Проблема вступления России в ВТО - современное состояние и перспективы
Несмотря на то, что членами ВТО являются 147 государств (в том числе уже 7 бывших республик СССР — Грузия, Армения, Молдова, Латвия; Литва, Эстония и Кыргызстан), Россия на сентябрь 2004 г. официально не принята в ВТО. Однако Россия с 1993 г. является претендентом на вступление в эту международную организацию.
Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО продолжается уже более 10 лет. Это достаточно долгий срок — для большинства стран срок вступления в ВТО длился примерно вдвое меньше. В то же время, длительность данного процесса объяснима:
· на протяжении многих десятилетии Россия имела принципиально иную экономическую систему, которую сложнее привести к стандартам ВТО, чем экономику других стран;
· экономика России слишком многофункциональна, в отличие от ряда небольших стран, которые специализируются на производстве и торговле отдельных видов товаров, Россия производит почти все, что продается на мировом рынке, и необходимо больше времени на то, чтобы достигнуть соглашений с ВТО по каждой из ключевых отраслей;
· вступление России в ВТО с ее колоссальным рынком, производственными и коммерческими возможностями, природными ресурсами может значительно повлиять на экономику других стран, а также на деятельность ВТО в целом — поэтому ВТО и страны, входящие в данную организацию, желают согласования максимального количества вопросов, вызванных вступлением России в ВТО.
Несмотря на свою длительность, процесс вступления России в ВТО идет к своему завершению. Можно выделить его следующие основные этапы:
· в 1993 г.Россия подала заявку на присоединение к ГАТТ (с 1995г. — ВТО);
· в 1995 г.была сформирована специальная рабочая группа по вопросу вступления России в ВТО, в которую вошли представители 66 заинтересованных государств;
· в период с июля 1995 г. по сентябрь 2004 г. состоялось множество заседаний Рабочей группы, каждое из которых было посвящено согласованию самых различных вопросов будущего "пакета ВТО" для России;
· кроме этого был проведен ряд двусторонних и многосторонних переговоров России с другими государствами - членами ВТО;
· на 14-м заседании Рабочей группы (25 апреля 2002 г.) был предложен проект доклада Рабочей группы ВТО - заключительного документа переговорного процесса; в настоящее время идет его доработка с таким расчетом, чтобы завершить первый этап вступления в ВТО (переговорный процесс) до 2005 г.
Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке.
В настоящее время идут переговоры по следующим основным блокам вопросов:
· по доступу на рынок товаров,основным предметом которых является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин, применять который Россия получит право после присоединения к ВТО;
· сельскохозяйственной проблематике,которые, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение объемов внутренней поддержки аграрного сектора ("желтая" корзина) и размеров экспортных субсидий;
· доступу на рынок услуг,цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. В марте 2003 г. Правительством РФ была утверждена в качестве основы для переговоров третья редакция предложений по доступу на рынок услуг;
· системным вопросам,цель которых - определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участницы ВТО. Основой для переговоров является вторая версия проекта доклада РГ.
Требования стран ВТОв этой сфере в целом можно разделить на 3 части:
a. несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам и правилам ВТО. Основная озабоченность стран - членов ВТО касается ряда положений действующего законодательства в области таможенного дела; излишних требований, предъявляемых импортным товарам. Участники переговоров требуют безусловного выполнения положений ВТО в данных сферах. Это - "стандартное" требование ко всем присоединяющимся странам;
b. применение Россией некоторых нетипичных для ВТО элементов регулирования (льготы и др.);
c. запросы, явно выходящие за рамки обязательств ВТО (требования "ВТО+"), такие, как присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам и гражданской в авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин.
В мае 2004 г. на переговорах в Москве были сняты основные спорные вопросы между Россией и Европейским Союзом.
Основным законодательным барьеромна пути вступления России в ВТО сегодня является несоответствие требованиям ВТО. А именно:
· ряда тарифных нормативных актов;
· законодательства в области интеллектуальной собственности;
· законодательства в области сельского хозяйства.
Несмотря на сложность и длительность процесса вступления России в ВТО, членство России во Всемирной торговой организации может дать России множество экономических выгод.
Важнейшие из них:
· получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
· доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
· создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
· расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности в банковской сфере;
· создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
· участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
· улучшение имиджа России в мире как полноправной участницы международной торговли.
Однако при вступлении в ВТО могут возникнуть трудности:
1) некоторые отрасли (сельское хозяйство, авиационная промышленность) и отдельные предприятия могут не выдержать конкуренцию с зарубежными предприятиями, увеличится безработица, произойдет спад производства;
2) российским банкам будет сложно конкурировать с иностранными коммерческими банками, которые имеют большие и относительно дешевые ресурсы (проценты по вкладам и соответственно кредитам за рубежом намного ниже российских);
3) возникнут трудности сохранения Таможенного союза со странами СНГ, поскольку это вступает в противоречие с уставом ВТО;
4) уменьшатся возможности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности;
5) ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители может привести к существенному росту издержек производства и падению конкурентоспособности отечественных предприятий.
Анализ потенциальных преимуществ и угроз вступления России в ВТО позволяет сделать следующие выводы:
1) необходимо обеспечить общий положительный количественный и качественный баланс национальных интересов;
2) нельзя допустить банкротства отдельных отраслей народного хозяйства;
3) целесообразно обеспечить механизм защиты национальной финансовой и банковской системы;
4) нельзя допустить резкого повышения цен на энергоносители, как того требуют переговорщики со стороны ВТО;
5) необходима координация деятельности всех уровней власти для подготовки российской экономики к вступлению в ВТО