Анализ показателей инвестиционной активности
Индекс инвестиционной активности учитывает деятельность органов местного самоуправления по созданию муниципальной инвестиционной среды и изменение значений объема и качества инвестиций в сравнении с предыдущим периодом. Как видно из Графика 8, наибольшей инвестиционной активностью среди городских округов и муниципальных районов характеризуются г. Мончегорск, Ковдорский район и г. Мурманск; наименьшей – ЗАТО п. Видяево, ЗАТО г. Заозерск и Кольский район.
График 8.
Наиболее высокая инвестиционная активность по городским и сельским поселениям отмечена в с.п. Алакуртти Кандалакшского района, г.п. Кандалакша и г.п. Верхнетуломский Кольского района; наименьшая инвестиционная активность – в с.п. Териберка и г.п. Кильдинстрой Кольского района, г.п. Зеленоборский Кандалакшского района (График 9).
График 9.
Индекс объема и качества инвестиций практически полностью соответствует динамике индекса инвестиционной активности. Так, наиболее благоприятная динамика среди всех муниципальных образований отмечена в с.п. Алакуртти Кандалакшского района (436,6), Ковдорском районе (346,6) и г.п. Верхнетуломский (265,3), наименее благоприятная – в ЗАТО п. Видяево (6,6), ЗАТО г. Заозерск (28,3) и с.п. Териберка Кольского района (31,9).
Наибольшее количество подписанных с потенциальными инвесторами соглашений о намерениях реализации инвестиционного проекта на территории муниципального образования отразили в представленных отчетах г. Мончегорск (15 соглашений), г. Мурманск (7 соглашений) и с.п. Алакуртти (5 соглашений). Данные результаты хорошо коррелируются с положением перечисленных муниципальных образований в сводном рейтинге инвестиционной привлекательности и активности. Инвестиционные соглашения о намерениях также были заключены муниципальными образованиями Терский район (3 соглашения), г. Кировск, Печенгский район, г.п. Никель Печенгского района (2 соглашения), г. Полярные Зори, ЗАТО Александровск, Кандалакшский район, с.п. Корзуново Печенгского района (1 соглашение).
Значимым показателем деятельности органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций является наличие Комплексного инвестиционного плана (стратегии развития) муниципального образования. На настоящий момент в 10 муниципальных образованиях Мурманской области утверждены Комплексные инвестиционное планы/ стратегии развития территории (г. Апатиты, г. Кировск, г. Мончегорск, г. Мурманск, г. Полярные Зори, ЗАТО Александровск, Ковдорский район, г.п. Никель Печенгского района, г.п. Ревда Ловозерского района и с.п. Алакуртти Кандалакшского района), еще в 5 муниципальных образованиях КИПы находятся в стадии доработки и согласования.
Нормативно-правовые акты, содержащие механизмы поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций приняты в 12 муниципальных образованиях: г. Апатиты, г. Мончегорск, г. Мурманск, г. Оленегорск, г. Полярные Зори, ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Североморск, Кандалакшский район, Печенгский район, Терский район, г.п. Заполярный Печенгского района и с.п. Алакуртти Кандалакшского района.
Генеральные планы поселения приняты или находятся в стадии утверждения во всех муниципальных образованиях, за исключением г.п. Кола (генеральный план в стадии разработки).
Количество подготовленной документации по планировке территории муниципального образования в 2012 г. сократилось по отношению к 2011 г. в большинстве муниципальных образований. Из муниципальных образований, в которых отмечено увеличение данного показателя, наибольший рост продемонстрировали г. Мурманск, с.п. Варзуга Терского района и с.п. Алакуртти Кандалакшского района (прирост составил более 80%).
Структура расходной части бюджета муниципального образования является косвенным показателем инвестиционной активности на территории муниципального образования и позволяет судить о степени заинтересованности органов местного самоуправления в работе с инвестиционными проектами. По результатам Мониторинга:
· доля расходов бюджета на строительство/реконструкцию/ капитальный ремонт инфраструктуры в 2012 г. во всех городских округах составила более 1%, за исключением г. Мончегорска и г. Мурманска. Наиболее высокие показатели отмечены также в Кандалакшском, Ковдорском, Кольском и Терском районах, г.п. Кандалакша, г.п. Кола, г.п. Кильдинстрой, г.п. Молочный и с.п. Пушной Кольского района и г.п. Ревда Ловозерского района.
· средние значения доли расходов бюджета на оценку и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества муниципальной формы собственности с целью последующей регистрации права для продажи потенциальному инвестору превышают г. Мончегорск, с.п. Алакуртти Кандалакшского района, с.п. Пушной Кольского района и с.п. Корзуново Печенгского района.
· наиболее высокая доля расходов бюджета на подключение к сетям энергоснабжения объектов инфраструктуры отмечена в Терском районе (>1%), ЗАТО Александровск, Кольском районе, г.п. Заполярный Печенгского района и г.п. Мурмаши Кольского района (0,2-0,5%).
· доля расходов бюджета, направленных на снос ветхих/неиспользуемых объектов недвижимого имущества с целью освобождения земельного участка и формирования площадки под застройку, в общем объеме расходов бюджета муниципального образования составила более 1% в с.п. Алакуртти Кандалакшского района, от 0,2 до 1% в с.п. Корзуново Печенгского района, г.п. Мурмаши Кольского района, г.п. Кола и г. Кировске.[*]
В связи с тем, что отсутствие необходимой информации об инвестиционных возможностях на территории муниципального образования является существенным препятствием для потенциальных инвесторов, важную роль играет деятельность органов местного самоуправления по инвестиционному маркетингу территории. На сайтах практически всех городских округов и муниципальных районов, кроме Ковдорского района, представлен раздел с информацией об инвестиционном потенциале муниципального образования. По городским округам и сельским поселениям публикация данных материалов осуществляется только муниципальными образованиями г.п. Кола, с.п. Алакуртти Кандалакшского района, с.п. Териберка Кольского района и с.п. Корзуново Печенгского района.