Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты

Закон спроса. Спрос. Главным регулятивных понятием, которое способно выполнять методологическую функцию при выяснении сущности и осуществление саморегулирования рыночной экономики в целом и спроса частности, есть понятие «потребность». При этом следует различать естественную потребность (нужду) и производную потребность (потребность). Естественная потребность - недостаток чего-либо, которую испытывает человек. Производной необходимости есть продукт (или несколько продуктов), необходимый для удовлетворения естественной потребности человека или группы людей. Для того чтобы иметь продукт (несколько продуктов), который удовлетворил бы естественную потребность человека, мало иметь необходимость и желание - нужно иметь еще и возможность его приобрести. Такую возможность в первую очередь оказывает наличие денег, потому что именно они измеряют существующую потребность, превращают ее на платежеспособные. Речь идет о том, что потребителей интересует товар не вообще, а товар по приемлемой цене. Именно поэтому платежеспособная потребность и является сущностью спроса. Спрос как платежеспособная потребность отражает не только желание, но и возможность приобрести товар или услугу. Спрос и потребность количественно не совпадают, поскольку Спрос является лишь денежным выражением потребности.

Итак, сущность спроса составляют только те производные потребности людей, которые можно измерить деньгами. Помимо этих целей существуют и такие, которые нельзя измерить деньгами, исходя из чего они не являются сущностью спроса. Речь идет прежде всего о общественные потребности людей.

Итак, спрос – это платежеспособная потребность. ее определяют как количество товаров и услуг, которую хотят и могут приобрести покупатели по определенной цене за определенный период. Спрос обычно рассматривают с точки зрения выгодности цены, т.е. спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Поэтому целесообразно рассматривать спрос с количественной позиции. Гипотетическую шкалу спроса одного потребителя, который приобретает определенное количество яблок.

Эта шкала спроса отражает связь между ценой яблок и их количеством, которое потребитель желает и масс способность купить по каждой из приведенных цен. На рынке не достаточно одного желания. Надо иметь возможность его реализовать. Такую возможность предоставляют деньги, которые, собственно, и реализуют желания.

Шкала спроса не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке яблок. Это зависит от соотношения спроса и предложения. Итак, спрос - это планы (или намерениях) потребителя относительно приобретения продукта, отражены в форме табличной схемы.

Закон спроса. Тщетно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Это связано с тем, что количество продуктов, которые люди покупают на рынке, практически всегда зависит от цен на товары и услуги. Чем выше цена на товар, тем меньше его приобретают покупатели. И наоборот: чем ниже цена на товар, тем большее количество его будет куплено при прочих равных условиях. Выражение «при прочих равных условиях» (лат. «ceteris paribus») означает, что все переменные, за исключением тех, которые в данный момент анализируются, принимаются как константы. Термин «ceteris paribus» используется относительно гипотетической ситуации, а в реальной действительности много переменных изменяются одновременно. Объем спроса обратно пропорционален цене товара или услуги. Зависимость между ценой и количеством товара, который может купить потребитель за определенный период времени, является справедливой для большинства товаров и услуг. Эта зависимость фактически настолько всеобъемлющая, что экономисты его называют законом спроса: при прочих равных условиях, когда цена на товар растет, объем спроса на товар снижается.

Итак, закон спроса отражает существенный причинно-следственная связь между изменением цены и изменением спроса при прочих равных условиях. Действие закона спроса и закономерности поведения потребителей можно объяснить с помощью двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффект замещения. Эффект дохода показывает, как изменятся реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены на яблоки с 3 грн. до 1 грн. за 1 кг на свой постоянный недельный доход 60 грн. потребитель сможет приобрести не 20, а 60 кг яблок. Если потребитель решил сохранить свое потребление на прежнем уровне, то на «высвобождены» деньги он сможет приобрести дополнительное количество других продуктов (груш, винограда, помидоров, мяса и т.п.). Снижение цены товара сделало потребителя богаче и позволило ему расширить объем спроса. Собственно в этом и заключается сущность эффекта дохода. Товар, спрос на который увеличивается с ростом дохода при прочих равных условиях, называют нормальным товаром. При этом важно отметить, что даже после прекращенияроста спроса потребителя при дальнейшем снижении цены количество покупок на рынке постоянно расти, ведь люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности, приобретая товары.

Эффект замещения характеризует взаимосвязь между ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки (как в нашем примере) при неизменных ценах на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению с другими фруктами (виноградом, сливы и т.д.). Потребитель заминюватиме относительно дорогой виноград, покупая дешевые яблоки и в значительно большем количестве. Если снижение цены одного товара уменьшает спрос на другой товар, то оба товары называют взаимозаменяемыми, т.е. субститута. Предположим, что снижается цена на фруктовые сиропы. Согласно закону спроса потребитель будет покупать больше фруктовых сиропов. А поскольку потребитель считает лучше употреблять фруктовые сиропы с минеральной водой, то он будет покупать больше минеральной воды. Когда снижение цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар, такие товары называют взаимодополняющими, т.е. комплементарной.

Взаимодействие эффекта дохода и эффект замещения. Эти эффекты постоянно взаимодействуют. При покупке нормальных товаров обычного спроса эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, зумовлюючы увеличение объема спроса при снижении цен на товары и услуги. Однако наряду с такими товарами на рынке являются также товары, спрос на которые растет несмотря на то, что доходы потребителей падают. Речь идет о низкокачественные товары - маргарин, овощи низкого качества, поездки в городском транспорте и т.д. При изменении цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Во-первых, снижение цен на маргарин спричинюватиме роста спроса на него: покупатель предпочитает маргарина, а не маслу, цена на которую значительно выше. Это - эффект замещения. Во-вторых, вследствие действия эффекта дохода потребитель становится немного богаче, а зажиточнее человек потребляет значительно меньше товаров низкого качества или вовсе не потребляет их. На рынке могут возникать и такие ситуации, которые указывают на возможные исключения из закона спроса. Речь идет о таких ситуации, как эффект Гиффена, эффект снобы, эффект Веблена. Эффект Гиффена оказывается в такой ситуации на рынке, когда снижение цен приводит к уменьшению спроса, а рост - к увеличению его. При этом товар низкого качества, который составляет значительную долю в потреблении, называют товаром Гиффена.

Наши рекомендации