Моделирование производственных процессов и ситуаций
Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций»предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др.
Цель:эффективное решение проблемных ситуаций
Задачи:
· определение проблем, вызвавших ситуацию
· обсуждение предложенных путей решения проблем
· проверка предложенных путей решения проблем
Методика применения:
Организационный этап.
Описание ситуации. Ситуаций может быть представлено несколько или одна. Обсуждение ситуаций может организовываться как в малых группах, так и со всей аудиторией одновременно.
При работе в малых группах студенты делятся на несколько малых групп. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап.
Каждая малая группа обсуждает предложенную ситуацию, решая задачи:
· определение проблем, вызвавших ситуацию
· обсуждение предложенных путей решения проблем
· проверка предложенных путей решения проблем
Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по решению проблемной ситуации.
Основной этап – проведение обсуждение ситуации
Заслушиваются решения проблем, предлагаемые каждой малой группой.
После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых решений.
В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по данной ситуации.
Этап рефлексии – подведения итогов
Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения предлагаемых ситуаций, осуществляют сравнительный анализ предложенного пути решения с решениями других малых групп.
Преподаватель дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению проблемных ситуаций, и эффективности предложенных путей решения.
ПРЕЗЕНТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ С ОБСУЖДЕНИЕМ
К интерактивным методам относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, электронной книги, видеослайдов, постеров, компьютеров и т.п., с последующим обсуждением материалов.
Цель:организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме
Задачи:
· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;
· развитие коммуникативных навыков;
· актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.
Методика проведения:
Перед презентацией необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Можно останавливать презентацию на заранее намеченных позициях и проводить дискуссию. По окончании презентации необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ВИДЕОФИЬМА
На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Цель:организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме
Задачи:
· совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;
· развитие коммуникативных навыков;
· актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.
Методика проведения:
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения.
Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце просмотра или лекции необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
РАЗМИНКА
Цель:актуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии.
Задачи:
· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;
· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);
· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.
Методика проведения:
Организационный этап.
Вопросы для разминки формулируются по теме занятия как заранее преподавателем, так и на занятии, непосредственно, определенным количеством студентов. Вопросы не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.