Рекомендуемые товарные группы (подгруппы) для выбранной темы курсовой работы
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Вятский государственный гуманитарный университет
Факультет экономики
Кафедра коммерции и маркетинга
Утверждаю
Зав. кафедрой коммерции и маркетинга, канд. экон. наук., доцент
_________________В.В. Кислицына
«04» сентября 2013г.
«Товароведение и экспертиза товаров »
Методические указания и задания
для выполнения курсовой работы
для студентов специальности
080301.65 Коммерция (торговое дело)
Киров
2013 г.
Составитель: ст. преподаватель кафедрыкоммерции и маркетинга факультетаэкономики С.Б.Куклина
Методические указания и задания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров» для студентов заочной формы обучения по специальности 080301.65 Коммерция (торговое дело) рассмотрены и одобрены: на заседании кафедры, протокол № 1 от «04» сентября 2013г.
Рецензент: зав.кафедрой коммерции и маркетинга, к.э.н., доцент В.В.Кислицына
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2013
©Куклина, С.Б., 2013 г.
1.1. Общие положения
Студенты, обучающиеся по специальности «Коммерция», в соответствии с учебным планом выполняют курсовую работу по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров» по одной из предложенных тем.
Основная цель курсовой работы – показать умение студента вести самостоятельные научные исследования, закрепление теоретических знаний.
При выполнении курсовой работы особое внимание обратить на следующие моменты: факторы формирования потребительских свойств товаров, группировка и характеристика ассортимента товаров, требования к качеству, нормативно-технические документы, определение сортности.
Основными требованиями к выполнению курсовой работы являются:
– изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;
– логическая последовательность изложения материала;
– достоверность и взаимная увязка данных между собой.
Представлять курсовую работу следует в установленный учебным планом срок. Курсовая работа, не отвечающая требованиям, изложенным в настоящих методических указаниях, возвращается вместе с рецензией студенту с оценкой «на доработку». Исправленная работа сдается на кафедру коммерции и маркетинга для повторной проверки. Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты.
Структура работы
Определившись с объектом исследования и темой работы, необходимо составить план, исходя из последовательности раскрытия темы. Общая структура полностью оформленной курсовой работы включает в себя следующие разделы:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение;
– теоретическая часть;
– основная (специальная) часть;
– заключение (выводы и предложения);
– библиографический список;
– приложения.
1.3. Требования к структурным элементам работы
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (прил. 1).
В оглавлении (прил. 2) последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделы, пронумерованные согласно их размещению в работе. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представлениеих в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово «Оглавление», записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Во введении (2-3 страницы) следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель работы, указать объект исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования и источники исходной информации (официальные, литературные, учебные и др.). Названием раздела является слово «Введение», написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Теоретическая часть (до 10 страниц) представляет собой изложение теоретических основ изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников. Эту часть работы следует четко увязать с темой и с последующими разделами (главами), она не должна быть изолированной от них. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса. Материалы данной части следует расположить таким, образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.
Основная (специальная) часть (до 30 страниц) является центральной в работе. Эта часть может состоять из нескольких разделов и подразделов, подробно характеризующих как объект исследования в целом, так и конкретное состояние изучаемого вопроса.
Заключение (выводы и предложения 2-3 страницы) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. В конце данного раздела студент должен поставить свою подпись с указанием даты.
В библиографический список необходимо включить только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе.
Минимальный объем курсовой работы – 40-45 страниц, максимальный - 50 машинописных листов стандартного формата без учета библиографического списка и приложений.
1.4. Требования стандарта к оформлению курсовой работы
Работа должна быть грамотно и разборчиво написана от руки или отпечатана машинописным способом на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора межстрочных интервала и сброшюрована. Текст пишется чернилами только одного цвета (черного, синего или фиолетового). Исключение составляют сложные диаграммы. Размер полей вокруг текста составляет: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее -25 мм. При перепечатывании рукописи следует учесть, что высота букв и цифр должна быть не менее 1,8мм. Опечатки, описки или графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправлений машинописным способом или от руки чернилами того же цвета, что и основной цвет рукописи.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. Номера страниц проставляют по центру внизу листа без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не указывается. Таким образом, как правило, нумерация начинается со 2-й страницы ("Оглавление").
Каждая новая глава (раздел), а также другие структурные элементы работы –введение, заключение, библиографический список, приложения, кроме подразделов (параграфов), входящих в состав глав, – начинаются с новой страницы. Параграфы с новой страницы не начинаются, а выделяются соответствующим интервалом.
Главы и параграфы работы следует нумеровать арабскими цифрами. При этом главы нумеруются одной цифрой с точкой, например, 1., 2., 3. и т.д. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах, каждой главы. Номер параграфа состоит из двух арабских цифр – номера главы (первая цифра), далее после точки идет номер параграфа, после которого также ставится точка, например 1.1., 2.3., 3.2. и т. д. Если глава имеет только один параграф, то нумеровать его не следует. Такие структурные элементы работы, как "Введение", "Заключение", " Библиографический список ", "Приложения",–не нумеруются.
Все разделы (главы) и подразделы (параграфы) должны иметь содержательные заголовки. Заголовок пишется после номера. Заголовки глав располагаются в середине строки и пишутся прописными (заглавными) буквами, а параграфов – начинаются с абзацного отступа ("красной строки") и строчными буквами, кроме первой прописной. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в них не допускается. В том случае, если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Заголовки в тексте должны соответствовать содержанию.
Расстояние между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и последующим текстом должно быть не менее двух-трех межстрочных интервалов. Расстояние между строками заголовка должны быть такие же, как в тексте.
При написании теоретической части работы студенту необходимо давать ссылки на первоисточник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, дает возможность получить представление о его содержании, языке изложения и т. д.
Ссылки на литературу, использованную в работе, могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные.
Во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками например:
"А. А. Евстигнеев [13] и В. Е. Гусев [27] сравнивают..."
Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:
"В. А. Барсов [20, с.29] пишет..."
При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например [18, Т.1.С.75].
Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках через запятую указываются номера этих работ, например:
"Ряд авторов [5, 11, 17] считают..."
Выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки. При цитировании обязательны ссылки на автора статьи (цитаты).
В подстрочных ссылках приводят либо полностью библиографическое описание первоисточника, на которое дается ссылка, либо недостающие элементы описания. Такая ссылка располагается под текстом, отделяется от него прямой линией и записывается, как правило, меньшим шрифтом после знака сноски - порядкового номера в виде арабских цифр. В основном тексте фраза, связанная с данным первоисточником, также помечается в конце знаком сноски, оформленным как верхний индекс.
При использовании подряд нескольких ссылок на одно и то же произведение в повторных ссылках вместо его номера по библиографическому списку приводят слова "Там же" и, при необходимости, номер страницы ; например ( Там же, с. 142)
В курсовую работу можно помещать иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и др.), которые обогащают ее содержание. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации необходимо помещать так, чтобы можно было рассматривать их без поворота работы. Если такое размещение невозможно, то рисунок располагают таким образом, чтобы для его рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке. Иллюстрации должны иметь название, начинаемое с прописной буквы без точки в конце, которое помещают над ними. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные - подрисуночный текст, который должен соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. Подрисуночный текст, как правило, содержит следующие элементы:
– сокращенное слово "Рис." (так как все иллюстрации именуются рисунками);
– порядковый номер иллюстрации, указываемый арабской цифрой без знака "№" с точкой. Рисунки нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы, например "Рис.2.". Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово "Рис." под ней не пишут;
– при необходимости – словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа – сразу под рисунком, выше слова "Рис."
Цифровой материал в курсовой работе должен оформляться в виде таблиц. Таблицы концентрируют содержание и повышают наглядность информации. В связи с этим не следует, с одной стороны, перегружать их показателями, особенно отражающими разные стороны изучаемого явления, а, с другой - выполнять таблицы с одним-двумя показателями. Таблица размещается после первой ссылки на нее в тексте работы или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь номер и краткое название, отражающее ее содержание. При оформлении таблицы с левой стороны листа в отдельной строке пишется слово "Таблица" и проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами. Знак № не ставится, например: Таблица 1. Нумерация должна быть сквозной, тут же размещается название таблицы. Точка после номера и в конце заголовка таблицы не ставится. Если таблица не помещается на странице, то возможен ее перенос на другую страницу. Над продолжением таблицы на новом листе ставится заголовок типа "Продолжение таблицы 5" (если таблица на этой странице не кончается) или "Окончание таблицы 5" (если она на данной странице оканчивается). Заголовок на новом листе не повторяется.
Если в тексте формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое таблицей, необходимо дать на нее ссылку. В этом случае в скобках пишется слово "табл." и порядковый номер таблицы, на которую дается ссылка. Например, (табл. 2).
Графы таблиц могут иметь заголовки. Заголовки пишут с заглавной буквы, подзаголовки – со строчной (если они составляют одно предложение с заголовком), с заглавной (если они являются самостоятельными). Точки после заголовковнеставятся. В графах таблиц нельзя оставлять свободные места – если данные отсутствуют, следует ставить тире.
Строки таблиц пишутся с заглавной буквы. Единица измерения, общая для данных всей строки, указывается после запятой в названии данной строки. Если показатели в столбцах таблицы имеют различные единицы измерения, то их размещают после запятой в заголовке каждой графы. Единица измерения, общая для всех строк и столбцов таблицы, приводится после запятой в ее названии. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы чисел во всей графе были точно один под другим. Числовые значения в одном столбце должны иметь, как правило, одинаковое число десятичных знаков.
Располагать таблицы следует так, чтобы они читались без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке.
Каждую таблицу кратко комментируют: приводят необходимые пояснения, дополнительную информацию о связи между величиной показателей.
Наиболее распространенным способом составления в курсовой работе библиографического списка является алфавитный способ. При этом источники группируют строго в алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий книг и статей, нумеруя каждый источник арабскими цифрами.
Кроме того, рекомендуется такая последовательность расположения литературных источников в списке:
1) указы Президента;
2) постановления правительства РФ;
3) законы РФ;
4) книги, брошюры, статьи;
5) стандарты и другие нормативные документы в порядке возрастания индекса стандарта.
Приложения располагаются на последних страницах курсовой работы в виде самостоятельного раздела. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" с соответствующим порядковым номером (римскими цифрами) без точки в конце, например, "ПРИЛОЖЕНИЕ II".
Связь приложений с текстом осуществляется через ссылки, оформляемые в тексте работы аналогично ссылкам на таблицы и рисунки, например, "(прил. 2)".
1.5. Порядок проверки и зашиты курсовой работы
Выполненная студентом курсовая работа должна быть сдана на проверку руководителю не позднее двух недель до начала экзаменационной сессии. Студент сдает выполненную работу лаборанту кафедры коммерции и маркетинга, где она регистрируется и передается научному руководителю для проверки. Научный руководитель оформляет результаты проверки в виде рецензии, в которой характеризуются положительные и отрицательные стороны работы и дается ее предварительная оценка. В случае обнаружения существенных недостатков курсовая работа может быть возвращена студенту для доработки. При положительной рецензии она допускается к защите и назначается срок ее проведения. Защита проходит в форме собеседования студента с руководителем по содержанию вопросов курсовой работы. Результаты защиты определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Студенты, не защитившие курсовую работу в установленный срок или получившие неудовлетворительную оценку по результатам защиты, к экзамену не допускаются.
Темы курсовых работ
1. Состояние и перспективы развития рынка потребительских товаров (на примере любой товарной группы или подгруппы).
2. Новое в ассортименте товаров однородной группы (на примере любой товарной группы или подгруппы). Экспертиза качества товаров-новинок.
3. Сравнительная товароведная характеристика товаров (на примере любой товарной группы или подгруппы). Идентификация товаров в соответствии с требованиями нормативных документов.
4. Влияние сырья (состава) на качество товаров однородной группы или подгруппы. Сравнительная характеристика товаров этой группы (подгруппы) по потребительским свойствам.
5. Влияние технологии производства на формирование ассортимента и качество товаров однородной группы или подгруппы. Сравнительная характеристика товаров этой группы (подгруппы) по потребительским свойствам.
6. Влияние конструкции на ассортиментную характеристику и качество товаров однородной группы или подгруппы. Сравнительная характеристика товаров этой группы (подгруппы) по потребительским свойствам.
7. Сравнительный анализ функционального и социального назначения товаров однородной группы или подгруппы. Перспективы развития данного ассортимента.
8. Сравнительная оценка надежности товаров однородной группы или подгруппы. Перспективы развития данного ассортимента.
9. Сравнительная оценка эстетических свойств товаров однородной группы или подгруппы. Перспективы развития данного ассортимента.
10. Сравнительная оценка эргономических свойств товаров однородной группы или подгруппы. Перспективы развития данного ассортимента.
11. Оценка соответствия маркировки товаров отечественного или импортного производства требованиям нормативно-правовых документов.
12. Влияние условий хранения на качество товаров однородной группы или подгруппы.
13. Применение пластмасс в упаковке товаров. Перспективы развития полимерной упаковки.
14. Анализ направлений развития современной моды товаров однородной группы или подгруппы. Влияние моды на формирование потребительских предпочтений.
15. Сравнительная характеристика упаковки товаров однородных групп или подгрупп.
16. Сравнительная оценка безопасности товаров однородной группы или подгруппы. Перспективы развития данного ассортимента.
17. Сравнительная оценка экологических свойств непродовольственных товаров однородных групп или подгрупп. Перспективы развития данного ассортимента.
18. Анализ ассортиментной политики торговых организаций (на примере конкретной группы или подгруппы).
19. Изучение марочного ассортимента товаров определенного вида. Экспертиза качества данных товаров.
20. Применение пищевых добавок в продовольственных товарах (на примере конкретной группы или подгруппы). Перспективы развития данного ассортимента.
Студент имеет право выполнить курсовую работу по любой теме, не включенной в примерную тематику, но по согласованию с преподавателем.
Рекомендуемые товарные группы (подгруппы) для выбранной темы курсовой работы