Прибыль фирмы на рынке земли
Прибыль равна доходу минус издержки.
Максимальную прибыль можно получить при условии, если предельный доход будет равен предельным издержкам.
Однако мы не можем найти зависимость дохода и издержек от количества земли, так как размер арендуемой земли не изменяется.
Поэтому на рынке земли прибыль рассчитывают в зависимости от качества земли.
В отличие от обычных ресурсов (капитал, труд), которые могут привлекаться в нужном объеме, земля является невоспроизводимым фактором экономики и количественно ограничена.
К тому же она различна по качеству (по плодородию и по месту расположению — удаленности от рынка сбыта): различаются лучшие, средние и худшие участки земли.
Сельскохозяйственных продуктов с одних только лучших и средних по качеству земель недостаточно для удовлетворения общественных потребностей в этих благах.
Поэтому при условии получения обычной прибыли предприниматели берут в аренду и худшие участки. В результате возникают особые условия образования цен на зерно и другую продукцию.
Рыночная цена за каждую ее единицу складывается по условиям производства на худших землях.
Все фермеры сбывают выращенный урожай по ценам, которые не только окупают повышенную себестоимость (непреднамеренно большие затраты труда и материальных ресурсов) на худших землях, но обеспечивают и там, как минимум, обычную прибыль
В силу более благоприятных условий себестоимость единицы продукции на лучших и средних по качеству землях ниже, чем на худших участках.
Если сложить такую относительно низкую себестоимость (скажем, 1 ц пшеницы) с обычной прибылью, то на лучших участках ее индивидуальная цена будет ниже рыночной.
Поэтому фермеры, хозяйствующие здесь, получают при продаже созданных благ по рыночной цене дополнительную сверхприбыль.
Такая дифференциальная (разностная) сверхприбыль представляет собой разницу между рыночной ценой, отражающей повышенные затраты на худших участках, и сравнительно низкой индивидуальной ценой единицы продукции, складывающейся на лучших землях.
Земельный собственник прекрасно осведомлен о качестве принадлежащей ему земли и учитывает это обстоятельство в арендном договоре. Поэтому разностная прибыль достается ему в виде дифференциальной ренты.
Предприниматель может, используя научно-технические достижения, повысить экономическое плодородие земли, т.е. вносить__удобрения, улучшать почву и выполнять иные агро-техническиемероприятия.
В таком случае говорят об интенсификации сельского хозяйства, которая означает увеличение выпуска продукции без расширения земельных участков путем улучшения использования средств производства и рабочей силы.
Такие меры повышают эффективность дополнительных капитальных затрат, в результате чего себестоимость единицы продукции снижается.
Продавая собранный урожай по установившейся рыночной цене (соответствующей условиям производства на худших землях), фермер получает новую разностную сверхприбыль.
Она представляет собой разницу между рыночной ценой единицы продукции и индивидуальной ценой, которая понизилась вследствие интенсификации хозяйства на арендованном участке.
Этот доход предприниматель получает до истечения срока арендного договора. Когда же землевладелец заключает с предпринимателем арендный договор на новый срок, то он учитывает результаты капиталовложений в улучшение земли (произведенные без всякого его участия) и назначает более высокую плату за пользование его землей.
Литература по теме .
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория, - М.: Юрайт, 2006. Стр. 253
2. http://www.aup.ru/books/m99/1_21.htm
3. Интернет - тренажер
Валентинов В.А. 2014 |
Тема 22. Доходы: формирование, распределение и неравенство |
22.2. Распределение доходов Расходы государственного бюджета: · Промышленность · Социальная политика · Сельское хозяйство · Государственного управление · Международная деятельность · Оборона · Правоохранительная деятельность · Наука · Здравоохранение |
22.1. Формирование доходов Доходы государственного бюджета создаются за счет следующих источников: · Налоги на доходы юридических и физических лиц · Поступления от реального сектора (налог на прибыль) · Поступление косвенных налогов и акцизов · Пошлины и неналоговые сборы · Региональные и местные налоги |
22.3. Неравенство доходов Степень неравенства доходов в обществе отражается при помощи ряда показателей. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения показывает во сколько раз доходы 10% самых богатых больше доходов 10% самых бедных членов общества. |
Доходы: формирование, распределение и неравенство
Формирование доходов
Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).
Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.
Формирование доходовбюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.
Доходы государственного бюджета создаются за счет следующих источников:
· Налоги на доходы юридических и физических лиц
· Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
· Поступление косвенных налогов и акцизов
· Пошлины и неналоговые сборы
· Региональные и местные налоги
Основными источниками доходов населения являются:
· факторные доходы (доходы от основных факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);
· трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендии и т. д.;
· другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр.
Распределение доходов
Распределение доходов -перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.
Расходы государственного бюджета:
· Промышленность
· Социальная политика
· Сельское хозяйство
· Государственного управление
· Международная деятельность
· Оборона
· Правоохранительная деятельность
· Наука
· Здравоохранение
Рис. 22.1 - Основные направления доходов и расходов государственного бюджета
В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов для населения.
Обычно выделяют четыре основных принципа:
· уравнительный;
· рыночный (в соответствии с владением тем или иным фактором производства);
· по накопленному имуществу;
· привилегированное (перераспределение богатства в пользу определенных слоев общества).
В реальной действительности эти принципы сочетаются, обусловливая характерную для данного общества дифференциацию распределения доходов.
Неравенство доходов
Можно назвать следующие причины неравенства доходов в современном обществе:
· различия в факторах производства, которыми владеют домохозяйства, в размерах накопленного имущества;
· различия в оплате труда, которые, в свою очередь, связаны с различиями в интеллектуальных и физических способностях, уровне образования и профессиональной подготовки, а также трудовой мотивации (желании много и продуктивно трудиться);
· различия в демографических характеристиках домохозяйств: размере семьи, соотношении работающих и иждивенцев, состоянии здоровья, а также в географических и климатических условиях проживания;
· стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности или социальному положению.
Степень неравенства доходов в обществе отражается при помощи ряда показателей.
Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.
Различают:
· коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
· децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных.
Децильный коэффициент свыше 10 считается социально опасным.
В Японии и США он составляет 7-8 раз.
В странах западной Европы — около 5-6.
В России в 2004 г. децильный коэффициент составил 15,0 (в 1995 г. он составлял 13,5).
Кривая Лоренца отражает кумулятивные (накопленные) доли дохода групп населения в зависимости от количества населения в группе.
Построение кривой Лоренца удобнее всего рассмотреть на следующем примере:
Представим экономику, состоящую из 3-х агентов: А, B, C.
Доход агента А составляет 200 единиц,
Доля в населении индивида А составляет 33%.
Доход агента В составляет 300 единиц,
Доля в населении индивида В составляет 34%.
Доход агента С составляет 500 единиц.
Доля в населении индивида С составляет 33%.
Для построения кривой Лоренца найдем доли индивидов в общем доходе.
Общий доход составляет 1000.
Тогда доля индивида А составляет 20%,
доля В составляет 30%,
доля С составляет 50%.
Далее будем искать кумулятивные (накопленные) доли доходов и численности населения для индивидов, начав с самого бедного и постепенно включая более богатых индивидов:
Доля в населении индивида А составляет 33%.
Доля его дохода составляет 20%.
Затем включим в анализ более богатого индивида – индивида В.
Доля в населении индивида В составляет 34%.
Совместная доля А+В в населении составляет 67%.
Совместная доля А+В в доходе составляет 50% (20%+30%).
Далее включим в анализ еще более богатого индивида С.
Доля в населении индивида С составляет 33%.
Совместная доля А+В+С в населении составляет 100%.
Совместная доля А+В+С в доходе составляет 100% (20%+30%+50%).
Отметим полученные результаты на рис. 22.2
Рис. 22.2 – Кривая Лоренца
Линия, соединяющая левую нижнюю точку и правую верхнюю точку графика, называется линией равномерного распределения доходов.
Это гипотетическая линия, которая показывает, что было бы, если доходы в экономике распределяются равномерно. При неравномерном распределении доходов кривая Лоренца лежит левее этой линии, причем чем больше степень неравенства, тем сильнее изгиб кривой Лоренца.
А чем ниже степень неравенства, тем более она приближена к линии абсолютного равенства.
В нашем случае кривая Лоренца выглядит как кусочно-линейный график. Это получилось так, потому что в нашем анализе мы выделили только три группы населения. С ростом числа рассматриваемых групп населения кривая Лоренца будет выглядеть следующим образом см. рис. 22.3.
Рис. 22.3 – Кривая Лоренца
Кривая Лоренца позволяет судить о степени неравенства доходов в экономике по ее изгибу.
Для количественного измерения степени неравенства дохода по кривой Лоренца существует специальный коэффициент – коэффициент Джини.
Коэффициент Джини равен отношению площади фигуры, ограниченной прямой абсолютного равенства и кривой Лоренца, к площади большого треугольника, в котором проходит кривая Лоренца см. рис. 22.4.
Рис. 22.4 – Кривая Лоренца
Если кривая Лоренца изображена не в %, а в долях, то площадь большого треугольника всегда равна ½.
Формула коэффициента Джини для этого случая приобретает вид:
J = 2 * SA
Коэффициент Джини может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе коэффициент Джини к нулю, тем меньше изгиб кривой Лоренца, и доходы распределены более равномерно. Чем ближе коэффициент Джини к единице, тем больше изгиб кривой Лоренца, и доходы распределены менее равномерно.
Рассчитаем коэффициент Джини для нашего примера с тремя индивидами.
Для этого построим кривую Лоренца в долях, а не в % см. рис. 22.5..
Рис. 22.5 – Кривая Лоренца
Площадь внутренней фигуры D быстрее всего можно посчитать путем вычитания из площади большого треугольника площади фигур А, В и С.
В этом случае коэффициент Джини будет равен: 0,13 -
С проблемой неравенства тесно связан вопрос о бедности населения.
Для определения бедности разрабатываются минимальные стандарты уровня жизни - это устанавливаемые в законодательном порядке нормативные показатели уровня жизни, обеспечивающие минимально необходимый уровень удовлетворения основных потребностей населения.
Среди них наиболее важную роль играют "потребительская корзина", прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
"Потребительская корзина" - это набор 35 продуктов питания (11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты), 4-х групп непродовольственных товаров и 5 групп видов услуг, обеспечивающий минимальную достаточность потребления.
Прожиточный минимум - это стоимость минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения физической жизнедеятельности человека.
Минимальный потребительский бюджет - это стоимость материальных благ и услуг, входящих в прожиточный минимум, плюс минимальные затраты на удовлетворение основных духовных и социальных потребностей человека, организацию быта и проведение досуга[26].
Хрестоматия
Приложение 1.
Приводим статью о прожиточном минимуме за 2014 год.
Владислав Гордеев
Количество россиян, проживающих за чертой бедности, по итогам 2014 года увеличилось на 600 тыс. человек. По предварительным данным Росстата, доходы ниже прожиточного минимума получали 16,1 млн граждан России
Росстат опубликовал данные о количестве россиян, чьи доходы не превышают установленный правительством прожиточный минимум. По итогам 2014 года 16,1 млн жителей страны живут за чертой бедности, что составляет 11,2% от общей численности населения. Год назад на доходы ниже прожиточного минимума жили 10,8% россиян (15,5 млн человек).
Рассчитанная правительством величина прожиточного минимума за четвертый квартал 2014 года в целом по Российской Федерации в расчете на одного жителя составила 8234 руб. в месяц. Из них на продукты питания, по оценке правительства, должно уйти 3863 руб., минимальные траты на непродовольственные товары должны уложиться в 1890 руб., а на услуги для обеспечения минимального уровня жизни можно потратить 1894 руб.
Величина рассчитанного прожиточного минимума в течение 2014 года росла неравномерно. В первом квартале она составляла 7688 руб. в месяц, во следующем — 8192 руб. в месяц. В третьем квартале официальная стоимость минимальной корзины упала до 8086 руб., а в четвертом квартале выросла до 8234 руб. в месяц. За 2014 год прожиточный минимум вырос на 7%, при этом, по данным Росстата, инфляция по итогам года составила 11,4%.
За последние пять лет наибольшее количество россиян, живущих за чертой бедности, было в 2011 году — 17,9 млн человек. В следующие два года их количество снизилось: в 2012 году на доходы ниже прожиточного минимума жили 15,4 млн россиян, а в 2013 году — 15,5 млн человек.
26 марта министр экономического развития Алексей Улюкаев оценил перспективы российской экономики в 2015 году: «Весьма вероятно, что будет меньше спад экономики, который, я напомню, прогнозировался в величине 3% ВВП. Мы думаем, что, весьма вероятно, он составит не более 2,5%». Ранее Улюкаев заявил, что пик инфляции уже достигнут и к концу года она снизится до 12% с нынешних 16,7%. При этом отток капитала, по оценке министра, окажется ниже официального прогноза.
В то же время заместитель министра финансов Максим Орешкин был не столь оптимистичен: «Мы не исключаем, что такая цифра (2,5%) возможна. Но мы также считаем, что с не меньшей вероятностью возможно падение и на 3,5%». Он выразил скепсис по поводу возможности делать долгосрочные выводы, основываясь лишь на предварительных данных за два месяца года.
«Делать выводы о целом годе в условиях непростой экономической динамики, при очень серьезных структурных изменениях, резких изменениях параметров… Та оценка, которая заложена при подготовке бюджета в -3%, она, мы считаем, не менее вероятна, даже более вероятна, чем другие оценки», — отметил замминистра[27].
Приложение 2
Предлагается статья по анализу «Чилийского экономического чуда»
Стив Кангас ПОДЛОГ (Правда о чилийском “экономическом чуде”)[28]
Сейчас среди либерал-реформаторов "хорошим тоном" считается восхищаться пиночетовской Чили. Еще чуть-чуть — и они за ненадобностью сдадут в архив "священную корову" демократии, предпочтя ей новый культ "просвещенного диктатора". Благо в России усиление государства вызывает исключительно положительные ассоциации, а новый президент из бывших "силовиков" так и просится на роль "русского Пиночета".
Телеэфир заполнен картинными заламываниями рук на чилийскую тему — "не слишком ли высока цена процветания?" Многие эту дилемму для себя уже решили — "нет, не высока, в самый раз".
Так называемая “чилийская модель” все чаще признается оптимальной для России. Похоже, ее апологеты всерьез считают, что она может быть у нас успешно реализована. То, что Пиночет, заливший кровью Чили, привел ее к экономическому благоденствию признается чем-то само собой разумеющимся. "Чилийское экономическое чудо", как-никак!..
Известный американский экономист Стив КАНГАС, опираясь на официальную чилийскую статистику, методично, кирпичик за кирпичиком демонтирует этот опасный миф.
Есть у политиков и экономистов любых убеждений или научных школ "розовая мечта" — взять и создать страну, основанную исключительно на их собственных политических и экономических представлениях. Представьте себе: никакой оппозиции, никаких политических противников, никаких моральных компромиссов. Один только, если так можно выразиться, "великодушный диктатор", строящий общество в соответствии с вашими идеалами.
Чикагская экономическая школа получила в Чили именно такой фантастический шанс. В почти лабораторных условиях, продолжавшихся 16 лет (1973-1989 гг.), команда правительственных экономистов — выпускников Чикагского университета — демонтировала и децентрализовала чилийское государство буквально до предела человеческих возможностей.
План включал в себя приватизацию благотворительных и социальных программ, дерегуляцию рынка, сворачивание профсоюзов и полное переписывание законов и Конституции. Все это в отсутствии самого ненавидимого крайне правыми общественного института — демократии.
Результаты их деятельности подтвердили самые пессимистические прогнозы чилийских левых. Экономика Чили превратилась в самую нестабильную в Латинской Америке — за краткими периодами промышленного роста неминуемо следовали оглушительные падения. В среднем же темпы роста чилийской экономики за 16-летний период окажутся среди самых медленных в Латинской Америке. Возникло страшное неравенство доходов — большая часть работающих реально (с поправкой на инфляцию) получала в 1989 году меньше, чем в 1973-м, в то время как состояния самых богатых взлетели выше небес. Кроме того, из-за отсутствия контроля над рынком Чили превратилась в одну из самых загрязненных стран мира.
При этом устранение демократии — непременное условие деятельности "чикагских мальчиков", обеспеченное им диктатором, — удалось только за счет полного подавления политической оппозиции и профсоюзов и установления режима террора с широкомасштабными нарушениями гражданских прав.
Консерваторы написали многие тома апологетической литературы, в которой реформы в Чили представлены как огромный успех. В 1982 году Милтон Фридман восторженно восхвалял генерала Пиночета за то, что он "принципиально поддерживал экономику, полностью ориентированную на свободный рынок". "Чили, — по мнению Фридмана, — экономическое чудо".
Приведенная ниже статистика показывает, что это ложь. Чили — трагический провал неолиберальной экономической модели, и граждане Чили до сих пор платят за него страшную цену.ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС "ЧИКАГСКИХ МАЛЬЧИКОВ"
Для начала несколько общеизвестных фактов.
Главный экспортный товар Чили — медь, долгое время вызывавшая пристальное внимание Соединенных Штатов. К 1960-м годам американские фирмы вложили так много в чилийскую добывающую промышленность, что фактически владели большей ее частью. Когда к власти в 1964 году пришел консервативный президент Эдуардо Фрей, он попытался национализировать медные рудники, но безуспешно — бизнес-сообщество оказало ему упорное сопротивление.
В 1970 году, впервые в Западном полушарии, президентом вполне демократически был избран марксист — Сальвадор Альенде. В ходе всеобъемлющих социалистических реформ он национализировал не только медные рудники, но также и банки и другую собственность, принадлежавшую иностранцам. Эти действия, вместе с широким перераспределением земли по плану аграрной реформы, вызвали глубокое отторжение в чилийских деловых кругах. Более того, Альенде был однозначно классифицирован как "личный враг Америки". Как теперь документально подтверждено, организацией их в оппозицию режиму Альенде занялось ЦРУ. Была спровоцирована широкая "забастовочная кампания", "народные волнения". А в сентябре 1973 года ЦРУ помогло генералу Пиночету устроить военный переворот, в ходе которого Альенде погиб. Правительство Пиночета утверждало, что он покончил самоубийством, сторонники же Альенде убеждены, что он был убит мятежниками.
Новое правительство первым делом начало приватизировать предприятия, которые Альенде национализировал, и демонтировать прочие "социалистические" проекты. Но все это делалось крайне сумбурно, так как собственного экономического плана у Пиночета не было. В результате к 1975 году инфляция достигла 341%.
На фоне этого "рукотворного" хаоса и явила себя миру сплоченная группа экономистов, впоследствии получившая название: "чикагские мальчики".
Эти тридцать чилийцев действительно были молоды. В период с 1955 по 1963 годы они изучали экономику в университете Чикаго. Где, обучаясь в аспирантуре, стали фанатичными последователями Милтона Фридмана (признанного гуру "свободного, саморегулирующегося рынка"). В Чили они вернулись, уже будучи полностью индоктринированными в теорию "свободного рынка" (а точнее — в "рыночную веру"). К концу 1974-го они достигли высоких постов в пиночетовской администрации, возглавив большинство отделов экономического планирования…
Возникшее положение дел было уникальным в мировой истории. Хотя Пиночет и был диктатором, право управлять экономикой он целиком передал "чикагским мальчикам". Единственной его функцией осталось подавление политической и профсоюзной оппозиции. Такое "разделение труда" было представлено чилийскому обществу как "устранение политики и политиков из управления нацией". Предполагалось, что вместо них экономикой будут управлять технократы с учеными степенями, руководствуясь "лучшей из существующих экономических теорий" (под этой теорией, само собой, понимался "неолиберализм" Милтона Фридмана). Было торжественно провозглашено, что отныне политический курс будет определяться не лозунгами и не "порочной демократией", но беспреистрастной наукой...
В марте 1975 года "чикагские мальчики" провели экономический семинар, который широко освещался всеми общенациональными СМИ. Для решения экономических проблем Чили была предложена радикальная программа экономии, названная "шоковой терапией". План включал в себя резкое сокращение денежной массы и правительственных расходов, массивную дерегуляцию рынка и либерализацию внешней торговли. На конференцию пригласили нескольких лидирующих мировых экономистов, в частности, чикагских профессоров Милтона Фридмана и Арнольда Харбергера. Неудивительно, что предлагаемая программа получила их высочайшую оценку.
План "чикагских мальчиков" поддержали также Мировой банк и Международный валютный фонд. Его скорейшая реализация была признана необходимым условием предоставления Чили каких-либо займов. И пиночетовская Чили "не подкачала"… Сейчас Мировой банк ставит Чили в пример всему "третьему миру". Нетрудно догадаться почему, если вспомнить размер государственного долга Чили этим организациям и размер ежегодно выплачиваемых процентов... Вообще разорение, долги, неравенство и эксплуатация, которые МВФ и Мировой банк разносят по всему "третьему миру" во имя "неолиберального развития", заслуживают отдельного разговора. Два других вопиющих латиноамериканских примера — Перу и Бразилия. Но Чили — хуже...
Вскоре после конференции 1975 года чилийское правительство приняло Программу экономического возрождения (ПЭВ). Первой фазой "шоковой терапии" стало сокращение денежной массы и правительственных расходов, что успешно снизило инфляцию до приемлемой величины. Однако эти меры вызвали рост безработицы с 9,1 до 18,7% за год — цифра, сравнимая с Великой депрессией в США. Производство упало на 12,9%. Это была самая сильная депрессия в Чили с 30-х годов.
Чтобы предотвратить политические последствия подобного шока, пиночетовский режим начал кампанию против потенциальных лидеров оппозиции. Многие из них просто "исчезли". У "мальчиков" оказались полностью развязаны руки для дальнейших "преобразований".
К середине 1976 года экономика начала выздоравливать, и с 1976 по 1981 годы было достигнуто то, что было названо "экономическим чудом". В это время экономика росла на 6,6 % в год (экономика США обычно растет на 2,5 процента в год). "Чикагские мальчики" отменили почти все ограничения на прямые инвестиции из-за рубежа, создав "неотразимый пакет гарантий для зарубежных инвесторов" с "невероятно благоприятными условиями". Иностранные инвестиции и займы лавиной хлынули в Чили. Только займы с 1977 по 1981 годы увеличились в три раза... Из 507 государственных предприятий, созданных в Чили при Альенде и до него, чикагские мальчики оставили целыми и неприватизированными лишь 27.
В чем же секрет этого относительного, кратковременного, но все же успеха? Чтобы ответить на этот вопрос, важно не забывать одно железное правило: чем глубже депрессия, тем больше последующий рост. Зачастую рост всего лишь возвращает экономику туда, где она была раньше. Возможно, самый явный пример этого — Великая депрессия в США.
В 1936 году экономический рост достиг удивительной величины в 14 % — лучшая цифра в мирное время за всю историю США! Но значит ли это, что во время Великой депрессии люди питались черной икрой и запивали ее шампанским? Конечно же, нет. Экономика лишь "отвоевала" обратно "потерянную территорию". То же самое можно сказать и о подъеме "времен Рейгана", после спада 1980—1982 гг.
Во время рецессии миллионы рабочих теряют работу, заводы простаивают. Во время подъема миллионы уволенных рабочих возвращаются на пустые заводы. Таким образом возникает видимость роста. Отметим, что такой рост достижим сравнительно быстро и легко. Но после того, как все рабочие возвратились на работу, дальнейший рост подразумевает строительство новых заводов и рождение новых рабочих. И только с этого момента можно всерьез говорить о росте. У "неолибералов" же с этого момента всегда начинается очередной спад…
Все, что произошло во время чилийского "экономического чуда", — уволенные рабочие вернулись на свои места. Если же учитывать и рецессию и подъем, то Чили по параметрам экономического роста с 1975 по 1980 годы окажется в Латинской Америке на втором месте с конца. Хуже была только Аргентина.
Даже учитывая всю иллюзорность "чилийского экономического чуда", следует отметить, что большая часть экономического роста в Чили была искусственной или фиктивной. С 1977 по 1981 годы 80% экономического роста касалось непроизводительных секторов экономики, вроде маркетинга и финансовых услуг. Велика в этом "росте" и доля доходов международных валютных спекулянтов, привлеченных в Чили невероятно высокими процентными ставками — в 1977 году они составляли 51% и были самыми высокими в мире.
Интеграция Чили в мировой рынок сделала его экономику зависимой от мировой рыночной стихии. Международная депрессия, начавшаяся в 1982 году, ударила по Чили особенно сильно. Сильнее, чем по любой другой латиноамериканской стране, — с одной стороны, "пересохли" все источники иностранного капитала и внешние рынки, с другой, в это время пришлось выплачивать космические проценты по займам, сделанным в "рыночном" экстазе предыдущих лет.
Большинство аналитиков считают, что катастрофа была вызвана как внешними причинами, так и собственной глубоко порочной экономической политикой Чили. К 1983 году экономика Чили лежала в руинах. Безработица в некоторый момент достигла 34,6% — что гораздо хуже, чем Великая депрессия в США. Промышленное производство сократилось на 28%. Крупнейшие финансовые группы страны падали, ничем не поддерживаемые, и разрушились бы полностью, если бы (какой конфуз для апологетов "саморегулирующегося рынка"!) не массивная помощь со стороны государства.
МВФ предложил Чили займы, чтобы помочь справиться с отчаянным положением, но оговорил эти займы жесткими условиями. Чили должно было гарантировать выплату всего внешнего долга — невероятной суммы в $7,7 млрд . Весь пакет помощи должен был стоить Чили 3% от ВНП в течение следующих 3 лет. Все эти затраты были переложены на плечи налогоплательщиков... Пока экономика процветала, рентабельные фирмы переходили в частные руки, когда же эти фирмы обанкротились, затраты на их спасение пришлось нести обществу в целом. В обоих случаях выиграли богатые…
В 1984 году после получения займов МВФ чилийская экономика начала поправляться. Снова был зарегистрирован исключительно быстрый рост, в среднем 7,7% в год. Но как и в предыдущем цикле, рост был по большей части фиктивным ("рабочие вернулись в цеха"). В 1989 году ВНП на душу населения все еще оставался на 6.1% меньше, чем в 1981-м.
Каков же итог? С 1972 по 1987 годы ВНП на душу населения упал на 6,4%. Среднегодовой доход на душу населения в 1973 году — $3.600, в 1993 году — $3.170. За годы правления Пиночета (1974—1989 гг.) только пять латиноамериканских стран достигали худших показателей по доходу на душу населения. И это защитники "чилийской модели" назвали "экономическим чудом"!..
В 1988 году, в момент наибольшей стабильности чилийской экономики, правительство сочло возможным наконец выполнить требование своей собственной свеженаписанной Конституции: устроить референдум, подтверждающий президентские полномочия генерала Пиночета на следующие восемь лет. И… незадачливый "триумфатор-чудотворец" его с треском проиграл. Вследствие этого в 1989 году были устроены новые, более открытые выборы. Фрагментарные оппозиционные силы объединились, чтобы победить Пиночета, и президентом стал Патрисио Айлвин, умеренный кандидат от христианско-демократической партии. В его руках оказалась истерзанная страна с уродливо перекошенной экономикой и неунывающим Пиночетом в роли "почетного сенатора" и "главнокомандующего"…ДЕГРАДАЦИЯ ТРУДА
Хаос в экономике и отсутствие настоящего (не фиктивного) промышленного роста — еще не худшее из наследства "чикагских мальчиков". Катастрофическое падение уровня жизни рядовых чилийцев — вот поистине самая жуткая глава в истории пиночетовского режима.
По всем без исключения параметрам средний рабочий жил в 1989 году хуже, чем в 1970-м. За этот промежуток времени часть национального дохода, приходящаяся на долю рабочих, упала с 52,3 до 30,7%. Даже во время второй серии "чилийского экономического чуда" (1984—1989 гг.), зарплаты продолжали падать.
К 1989 году 41,2% населения жили ниже черты бедности, причем треть из них была просто в отчаянном положении. Вокруг Сантьяго и других больших городов выросли трущобы, известные как poblaciones. Жизнь в них поддерживали las comunes — бесплатные суповые кухни. В 1970 году дневной рацион беднейших 40% населения имел энергетическую ценность 2019 калорий. К 1980 году эта цифра упала до 1751, а к 1990-му — еще ниже — до 1629. Кроме того, количество чилийцев, не имеющих адекватного жилья, выросло с 27% в 1972 году до 40% в 1988-м — несмотря на то, что новое правительство, со свойственным неолибералам "великодушием", обещало дать жилье всем.
Богатые тем временем обогащались. 20% населения стабильно увеличивали свою долю национального пирога за счет всех остальных. По неравенству доходов Чили имеет худший показатель на континенте. В 1980 году самые богатые 10% забирали себе 36,5% национального дохода. К 1989 году эта цифра выросла до 46,8%. За то же время доля в совокупном доходе нижних 50% населения уменьшилась с 20,4% до 16,8%.
Однако доходы — не единственное, что сконцентрировалось в руках меньшинства. Та же судьба постигла и производство. Как только "чикагские мальчики" дерегулировали рынок, практически в каждом секторе возникли олигополии. Сложилась немыслимая ситуация, при которой целые отрасли (например, лес или химическая промышленность) поделены между… двумя фирмами.
Отдельного разговора заслуживает запредельные чилийские показатели по безработице.
Дело в том, что высокая безработица неизбежно вызывает снижение заработной платы — безработные вынуждены конкурировать за ограниченное количество рабочих мест и соглашаются даже на зарплату ниже уровня бедности. Как объясняет экономист Пол Кругман: "Механизм, посредством которого свободно функционирующий рынок труда обеспечивает рабочее место практически всем желающим, — это свободное падение заработной платы, необходимое для уравнивания спроса и предложения".
Высокая безработица в Чили стала частью сознательной политики уменьшения заработной платы, поддерживаемой МВФ и Мировым банком. Во время кризиса 1975 года безработица достигла 18,7%. Но даже во времена подъемов все следующие десять лет средний уровень безработицы стабильно оставался на уровне 15,7%. Это самый плохой показатель во всей Латинской Америке. Причем с большим "запасом".