать возможности мозга, поскольку с его помощью можно:

– объединить информацию;

– отобразить взаимосвязи;

– визуализировать мысли.

Используя этот метод, обучаемый избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации. С помощью картирования создаются интеллект-карты, помогающие при выполнении всех организационных и структурирующих задач.

Этот метод требует точности и ясности мышления и позволяет справиться со сложными задачами.

Суть технологии в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке.

Для этого необходимо определить:

– каковы основные аспекты вашей темы (проблемы);

– какие понятия являются взаимосвязанными;

– что для вас важно, что важнее всего остального.

Строки располагаются на листе в виде большой диаграммы, так чтобы четко просматривалось соответствие различных ее частей: визуализация облегчает целостное восприятие понятия и в то же время позволяет сфокусировать внимание на деталях, стимулировать креативное пошаговое мышление.

Практическое создание интеллект-карты начинается с рисунка – он служит образом, от которого можно отталкиваться. Использовать нужно не менее трех цветов. Затем следует осуществить следующие действия.

1. Расположить свои мысли вдоль веток-линий так, чтобы они расходились от центра в стороны в порядке их значимости. Все ключевые термины должны быть написаны заглавными буквами тоже вдоль линий. На одну линию должен приходиться только один термин. Для выделения ключевых слов нужно использовать любимые цвета.

2. Выделить разную значимость мыслей с помощью толщины линий и интервала между буквами.

3. Подчеркнуть существующие между идеями ассоциативные связи, соединяя «ветки» одну с другой, а также с помощью замкнутых контуров, кривых и стрелок. Можете также использовать символы (например, грустные и веселые физиономии) для наглядной иллюстрации любых позитивных и негативных материалов.

Там, где возможно, нужно помогать своей памяти использованием графических элементов или эмоционально окрашенных слов.

Картирование мышления является эффективным инструментом обучения и развития.

2) мастак-технология – метод активного социологического тестирования, анализа и контроля заключается в разработке и применении пособий, разработанных с использованием метода мозговой эстафеты, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определенных видах деятельности;

3) тематическая дискуссия – это специальное занятие проводится для обсуждения сложных теоретических проблем и обмена опытом между слушателями.

Избранная для дискуссии тема должна содержать предмет для обсуждения: различное толкование одних и тех же явлений в теории и практике управления, различный подход к решению одних и тех же характерных проблем. Целесообразна эта форма занятий и тогда, когда изучаемая тема в отдельных аспектах не бесспорна для всех слушателей. К примеру, когда читается лекция о стиле и методах работы руководителя, можно с уверенностью сказать, что не все предложенные лекторам рекомендации непременно станут руководством к действию слушателей. Даже если лекция была достаточно убедительной, каждый из сидящих в аудитории по-разному представляет себе конкретное приложение изложенного к своей практической деятельности.

Обмен мнениями по этому поводу позволяет приблизить отдельные теоретические положения лекции к их практической реализации в конкретных условиях. Дискуссию следует проводить после лекции, начав с выступления двух-трех наиболее опытных и авторитетных руководителей, специально приглашенных или выбранных из числа слушателей. На выступление каждому отводится не более 15 – 20 минут. Причем строится оно в виде ответов на заранее подготовленные вопросы, к примеру, такого характера: как вы планируете свой рабочий день? как организуете прием посетителей? как готовитесь к совещанию? как решаете конфликты между подчиненными вам руководителями и т. п.

Затем начинается свободная дискуссия, в ходе которой слушатели высказываются по обсуждаемой проблеме.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы направлять дискуссию, умело сталкивая между собой различные точки зрения, обращая внимание на те или иные стороны обсуждаемых вопросов, не навязывая своего мнения, чтобы не погашать полемического задора выступающих. Он должен также обеспечить конкретный и творческий характер высказываний, не сбивающихся на стандартно-безликие школярские ответы на вопросы учителя.

Заключительное слово преподаватель строит на синтезе коллективного опыта и мнения слушателей.

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов дисциплины

Наши рекомендации