Современные дискуссии по макроэкономической политике. Политика твердой линии, правило сбалансированного бюджета, политика свободы действий

Помимо дискуссии об эффективности стабилизационной политики, экономисты не пришли к единой точке зрения и по вопросу о характере дискреционной политики. Необходимо ли проводить твердую линию или возможна свобода действий'?

Твердый курс и свобода действийв экономической политике

Политика твердой линии(или курса) означает, что правительство объявляет о политике, которую будет проводить в ближайшее время, и о тех мерах, которые будут приниматься.

Государство может установить ставки налогов. Условия налогообложения, процентную ставку или денежную массу, которую будет поддерживать, объем государственных расходов и их направление и т.п. Твердый курс может означать и установление определенного правила приростакаких-либо показателей, например денежной массы, может определяться в зависимости от темпа инфляции и роста безработицы

^М/M= a+π ,где а - темп роста ВВП,

π - темп инфляции

^М/M= a-π-(U-U*), гдеU - уровень фактической безработицы.

U* - норма естественной безработицы.

Помимо правила поддержания определенного темпа роста предложения денег, предлагается установить правило поддержания определенного темпа роста ВВП (ВНП), т.е. темпов экономического роста. Если темпы фактического роста больше гарантированного, то кредитно-банковская система должна уменьшить предложение денег. если темпы меньше гарантированного, необходимо увеличивать расходы государства либо денежную массу или применять другие стимулирующие инструменты.

Некоторые экономисты предлагают установить жесткое регулирование цен. когда Центральный банк заранее объявляет о предельных значениях изменения цен и с помощью денежной массы удерживает эти значения.

В литературе встречаются и предложения об абсолютных показателях, принимаемых за правило, например, установить и поддерживать естественную норму безработицы. Такие предложения подвергаются критике, поскольку они, во-первых, сложно рассчитываются, а во-вторых, не могут не изменяться длительное время, в противном случае вызовут кризисные явления в экономике.

Помимо правил денежно-кредитной политики, предлагается жесткий курс в бюджетной политике.

Наиболее распространенным является правило сбалансированного бюджета.Его предложил Д. Рикардо. и хотя во многих странах на протяжении иногда десятка лет бюджет не сбалансировался, о необходимости равенства доходов и расходов постоянно говорится в литературе Существует предложение о введении жестких налоговых ставок,которые не изменялись бы в течение длительного периода времени. Это позволило бы экономическим субъектам к ним привыкнуть и приспособиться к их действию. В результате даже высокие ставки налогообложения не оказывают отрицательного воздействия на экономику (или эти последствия минимальны).

В качестве жестких правил, по мнению отдельных экономистов, могут применяться и абсолютные величины,например, расходы на военные нужды или расходы на управление. На их взгляд, это позволит ограничить рост расходов, уменьшить бюджетный дефицит, уменьшить отток денежных ресурсов из непроизводительного использования.

Политика жесткого курсаимеет свои преимущества.Во-первых, экономические субъекты заранее узнают о «правилах игры» и могут к ним приспособиться. Во-вторых, такая политика предполагает последовательность действий. В-третьих, твердый курс в экономике позволяет достичь более высоких результатов в долгосрочной перспективе.

В качестве основного недостатка выступает негибкость политики. Четкое следование установленным правилам, не изменяя их, может затормозить экономический рост, вызвать негативные изменения в экономике на краткосрочном отрезке времени в связи с изменением существующих условий.

Обычно приверженцами политики твердого курса считаются сторонники пассивной политики, хотя выше приведенные формулы даже в условиях активной политики получают правило, жестко ограничивающее свободу выбора монетарной политики.

Политика свободы действииозначает возможность выбора наиболее подходящей для данных условий политики. Преимуществом ее считается возможность изменения мер и инструментов воздействия на экономику применительно к конкретным обстоятельствам. В качестве основных недостатков выступают непоследовательность экономической политики и неопределенность действий правительства. Сторонники активной политикисчитают, что в связи с изменениями в экономике и познании экономических процессов, необходимо менять и политику, установление правил свяжет руки руководителям министерств и ведомств, проводящим политику государства.

Проведение политики свободного выбора связано еще с одной проблемой. Как бы быстро ни перестраивалась политика, существует время, когда она не соответствует экономическим условиям. И хотя это обычно происходит непродолжительное время, несоответствие может вызвать негативную реакцию экономических субъектов.

В связи со всем вышесказанным в современных условиях все чаще звучит мнение, что политика свободы выбора приносит больше отрицательного,чем положительного эффекта, поэтому и необходимо установить определенные правила.

Предметом новых споровстало, ктодолжен устанавливать эти правила и где. в каком документе они должны быть отражены. Некоторые экономисты считают, что эти правила должны закрепляться Конституцией. В результате возникает особожесткая политика, так как изменения этих правил возможны, но требуют длительных сроков, а значит, возрастают внешние лаги. Согласно другим предложениям. надо разрешить устанавливать правила Министерству финансов, Федеральной резервной системе и т.д.. что позволит менять правила быстрее.

Таким образом, в спорах о целесообразности жесткой линии Центрального банка или свободы его действий точка не поставлена. Европейские страны в последние годы придерживаются твердого заранее определенного курса, считая такую политику более эффективной, вследствие необходимости поддержания их соответствия основным принципам, разрабатываемым для валютного союза. В США же преобладает политика свободной инициативы, т.е. Федеральная Резервная Система и правительство дают оценку экономическим проблемам по мере их возникновения и проводят такую политику, которую считают целесообразной, т.е. абсолютно не следуют положениям «теории рациональных ожиданий».

Наши рекомендации