Земля как фактор производства. Цена земли. Факторы, влияющие на уровень цены земли. Особенности спроса и предложения на рынке земли.

Земля как фактор производства представляет собой: 1)земельную площадь, кот. может быть использована под сельское хоз-во, иные цели. 2) водные ресурсы. 3) полезные ископаемые.

4) определённое географическое местоположение. 5) жилые и нежилые помещения.

Цена земли - капитализированная земельная рента, которая при превращении в капитал может приносить доход в виде процентной ставки. На стоимость земли влияет совокуп-ность факторов, которые можно объединить в следующие основные группы: - социальные и демогра-фические особенности; - общая экономическая ситуация; - правовое регулирование и дейст-вующие системы налогообложения; - природные условия и окружающая среда; - физические и качественные характеристики земельного участка; -! расположение земельного участка;

- доход, который можно получить, используя земельный участок.

К социальным факторам относится демографическая структура населения, его числен-ность, плотность, состав, сложившиеся системы расселения. К общей экономич. ситуации отно-сится экономич. ситуация в стране и регионе, инвестиционный климат, рынок долгосрочных кредитов; уровень доходов населения, тенденции развития местности. К правовому регули-рованию относятся правовые нормы частного и публичного права, напр., сервитуты, права пользования и вещные права и обязательства, виды разрешенного использования земли и устанавливаемые градостроительные и природоохранные режимы, законодательные требова-ния по уплате налогов, сборов и иных земельных платежей, налогов на строительство и др.

К природным условиям относятся климат, геологические и гидрологич. условия, состояние окруж. среды, красивый вид или ландшафт, наличие или отсутствие мест рекреации; наличие или отсутств. вредных экологич. факторов на уч-ке или в ближ-м окружении. К физиическим и качественным хар-кам земельного уч-ка относятся размер и форма уч-ка, рельеф, ориентация уч-ка по сторонам света, положение по отнош. к соседним уч-кам; инженерная подготовка уч-ка, хар-ка земли (качество почв, наличие воды), вид и объем полезной застройки.

К факторам расположения относят: близость к транспортным магистралям, объектам социальной инфраструктуры района (магазинам, школам, больницам, рынкам), соседство с привлекательными или, наоборот, непривлекательными объектами. Напр., участок может быть расположен в престижном месте, месте с красивым ландшафтом, рекой или вблизи свалки. Особенностью земли как экономического ресурса явл. ее ограниченность. В отличие от капита-ла земля неподвижна. Возможности расширения сельскохоз. площадей весьма незначительны. В большинстве стран наблюдается тенденция к сокращению сельскохоз. площадей как следствие развития городского хозяйства и инфраструктуры.

Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Естественно, что кол-во хорошей земли вокруг конкретного города ограничено вдвойне: и по количеству, и по качеству. Плодородие, напр., зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта работников. Фиксированный хар-р предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю.

Спрос на землю неоднороден. Он включает 2 элемента: сельскохоз-ный и несельскохоз-ный спрос. Кривая спроса на землю будет иметь отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот нужно переходить от лучших по плодородию земель к средним и худшим. Закон уменьшающегося плодородия земель был выведен в XIX веке Д. Рикардо. Кривая несельскохоз. спроса также имеет отрицательный наклон, т.к. есть свои ограничения (приходится использовать земли не только в центре города, но и на окраинах). Совокупный спрос на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса.

Сельскохоз. спрос на землю явл. производным от спроса на продовольствие. Он складыва-ется из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т.д. сельскохоз. спрос на землю учитывает уровень плодородия почвы и возможности его повышения, а также местопо-ложение (степень удаленности от центров потребления продовольствия и сырья). Спрос на продукты питания неэластичен. В усл-х высокой инфляции спрос на продукты питания умень-шается меньше, чем на др. товары. Незначит. сокращение объемов предложения продуктов пи-тания может явиться причиной роста цен на них. И наоборот, увелич. предложения (в уро-жайный год) может привести к значит. падению цен на сельскохоз. продукцию. Аграрная сфера сильно зависит от природных условий. Изменения погоды, вредители, стихийные бедствия при-водят к резким колебаниям предложения. Несельскохоз. спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. Он объединяет разнообразные виды спроса (спрос на землю для строит. жилья, объектов инфрастр-ры, промышленный спрос, инфляционный спрос). Несельскохоз. спрос безразличен к уровню плодородия уч-ков, гл. для него – местоположение.

Наши рекомендации