Перечень основных знаний, умений, навыков

В соответствии с поставленными целями программа кур­са "Экономика" предусматривает реализацию требований Го­сударственного стандарта ВПО к подготовке специалистов, в соответствии с которыми изучение дисциплины предпо­лагает:

Научить студентов использовать теоретические знания в ана­лизе оценке микро- и макропроцессов, происходящих в России, тенденций развития мировой экономики и общества; понимать содержание макроэкономической политики на основе расчетов и способов моделирования ситуаций:

Студенты должны знать:

1. все базовые экономические категории и термины.

2. основные направления современной экономической мысли по прин-ципиально важным проблемам экономической теории и практики.

3. сущность, виды и механизмы действия различных рынков.

4. аналитические и графические иллюстрации экономических законов.

Студенты должны приобрести навыки:

1. первой ступени научного исследования, которые формируются в ходе под-готовки рефератов, докладов, выступлений на конференциях, контрольных работ.

2. теоретических дискуссий, обсуждений в ходе семинаров и конференций.

3. научного мышления.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

1. решать задачи и ситуации по любому разделу курса.

2. грамотно анализировать решения на микро- и макроуров­не по эконо-мическим проблемам.

3. уметь аргументированно защищать собственную позицию.

4. грамотно объяснить экономические и социально-экономи­ческие явления на основе знаний экономической теории. Сту­денты должны иметь представление о новых принципиальных достижениях отечественных и зарубежных ученых и в области экономической теории.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ

Оценка "отлично" означает, что:

1. на основе программного объема знаний студент свободно ориентируется в тематике учебного курса.

2. владеет принципами анализа и моделирования.

3. в самостоятельной работе проявил элементы творчества.

4. способен достаточно свободно и грамотно ориентировать­ся в проблемах окружающей действительности, анализируя их на "экономическом языке".

Оценка "хорошо" означает, что:

1. студент владеет основным программным объемом знаний.

2. прочно усвоил основные понятия и категории.

3. активно работал на семинарах.

Оценка "удовлетворительно" означает, что:

1. студент знает основные понятия и категории.

2. может дать, в основном, правильные определения.

3. на семинарах работал не систематически в форме фор­мального воспроизводства учебного материала.

Оценка "неудовлетворительно" означает, что:

1. студент не знает основных категорий курса.

2. не вышел за пределы обыденных представлений.

3. не овладел "экономическим языком".

4. не выполнял задания к семинарам и не справлялся с конт­рольными работами.

БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ

В целях активизации самостоятельной работы, повышения качества знаний, усиления текущего контроля и дифференциа­ции работы студентов в межсессионный период целесообразно применять следующую схему накопления баллов оценок текущей успеваемости в течение семестров. Основные виды работ оце­ниваются баллами; исходя из количества лекций и семинаров, определяется общее количество баллов, полученных студентом непосредственно перед зачетом или экзаменом.

Минимальное количество баллов позволяет допустить сту­дента к зачету или экзамену. Максимальное количество баллов служит основанием для оценки "отлично" (или "зачтено"), выс­тавляемой "автоматически". Примерная схема балльной оценки текущей успеваемости студентов.

Виды работ оценки в max min
п/п   баллах    
Посещение лекции
Посещение семинара
Выступление на семинаре
Выполнение реферата  
Дополнение на семинаре  
Ответ с места на вопрос
Выполнение самостоятельной (аудиторной) работы
Отказ от ответа - -  
Выполнение контрольных работ
Выполнение всех письменных домашних заданий (для одного семинара)  
  Итого:      

Итоговое число баллов зависит от количества аудиторных занятий. Подобная схема предполагает внесение изменений в зависи­мости от учебных планов, графиков учебного процесса, использо­вание различных форм аудиторных и внеаудиторных занятий, а также дает возможность выбора направлений и форм самостоятельной работы студента, совершенствования методики его подготовки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА»

Настоящий раздел включает типовые задания по основным темам стандартного курса; подбор материала носит тематичес­кий характер и охватывает важнейшие вопросы темы. Тесты и задачи могут использоваться для самостоятельной работы сту­дентов, для закрепления изучаемого материала на семинарах, для контроля знаний студентов по отдельным темам, разделам или по всему курсу – в письменной форме на зачетах и экзаменах.

Предлагаемые в каждой теме задания составлены по содер­жательному принципу, а их подбор позволяет использовать ма­териал на разных факультетах с учетом уровня подготовки сту­дентов и специфики факультета. Тесты нацелены на определе­ние уровня общей подготовки и усвоение знаний по основным категориям. Решение задач требует проведения определенных математических действий и предполагает более глубокие знания не только категорий, но и взаимозависимостей экономических процессов, законо-мерностей развития. Содержание задач разной степени сложности также рассчитано на их дифференцирован­ное использование.

Для самостоятельного выполнения заданий может быть ис­пользована литература, рекомендованная ранее для изучения курса "Экономика".

Краткие методические указания к выполнению тестовых заданий и задач по курсу "Экономика"

Тестовые задания – одна из эффективных форм промежуточ­ной, а при определенных условиях и итоговой аттестации уров­ня успеваемости студентов высших учебных заведений (вузов). Однако, помимо проверки уровня и глубины знаний тестовые задания способствуют развитию познавательных способностей, а также формированию устойчивых, логических учебно-инфор­мационных взаимосвязей в контексте детальной проработки каж­дой темы семинарских занятия.

При подготовке заданий в первую очередь выдерживались принципы развивающего обучения, самостоятельности и доступ­ности. Это особенно важно не только для студентов дневной, но и заочной (вечерней) формы обучения. Еще большее значение тесты и задачи, сгруппированные вокруг ключевых проблем эко­номической теории, приобретают в условиях сокращения коли­чества учебных часов, выделяемых на проведение аудиторных занятий. Определенной, хотя и неполной компенсацией подоб­ной негативной тенденции в развитии высшего профессиональ­ного образования, можно считать усиление прикладной мето­дической составляющей образовательного процесса, т.е. разра­ботку корректных, тщательно выверенных тестовых заданий. Такие тесты и задачи, несомненно, должны быть привязаны к содержанию конкретных учебников и учебных пособий. В дан­ном случае в качестве ориентира взят комплекс основных учеб­ных пособий, рекомендуемых для изучения курса "Экономика":

Однако данный учебно-образовательный ориентир не исклю­чает подготовки студентов к семинарским занятиям, зачету экза­мену и по учебникам, учебным пособиям, написанным или со­ставленным другими авторами.

Помимо прочего разработка тестовых заданий и задач наце­лена на перспективу Формирующееся рыночное образовательное пространство в России требует диверсификации как деятельнос­ти вузов, так и их образовательной практики. Целесообразным и вполне вероятным для многих вузов становится развитие дистан­ционных форм обучения, которые совершенно невозможны без наличия соответствующего учебно-методического обеспечения. Первым шагом в этом направлении в рамках решения функцио­нальных задач специализированной кафедры является создание блока-комплекса учебно-прикладных материалов, среди которых соответствующее место занимают тестовые задания и задачи.

При выполнении тестов студенты должны знать следующее:

1) к каждому занятию той или иной темы семинара прилага­ется по 10 вопросов – тестовый мини-блок;

2) на его подготовку отводится 15 минут;

3) тесты имеют средний уровень сложности, поэтому не дол­жны вызывать особенно долгих размышлений у тех, кто на них отвечает;

4) ответы на тестовый мини-блок даются на отдельном листе бумаги, но не на самом тестовом задании;

5) на отдельном месте указываются фамилия и имя студента, факультет и шифр группы, а также последовательно нумеруются все 10 вопросов;

6) при выборе единственно правильного ответа из четырех предлагаемых различных вариантов студент с учетом своих зна­ний обязан руководствоваться критериями: наибольшей полно­ты и точности, историзма, детерминизма и логики;

7) верный вариант ответа под соответствующей буквой "а", "б", "в" или "г" фиксируется рядом (на одной горизонтали) с по­рядковым номером тестового задания;

8) исправления ответов не допускаются и рассматриваются как ошибки (по этой причине целесообразно тщательным обра­зом продумывать ответ до момента его письменного оформления);

9) тестовые задания и ответы на них сдаются преподавате­лям сразу по истечении 15 минут;

10) значительное промедление со сдачей тестов и ответов на них может по усмотрению преподавателя рассматриваться как одна дополнительная ошибка в ответе студента.

Решение задач предполагает более высокий уровень подго­товки студента: знание не только фундаментальных категорий, но и способность логически мыслить, определять и различать взаимосвязи экономических процессов, прослеживать их дина­мику, представлять модели развития событий, знать содержание законов и уметь использовать определенные математические действия на основе экономико-математических уравнений.

В процессе аудиторных семинарских занятий рекоменду­ется решать 1 -2 задачи с подробными комментариями и по­яснениями.

Для домашних заданий целесообразно предлагать 2-3 задачи с подробными описаниями хода решения (в зависимости от сте­пени сложности).

Для самостоятельных аудиторных работ контрольного харак­тера целесообразно использовать комплексные задания, содер­жащие и тесты и задачи в различных комбинациях (с учетом спе­цифики факультетов). Например, студентам гуманитарных факуль­тетов предлагается большее количество тестовых заданий: сту­дентам физико-математического и технологического факультетов можно предлагать большее количество задач и т.д. На выполне­ние такой самостоятельной работы отводится от 40 до 80 минут.

Наши рекомендации