Причины, типы и оценка внелегальной экономики

Тема: Институты внелегальной экономики

Причины, типы и оценка внелегальной экономики

Цена подчинения закону и цена внелегальности

Последствия существования внелегальной экономики

Внелегальный рынок как институциональная система

Причины, типы и оценка внелегальной экономики

Высокие трансакционные издержки на обмен легально зафик­сированными правомочиями мешают попаданию правомочий в руки собственников, которые смогут распорядиться ими наиболее эффективно. Означает ли это, что обмен не происходит вообще и экономические агенты смиряются с неоптимальной структурой собственности? Поиск альтернативного решения отражают по­пытки экономических агентов специфицировать права собственности и организовать обмен ими без участия государства, т. е. внелегально. Данный термин означает отказ индивидов от использования норм писаного права для организации повседнев­ной деятельности и обращение к неписаному праву, т. е. нормам, зафиксированным не в законах, а главным образом в традициях и обычаях, а также к альтернативным механизмам разрешения конфликтов по поводу обмена и защиты прав собственности. Тем самым экономические агенты избегают попадания в тупиковую ситуацию, когда государство не может в ходе первоначальной спецификации прав собственности наделить ею потенциально наиболее эффективных собственников, а обмен правомочиями невозможен из-за запретительно высоких трансакционных издержек.

Известны многие примеры сосуществования легальной и внелегальной систем прав собственности. В командной экономике, несмотря на закрепленный в законе общенародный характер собст­венности, основные правомочия реально находились в руках бюрократии, как партийной, так и административной (министерства, главки). Соответственно, существовали и альтернативные механизмы разрешения конфликтов, принимавшие форму торгов и сделок, где в качестве предмета обмена выступали не только товары и услуги, но и «положение в обществе, власть и подчинение, иконы и права их нарушать». Еще более яркий пример дуализма представляет собой экономика Перу и других латиноамериканских стран, где государственная судебно-правовая система и защища­емые ею права собственности лежат в основе лишь незначитель­ной части сделок. Как показал Э. де Сото, деятельность целых секторов экономики — розничной торговли, общественного транс­порта, строительства и др. — регулируется на основе внелегальной системы прав собственности. Например, строительство нового многоэтажного жилого дома в столице Перу Лиме начинается не с получения разрешения в мэрии, а с захвата участка под строи­тельство по принципу приоритета первого (first came — first served). Впоследствии установленное подобным образом право собственности защищается социальными санкциями и обычным правом, а не легально фиксируемыми титулами права собственности.

Происхождение неформальной экономики неразрывно связано с традиционализмом. С 1970-х годов рост неформальной экономики наблюдается в большинстве не только развивающихся, но и развитых стран. Эта тенденция в первую очередь связана со стремлением государства расширить и углубить правовой контроль за различными областями деятельности людей. Однако она может стимулироваться и медлительностью государства при регулировании экономики в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации или при монополизации транснациональными корпорациями целых рынков сбыта товаров и услуг.

Внелегальная экономика есть стихийная и творческая реакция народа на неспособность государства удовлетворять основные потребности обнищавших масс. (Эрнандо де Сото). Индивиды ищут приемлемые формы адаптации на основе ранее сформированного опыта, морально-этический базис и конкретные навыки ведения хозяйства могут передаваться из поколения в поколение невзирая на текущее законодательство, поэтому принятие законов без осуществления реально влияющих на поведение людей мероприятий является практически бесполезным. Люди, признаваясь в незнании законов, негативно характеризуют их или контроль за их исполнением для того, чтобы оправдать подобную деятельность в собственном сознании.

Бедность является одновременно следствием и причиной существования неформальной экономики, так как бедные граждане заинтересованны в получении хоть каких-то доходов, при этом законность способа получения отходит на второй план перед необходимостью выживать. Люди из некоторых социальных групп могут практически не иметь шансов на легальное трудоустройство. В некоторых случаях бездомные сами стремятся попасть в тюрьму. Для бедных слоёв населения потери времени, связанные с заключением под стражу, не так страшны, как штрафы, для богатых, соответственно, более страшны потери времени, чем штрафы.

Потребности безграничны, сила же принуждения государства ограничена, как ограничены его ресурсы, это приводит к невозможности установления законности в случаях, когда в государстве действуют явно невыгодные обществу законы, при этом люди идут на правонарушения даже под страхом смертной казни. Из моделей экономики преступления и наказания следует, что чем больше прибыли может принести правонарушение, тем больше средств необходимо будет потратить на его сдерживание, или тем более жестокие законы необходимо будет установить. Коррупция законотворческих органов приводит к принятию законов без балансирования интересов личности, общества и государства.

Доверие экономических агентов друг к другу как важный элемент неформальных связей крайне важно для существования неформальной экономики. По теории общественного договора Руссо государство должно выступать как агент-гарант и обеспечивать граждан общественными благами, однако при приватизации его функций и правомочий теневыми структурами оно эти функции утрачивает, что приводит к потере доверия к государству и праву как к гаранту соблюдения правил.

Устройство государства и законов, на которых оно основано — несовершенно. Толкование права — непрекращающийся процесс, не в последнюю очередь потому, что для написания законов используется естественный язык со всем его многообразием смыслов. Несовершенство законов обусловленно, в том числе тем, что для государственных органов могут быть непонятны или неизвестны общественные обычаи делового оборота, так и для широких слоёв общества может быть непонятен механизм участия в принятии законов.

В некоторых случаях принятие закона осуществляется не для того, чтобы закрепить некий образ действий или решить имеющуюся у общества проблему, а для получения конкретными людьми или группами материальной или политической выгоды.

Несмотря на закрепленные формальными правилами взаимные права и обязанности институциональных агентов, реальное экономическое преимущество получат те из них, которые контролируют механизмы разбирательства по нарушениям этих правил. Широко распространена практика, когда влиятельные фигуранты "подминают" под себя и "искажают" правовые нормы, захватывают и подчиняют себе институты судопроизводства. Не менее часто наличие теневых связей с представителями правоохранительной системы у субъектов малого и среднего бизнеса позволяет им нарушать в свою пользу условия контрактов.

Что касается типологии внелегальной экономики, то подходов может быть много. Традиционный подход - Внелегальная экономика включает и себя:

• неофициальную экономику — легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое с мелью минимизации издержек производство товаров и услуг.

• фиктивную экономику — экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег;

• криминальную экономику — экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона (в первую очередь — Уголовного и Гражданского кодексов) и посягательством на официальные права собственности.

[30] Права другого хозяйствующего субъекта
Законность Нарушены Не нарушены
Закон нарушен Нелегальная криминальная «чёрная» экономика Неформальная «серая» экономика
Закон соблюдён Внелегальная «розовая» экономика Легальная «белая» экономика

в силу разнородности описанных подходов получаемые результаты зачастую трудно сопоставимы, приведем некоторые расчетные данные о величине внелегальной экономики по отдель­ным странам: Италия — 15—30%, Бельгия — 4—13, Швеция — 0,5, Великобритания — 2, Франция — 15, США — 3, Перу — 27—28%. Динамика внелегальной экономики в России характеризуется следующими цифрами: около 20% ВНП в конце 80-х годов, 23% — в 1996 г., сейчас около 10-15%

Сложности оценки размеров внелегальной экономики.

Косвенные методы дают, как правило, завышенную оценку, прямые методы, наоборот, дают заниженную оценку,[40] предположительно потому что при прямом анализе индивиды склонны скрывать своё участие в неформальной экономике доступными им методами, а при косвенном на оценку влияет множество не поддающихся коррекции факторов.

Увеличение прозрачности (освещености) экономики как способ сокращения внелегальной экономики. Но тоже не безгоаанично, т.к. экономика тоже развивается, да и субъекты уклоняются от освещения.

Всегда ли необходимо увеличивать освещенность экономики? Иногда лучше сохранять статус-кво, т.к. нелегальный сектор может криминализоваться при сокращении. В общем, сама тема внелегальной экономики очень политизирована и является предметом политического торга, в отдельные моменты искусственно интерес к ней раздувается, в другие сужается. Даже борьба с коррупцией может инициироваться с целью избавления от неугодных.

Наши рекомендации