Классическая макроэкономическая модель

Основы классической модели были заложены еще в XVIII в., ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, Дж.-С. Милль, А. Маршалл, А. Лигу и др.

Основные положения классической модели следующие.

• Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный. Такое деление называется принципом классической дихотомии (classical dichotomy). Изменения в денежном секторе не влияют на ситуацию в реальном секторе экономики, они лишь приводят к отклонению номинальных показателей от реальных, что в макроэкономике получило название принципа нейтральности денег (neutrality of money). Нейтральность денег означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (реальный объем выпуска, реальные доходы), а влияет только на номинальные (номинальный объем выпуска, номинальные доходы). Поэтому в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка капитала (заемных средств) и товарного рынка.

• На всех рынках в реальном секторе действует совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца XVIII в. и всего XIX в. Экономические агенты являются поэтому ценополучателями (price takers), т.е. не могут воздействовать на рыночную ситуацию и ориентируются на тот уровень цен, который сложился на рынке.

• Все цены (номинальные показатели) в условиях совершенной конкуренции гибкие (flexible), они меняются, приспосабливаясь к изменениям соотношения спроса и предложения (рыночной конъюнктуры), и обеспечивают автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом. Это относится и к цене труда — номинальной ставке заработной платы, и к цене капитала (заемных средств) — ставке процента, и к ценам товаров. В экономике действует выведенный А. Смитом принцип "невидимой руки" ("invisible hand"), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков (market-clearing).

• Автоматическое обеспечение равновесия рыночным механизмом (механизмом изменения цен) означает, что внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования, а тем более в функционирование экономики. Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название "laissez faire, laissez passer"

• Основная проблема в экономике — ограниченность ресурсов, следовательно, они должны использоваться полностью. Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном, или естественном, уровне (natural output), который соответствует объему выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов. Полная занятость (full employment) ресурсов не означает их 100%-и занятости, а соответствует наиболее эффективному и рациональному их использованию. Например, полная занятость трудовых ресурсов означает, что все, кто хочет работать при данной ставке заработной платы, работу найдут, что, однако, не исключает добровольной безработицы. Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное распределение и использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции.

• Ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства, т.е. совокупного предложения. Поэтому классическая модель — это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель "supply-side"). Совокупный спрос, по мнению представителей классической школы, всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый закон Сэя, предложенный известным французским экономистом начала XIX в. Жаном-Батистом Сэем (Jean-Baptiste Say), который утверждал, что "предложение порождает адекватный спрос", поскольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Так, например, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса (труда), собственником которого он является, а с другой — покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг), и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции (выручку от продаж), она расходует на покупку факторов производства (выплату факторных доходов собственникам экономических ресурсов). Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы.

• Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно. Технологический прогресс и увеличение производственных возможностей — процесс долгий. Взаимное уравновешивание рынков и адаптация цен к изменению соотношения между спросом и предложением также происходят в течение длительного периода времени. Поэтому классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде (модель "long-run").

Поскольку в экономике благодаря гибкости цен всегда существует полная занятость ресурсов и объем производства находится на уровне потенциального объема выпуска, Классическая макроэкономическая модель - student2.ru то кривая совокупного предложения вертикальна, отражает равновесие в долгосрочном периоде и обозначается LRAS (long-run aggregate supply curve) (рис. 6.2).

Классическая макроэкономическая модель - student2.ru

Рис. 6.2. Кривая совокупного предложения в классический модели

Рассмотрим, как согласно классической модели устанавливается равновесие в реальном секторе экономики, включающем рынок труда, рынок капитала (заемных средств) и рынок товаров, и как взаимодействуют эти рынки между собой (рис. 6.3).

Главным рынком в классической модели выступает рынок труда (рис. 6.3,а), поскольку именно он обеспечивает совокупное предложение, совокупный выпуск. Так как в условиях совершенной конкуренции ресурсы используются полностью (на уровне полной занятости), то кривая предложения труда Классическая макроэкономическая модель - student2.ru вертикальна и объем предлагаемого труда равен Классическая макроэкономическая модель - student2.ru (full employment), величина спроса на труд находится в зависимости от номинальной ставки заработной платы (W}, причем зависимость обратная (чем выше ставка заработной платы, тем выше издержки фирм и тем меньше рабочих они нанимают. Поэтому кривая спроса на труд Классическая макроэкономическая модель - student2.ru имеет отрицательный наклон. Первоначально равновесие устанавливается в точке А, что соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы Классическая макроэкономическая модель - student2.ru и количеству занятых Классическая макроэкономическая модель - student2.ru (точка пересечения кривой предложения труда Классическая макроэкономическая модель - student2.ru и кривой спроса на труд Классическая макроэкономическая модель - student2.ru Предположим, что спрос на труд уменьшился (сдвиг влево кривой спроса на труд от Классическая макроэкономическая модель - student2.ru Равновесная ставка заработной платы снизится до Классическая макроэкономическая модель - student2.ru При номинальной ставке заработной платы Классическая макроэкономическая модель - student2.ru (точка В) предприниматели захотят нанять количество рабочих Классическая макроэкономическая модель - student2.ru Разница между Классическая макроэкономическая модель - student2.ru — это безработица. В XIX в. не существовало пособий по безработице, поэтому, по мнению представителей классической школы, рабочие предпочтут получать более низкий доход, чем не получать никакого. На рынке труда вновь восстановится полная занятость Классическая макроэкономическая модель - student2.ru Безработица в классической модели имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего трудиться за данную ставку номинальной заработной платы Классическая макроэкономическая модель - student2.ru

Классическая макроэкономическая модель - student2.ru

Рис. 6.3. Рынки реального сектора экономики в классической модели

На рынке капитала (заемных средств) (рис. 6.3.б) "встречаются" инвестиции (/) и сбережения (S) и устанавливается равновесная ставка процента (R). Спрос на заемные средства предъявляют фирмы, используя их для покупки инвестиционных товаров. Чем выше цена заемных средств (ставка процента), тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, т.е. инвестиции находятся в обратной зависимости от ставки процента, поэтому кривая инвестиций имеет отрицательный наклон. Предложение кредитных ресурсов осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Чем выше ставка процента, тем больший доход получают домохозяйства по сбережениям, т.е. зависимость прямая, поэтому кривая сбережений имеет положительный наклон.

Первоначально равновесие на рынке заемных средств устанавливается в точке А: при величине ставки процента Классическая макроэкономическая модель - student2.ru инвестиции равны сбережениям Классическая макроэкономическая модель - student2.ru . Если сбережения увеличиваются (кривая сбережений Классическая макроэкономическая модель - student2.ru сдвигается вправо до Классическая макроэкономическая модель - student2.ru ), то ставка процента падает до Классическая макроэкономическая модель - student2.ru При прежней ставке процента Классическая макроэкономическая модель - student2.ru часть сбережений, равная величине А С, не будет приносить дохода. Сберегатели (домохозяйства) как рационально действующие экономические агенты и ценополучатели предпочтут получать доход на все свои сбережения, пусть даже по более низкой ставке процента. При ставке процента Классическая макроэкономическая модель - student2.ru кредитные средства будут использоваться полностью, так как при более низкой ставке процента инвесторы возьмут больше кредитов, и величина инвестиций возрастет до Классическая макроэкономическая модель - student2.ru , т.е. Классическая макроэкономическая модель - student2.ru (точка В). Равновесие восстановлено, причем на уровне полной занятости ресурсов.

На рынке товаров (рис. 6.3,в) первоначально равновесие находится в точке А на уровне выпуска Классическая макроэкономическая модель - student2.ru , являющегося потенциальным объемом выпуска, т.е. объемом выпуска при полной занятости ресурсов. При уровне цен Классическая макроэкономическая модель - student2.ru величина совокупного предложения AS равна величине совокупного спроса Классическая макроэкономическая модель - student2.ru . Поскольку все рынки связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы на рынке труда Классическая макроэкономическая модель - student2.ru , т.е. уменьшение доходов домохозяйств, с одной стороны, и рост сбережений на рынке капитала, с другой стороны, обусловливают сокращение потребительских расходов, что, в свою очередь, уменьшает совокупный спрос. Кривая Классическая макроэкономическая модель - student2.ru сдвигается влево до Классическая макроэкономическая модель - student2.ru , и уровень цен падает до Классическая макроэкономическая модель - student2.ru При уровне цен Классическая макроэкономическая модель - student2.ru (точка В) фирмы смогут продать не всю продукцию, а только ее часть, равную Классическая макроэкономическая модель - student2.ru Однако в условиях совершенной конкуренции, являясь ценополучателями и рационально действующими экономическими агентами, они предпочтут продать весь произведенный объем производства по более низким ценам Классическая макроэкономическая модель - student2.ru В результате рынок товаров вернется к равновесию на уровне потенциального выпуска Классическая макроэкономическая модель - student2.ru (точка С).

Итак, все рынки уравновесились сами за счет гибкости цен, причем на уровне полной занятости. Изменились только номинальные показатели (номинальный объем выпуска, номинальные доходы экономических агентов), а реальные (реальный объем выпуска, реальные доходы) остались без изменения. Таким образом, в классической модели номинальные показатели гибкие, а реальные — жесткие. Дело в том, что цены на всех рынках меняются пропорционально друг другу, поэтому Классическая макроэкономическая модель - student2.ru а отношение номинальной заработной платы к общему уровню цен (W/P) — это реальная заработная плата. Падение номинального дохода не привело к изменению реального дохода рабочих, прибыль предпринимателей также не снизилась, несмотря на падение уровня цен, так как в той же пропорции уменьшились издержки — расходы на оплату труда (номинальная ставка заработной платы). При этом падение совокупного спроса не приведет к сокращению производства, так как снижение потребительского спроса будет скомпенсировано увеличением инвестиционного спроса в результате падения ставки процента на рынке капитала. Равновесие установилось не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уравновешивание всех рынков.

Из положений классической модели следовало, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место лишь временные диспропорции, которые постепенно ликвидируются автоматически в результате действия рыночного механизма — механизма изменения цен.

Но кризис 1929—1933 гг., начавшийся в США и охвативший ведущие страны мира, показал несостоятельность положений и выводов классической макроэкономической модели, и прежде всего идеи о саморегулирующейся экономике. Во-первых, кризис длился четыре с половиной года, и его невозможно было трактовать как временный сбой в действии механизма автоматического рыночного саморегулирования. Во-вторых, о какой ограниченности ресурсов как главной экономической проблеме могла идти речь в условиях, когда, например, в США уровень безработицы составлял 25%, т.е. каждый четвертый был безработным (человеком, который хотел работать и искал работу, но не мог ее найти).

Причины этого кризиса, получившего название Великого краха, а в США — Великой депрессии, возможные пути выхода из него и меры по недопущению в будущем подобных экономических катастроф были проанализированы и обоснованы в книге выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Результатом выхода в свет этой книги было то, что макроэкономика выделилась в самостоятельный раздел экономической теории с собственным предметом и методами анализа, появился новый подход к анализу экономических процессов, что получило название кейнсианской революции (Keynesian revolution).

Следует иметь в виду, что несостоятельность положений классической школы состояла не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что эта теория разрабатывалась в XIX в. и ее основные положения отражали экономическую ситуацию того времени — эпохи совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствовали экономической ситуации первой трети XX в., характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция.

Наши рекомендации