Издержки внелегальной экономики. Противодействие отмыванию криминальных денег

Существует прямая связь между высокой ценой подчинения закону и значительными размерами внелегальной экономики, что объясняет стремление части предприятий «уйти в тень», чтобы не платить высокие налоги, не тратить время и деньги на официальную регистрацию, экономить на зарплате персоналу.

Однако, совершение сделок во внелегальной экономике сопровождается расходами, т.е. «ценой внелегальности», которая складывается из следующих элементов:

1. Издержки уклонения от легальных санкций –плата налоговым и иным консультантам, юристам; упущенная выгода из-за сокращения размеров производства и рекламы; затраты на ведение «двойной бухгалтерии»;

2. Издержки уклонения от налогови начислений на зарплату снижают стимулы к замещению труда капиталом, к техническому перевооружению предприятия;

3. Издержки отсутствия легально зафиксированных прав собственности;

4.Издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов через семейно – родственные и кланово-мафиозные структуры.

Среди наиболее актуальных проблем борьбы с негативами незаконной экономической деятельности, значимой для всего международного сообщества, является противодействие отмыванию банками доходов, полученных преступным путем от наркотрафиков, нелегальной торговли оружием, терроризма.

В 1988 году Венский Конгресс принял решение считать отмывание денег, полученных в торговле наркотиками, преступлением, для борьбы с которым можно нарушать банковскую тайну. В 1991 году появилась Директива Евросоюза о незаконности отмывания денег. В 1989 в Арче была создана международная организация по борьбе с финансовыми нарушениями (FATF). Отмывание денег тогда считали преступлением 7 стран. В 1995 г. членов FATF было 25, а сейчас уже более 40 стран.

В октябре 2000года после двух лет переговоров 11 крупнейших банков мира (City Group, UBS, HSBC, IP Morgan, Deutsche Bank и др.) приняли 11 Вольфсбергских принципов (по названию замка в Швейцарии), которые формулируют правила борьбы с отмыванием денег.

Согласно этим принципам банки обязаны четко идентифицировать всех держателей счетов (хотя номерные счета могут использоваться, но личность владельца должна быть известна банку), требуется постоянное обновление информации о клиенте с выделением необычной деятельности, подозрительной к отмыванию преступных денег.

В структуре банка должно образовываться специальное подразделение, отвечающее за предотвращение отмывания денег. Банк обязан 5 лет хранить все отчеты и информацию, касающуюся отмывания денег. Особое внимание должно уделяться владельцам счетов, проживающих в странах со слабым контролем задвижением преступных денег и их отмыванием (такой список составляют международные и национальные органы и куда включаются преимущественно офшорные территории – их несколько десятков). Ведется также наблюдение за банковскими счетами правительственных чиновникови членов их семей.

В ряде стран, в том числе и в России (Федеральный закон №115 – ФЗ, 2006 год «О противодействии легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем») приняты законодательные акты по борьбе с отмыванием криминальных денег. В России создана специальная служба по работе в этой сфере – «Росфинмониторинг» с весьма широкими полномочиями (интересно, что ее первый глава В. Зубков сразу стал премьер – министром России в первое президентство В. Путина).

В 115 – ом Федеральном законе предусматривается, что банки обязаны передавать в «Росфинмониторинг» сведения об операциях клиентов на сумму более 600 тысяч рублей в один день; о снятии наличных денег, не связанных с хозяйственными операциями предприятий; о внесении физлицами в уставный капитал организации наличных денег; сведения об операциях лиц, проживающих в странах, где производятся наркотики.

В Швейцарии отмывание денег - преступление и банки страны соблюдают соглашение об осмотрительности,по которому они обязаны идентифицировать своих клиентов до вступления с ними в договорные отношения. Новый клиент банка в письменной форме указывает лицо, которое может распоряжаться ценностями. В соответствии с двусторонним соглашением с ЕС, Швейцария оказывает государствам международную правовую помощь, если имущественные ценности получены в результате налогового мошенничества. Проблема в том, что уклонение от уплаты налогов не считается преступлением по швейцарским законам (граждане Швейцарии добровольно указывают сумму дохода и налога и не обязаны подтверждать ее). Поэтому в 2007 – 2011 гг. возник серьезный конфликт Швейцарии с США, т. к. швейцарские банки отказывались сообщать американцам данные о счетах тех граждан США, которые подозревались в уклонении от американских налогов. Только под серьезнейшим давлением США, с учетом членства Швейцарии в FATF, банк UBS передал американскому суду информацию по счетам 52 тысяч американских клиентов этого крупнейшего швейцарского и мирового банка.

Наши рекомендации