Измерение и показатели инфляции
Инфляция измеряется с помощью индекса потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду. Темп инфляции можно определить следующим образом:
.
При высокой инфляции деньги утрачивают все или часть своих функций, что приводит к потере доверия к денежным знакам и возрождению натурального (бартерного) обмена. Это имело место в российской экономике в 1-ой половине 90-х гг.
Источниками инфляции могут быть: высокий уровень монополизма в экономике; рыночная власть государства, реализующаяся в административном повышении цен; инфляционные ожидания, которые могут порождать инфляцию или обусловливать ее сохранение даже в том случае, когда объективные причины инфляции (рост денежной массы, падение производства) перестают действовать.
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе экономики.
Индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера
Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать (проиндексировать) рост цен, то это не составит особой трудности. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет пересчитать по отношению к этому году. Так, если средняя цена бензина в базовом 1998 г. составляла 1100 руб. за тонну, а в отчетном 1997 г. 100 руб. за тонну, то индекс цен на бензин составил:(1100: 1000) i 100 = 110%.Таким образом, средняя цена в отчетном году по отношению к базовому выросла на 10%, иначе говоря, стоимость денег по отношению к данному товару снизилась на 9%.
Если нам надо рассчитать соотношения цен по набору товаров, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен). При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода. Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (p1) и базового (p 0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.
Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров, а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера: Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса. На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные, платные услуги.
Правило величины 70 дает возможность подсчитать количество лет, необходимое для удвоения уровня цен. Согласно «правилу семидесяти»,
где r — годовая ставка инфляции, T — срок (в годах) удвоения цен.
Поскольку множитель 72 более точен для больших процентов, то иногда различают применение "правила 72" для инвестиций[4], а "правила 70" для инфляции[2].
Антиинфляционная политика. Это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того, появилось новое направление – конкурентное стимулирование производства. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и тд. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.
Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляции).