Перечень основных знаний, умений, навыков
В соответствии с поставленными целями программа курса "Экономика" предусматривает реализацию требований Государственного стандарта ВПО к подготовке специалистов, в соответствии с которыми изучение дисциплины предполагает:
Научить студентов использовать теоретические знания в анализе оценке микро- и макропроцессов, происходящих в России, тенденций развития мировой экономики и общества; понимать содержание макроэкономической политики на основе расчетов и способов моделирования ситуаций:
Студенты должны знать:
1. все базовые экономические категории и термины.
2. основные направления современной экономической мысли по прин-ципиально важным проблемам экономической теории и практики.
3. сущность, виды и механизмы действия различных рынков.
4. аналитические и графические иллюстрации экономических законов.
Студенты должны приобрести навыки:
1. первой ступени научного исследования, которые формируются в ходе под-готовки рефератов, докладов, выступлений на конференциях, контрольных работ.
2. теоретических дискуссий, обсуждений в ходе семинаров и конференций.
3. научного мышления.
В результате изучения курса студенты должны уметь:
1. решать задачи и ситуации по любому разделу курса.
2. грамотно анализировать решения на микро- и макроуровне по эконо-мическим проблемам.
3. уметь аргументированно защищать собственную позицию.
4. грамотно объяснить экономические и социально-экономические явления на основе знаний экономической теории. Студенты должны иметь представление о новых принципиальных достижениях отечественных и зарубежных ученых и в области экономической теории.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ
Оценка "отлично" означает, что:
1. на основе программного объема знаний студент свободно ориентируется в тематике учебного курса.
2. владеет принципами анализа и моделирования.
3. в самостоятельной работе проявил элементы творчества.
4. способен достаточно свободно и грамотно ориентироваться в проблемах окружающей действительности, анализируя их на "экономическом языке".
Оценка "хорошо" означает, что:
1. студент владеет основным программным объемом знаний.
2. прочно усвоил основные понятия и категории.
3. активно работал на семинарах.
Оценка "удовлетворительно" означает, что:
1. студент знает основные понятия и категории.
2. может дать, в основном, правильные определения.
3. на семинарах работал не систематически в форме формального воспроизводства учебного материала.
Оценка "неудовлетворительно" означает, что:
1. студент не знает основных категорий курса.
2. не вышел за пределы обыденных представлений.
3. не овладел "экономическим языком".
4. не выполнял задания к семинарам и не справлялся с контрольными работами.
БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ
ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ
В целях активизации самостоятельной работы, повышения качества знаний, усиления текущего контроля и дифференциации работы студентов в межсессионный период целесообразно применять следующую схему накопления баллов оценок текущей успеваемости в течение семестров. Основные виды работ оцениваются баллами; исходя из количества лекций и семинаров, определяется общее количество баллов, полученных студентом непосредственно перед зачетом или экзаменом.
Минимальное количество баллов позволяет допустить студента к зачету или экзамену. Максимальное количество баллов служит основанием для оценки "отлично" (или "зачтено"), выставляемой "автоматически". Примерная схема балльной оценки текущей успеваемости студентов.
№ | Виды работ | оценки в | max | min |
п/п | баллах | |||
Посещение лекции | ||||
Посещение семинара | ||||
Выступление на семинаре | ||||
Выполнение реферата | ||||
Дополнение на семинаре | ||||
Ответ с места на вопрос | ||||
Выполнение самостоятельной (аудиторной) работы | ||||
Отказ от ответа | - | - | ||
Выполнение контрольных работ | ||||
Выполнение всех письменных домашних заданий (для одного семинара) | ||||
Итого: |
Итоговое число баллов зависит от количества аудиторных занятий. Подобная схема предполагает внесение изменений в зависимости от учебных планов, графиков учебного процесса, использование различных форм аудиторных и внеаудиторных занятий, а также дает возможность выбора направлений и форм самостоятельной работы студента, совершенствования методики его подготовки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА»
Настоящий раздел включает типовые задания по основным темам стандартного курса; подбор материала носит тематический характер и охватывает важнейшие вопросы темы. Тесты и задачи могут использоваться для самостоятельной работы студентов, для закрепления изучаемого материала на семинарах, для контроля знаний студентов по отдельным темам, разделам или по всему курсу – в письменной форме на зачетах и экзаменах.
Предлагаемые в каждой теме задания составлены по содержательному принципу, а их подбор позволяет использовать материал на разных факультетах с учетом уровня подготовки студентов и специфики факультета. Тесты нацелены на определение уровня общей подготовки и усвоение знаний по основным категориям. Решение задач требует проведения определенных математических действий и предполагает более глубокие знания не только категорий, но и взаимозависимостей экономических процессов, законо-мерностей развития. Содержание задач разной степени сложности также рассчитано на их дифференцированное использование.
Для самостоятельного выполнения заданий может быть использована литература, рекомендованная ранее для изучения курса "Экономика".
Краткие методические указания к выполнению тестовых заданий и задач по курсу "Экономика"
Тестовые задания – одна из эффективных форм промежуточной, а при определенных условиях и итоговой аттестации уровня успеваемости студентов высших учебных заведений (вузов). Однако, помимо проверки уровня и глубины знаний тестовые задания способствуют развитию познавательных способностей, а также формированию устойчивых, логических учебно-информационных взаимосвязей в контексте детальной проработки каждой темы семинарских занятия.
При подготовке заданий в первую очередь выдерживались принципы развивающего обучения, самостоятельности и доступности. Это особенно важно не только для студентов дневной, но и заочной (вечерней) формы обучения. Еще большее значение тесты и задачи, сгруппированные вокруг ключевых проблем экономической теории, приобретают в условиях сокращения количества учебных часов, выделяемых на проведение аудиторных занятий. Определенной, хотя и неполной компенсацией подобной негативной тенденции в развитии высшего профессионального образования, можно считать усиление прикладной методической составляющей образовательного процесса, т.е. разработку корректных, тщательно выверенных тестовых заданий. Такие тесты и задачи, несомненно, должны быть привязаны к содержанию конкретных учебников и учебных пособий. В данном случае в качестве ориентира взят комплекс основных учебных пособий, рекомендуемых для изучения курса "Экономика":
Однако данный учебно-образовательный ориентир не исключает подготовки студентов к семинарским занятиям, зачету экзамену и по учебникам, учебным пособиям, написанным или составленным другими авторами.
Помимо прочего разработка тестовых заданий и задач нацелена на перспективу Формирующееся рыночное образовательное пространство в России требует диверсификации как деятельности вузов, так и их образовательной практики. Целесообразным и вполне вероятным для многих вузов становится развитие дистанционных форм обучения, которые совершенно невозможны без наличия соответствующего учебно-методического обеспечения. Первым шагом в этом направлении в рамках решения функциональных задач специализированной кафедры является создание блока-комплекса учебно-прикладных материалов, среди которых соответствующее место занимают тестовые задания и задачи.
При выполнении тестов студенты должны знать следующее:
1) к каждому занятию той или иной темы семинара прилагается по 10 вопросов – тестовый мини-блок;
2) на его подготовку отводится 15 минут;
3) тесты имеют средний уровень сложности, поэтому не должны вызывать особенно долгих размышлений у тех, кто на них отвечает;
4) ответы на тестовый мини-блок даются на отдельном листе бумаги, но не на самом тестовом задании;
5) на отдельном месте указываются фамилия и имя студента, факультет и шифр группы, а также последовательно нумеруются все 10 вопросов;
6) при выборе единственно правильного ответа из четырех предлагаемых различных вариантов студент с учетом своих знаний обязан руководствоваться критериями: наибольшей полноты и точности, историзма, детерминизма и логики;
7) верный вариант ответа под соответствующей буквой "а", "б", "в" или "г" фиксируется рядом (на одной горизонтали) с порядковым номером тестового задания;
8) исправления ответов не допускаются и рассматриваются как ошибки (по этой причине целесообразно тщательным образом продумывать ответ до момента его письменного оформления);
9) тестовые задания и ответы на них сдаются преподавателям сразу по истечении 15 минут;
10) значительное промедление со сдачей тестов и ответов на них может по усмотрению преподавателя рассматриваться как одна дополнительная ошибка в ответе студента.
Решение задач предполагает более высокий уровень подготовки студента: знание не только фундаментальных категорий, но и способность логически мыслить, определять и различать взаимосвязи экономических процессов, прослеживать их динамику, представлять модели развития событий, знать содержание законов и уметь использовать определенные математические действия на основе экономико-математических уравнений.
В процессе аудиторных семинарских занятий рекомендуется решать 1 -2 задачи с подробными комментариями и пояснениями.
Для домашних заданий целесообразно предлагать 2-3 задачи с подробными описаниями хода решения (в зависимости от степени сложности).
Для самостоятельных аудиторных работ контрольного характера целесообразно использовать комплексные задания, содержащие и тесты и задачи в различных комбинациях (с учетом специфики факультетов). Например, студентам гуманитарных факультетов предлагается большее количество тестовых заданий: студентам физико-математического и технологического факультетов можно предлагать большее количество задач и т.д. На выполнение такой самостоятельной работы отводится от 40 до 80 минут.