Анализ показателей деловой активности.

Таблица 10. Расчет ФЦ и ОЦ компании ОАО «Аэрофлот»

 
ОДЗ 3,99 5,22 4,47
ПОДЗ 90,17 68,93 80,58
ОЗ 29,29 39,93 47,93
ПОЗ 12,29007375 9,015739594 7,511032955
ОКЗ 4,910535942 5,770626178 5,161514491
ПОКЗ 73,31175339 62,3849109 69,74697071
 
ФЦ 29,15 15,56 18,34
ОЦ 102,46 77,95 88,09

Так как билеты зачастую отдаются различным агентствам для продажи, что характерно для отрасли авиаперевозок, то «Аэрофлот» получается деньги только после реализации этих билетов в различных агентствах, поэтому ПОДЗ (табл.2.3.1) и его оптимизация чрезвычайно важна для рассматриваемой компании. В целом этот показатель за рассматриваемый период уменьшается (2009г.- 90 дн., 2010г.- 69 дн., 2011г.-80 дн.), что является положительной тенденцией.. Не стоит забывать, что основной деятельностью в данной отрасли являются услуги, поэтому период оборачиваемости запасов протекает довольно быстро (в случае «Аэрофлота» в 2009г.-12дн., 2010г.- 9-дней,2011г.-8дн.). Что касается периода оборачиваемости кредиторской задолженности, то такой крупной компании как «Аэрофлот», лидеру отрасли авиаперевозок в России, выдаются кредиты в больших суммах на поддержание своей деятельности. В связи с этим, период оборачиваемости кредиторской задолженности довольно длинный (табл.2.3.1), но это приемлемо для компании такого уровня и требуется для поддерживания первого места на рынке России.

Мы можем заметить, что в 2010 году временно улучшились все периоды оборачиваемости, кроме периода оборачиваемости запасов. Все остальные показатели стали ухудшаться в 2011, но период оборачиваемости запасов продолжил улучшаться, что в итоге сказывается на финансовом и операционном циклах. В результате вышеописанного, мы видим, что в 2011 году циклы стали длиннее, чем 2010, но все же короче, чем в 2009. На основании всех вышеперечисленных аргументов мы можем сделать вывод о постоянном росте компании.

Выводы по результатам анализа

Оценка ключевых показателей

Мы обобщили важнейшие показатели финансового положения ОАО «Аэрофлот» по качественному признаку и разделили их на две категории: положительные и вызывающие опасения. Особое внимание было уделено показателям по состоянию на конец 2011 года, а также их динамике с 2009 по 2011 год.

Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, имеющие положительные значения:

· Коэффициенты текущей, критической и абсолютной ликвидности показывают, что компания способна платить по своим долгам (является ликвидной), и поэтому привлекательна для инвесторов и надежна с точки зрения кредиторов.

· Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно уравновешивают друг друга, что является положительной тенденцией.

· Оборачиваемость дебиторской задолженности и её период связаны со спецификой деятельности компании, так как билеты зачастую отдаются различным агентствам для продажи, и «Аэрофлот» получает деньги только после их реализации, а также немаловажную роль играет взнос предоплаты при бронировании билетов. Значения оборачиваемости запасов и их периода достаточно малы, что объясняется тем, что компания работает в сфере услуг по воздушным перевозкам, а значит не имеет потребности в больших запасах, а также тем, что компания достаточно эффективно ими управляет. Так, можно заключить, что наиболее удачным для компании был 2010 год: финансовые и операционные циклы были самыми короткими среди исследуемых периодов. На основании этого можно сделать вывод о постоянном росте и динамичном развитии компании «Аэрофлот».

· Показатели рентабельности ROA, ROTA, RONA, RNOA в 2010 году заметно увеличились по сравнению с кризисным 2009 годом, что связано с возобновлением спроса на авиаперевозки и, соответственно, увеличением прибыли. Однако после 2010 года компания стала развиваться более плавно, так как экономика и рынок начали постепенно восстанавливаться после кризиса, что привело к снижению показателей рентабельности. Соотношения между показателями во всех периодах соответствуют норме, что говорит о стабильном и устойчивом финансовом состоянии ОАО «Аэрофлот». Так, на данный момент компания вновь становится стабильной и финансово устойчивой, эффективной с точки зрения собственников.

· Эффект финансового левереджа тоже достаточно высок, что говорит о том, что компания активно привлекает и использует заёмный капитал эффективнее, чем в предыдущем году.

Показатели финансового положения и результатов деятельности организации, вызывающие опасения:

· Доля собственных средств компании выше, чем доля заемных, но превышает она ее незначительно и имеет тенденцию к уменьшению.

· Коэффициент автономии на всех этапах больше 0,5, но постепенно коэффициент снижается, что говорит о плавной потери автономии компанией. Увеличение доли заемных средств связано с активным развитием компании в последние годы, а для ускорения темпов развития используются заемные средства.

Наши рекомендации