Деятельность группы Всемирного банка

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. В отличие от коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует притоку капиталов в экономику этих стран.

Группа Всемирного банка – многосторонняя международная кредитная организация, объединяющая 4 финансовых института:

ü Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. К концу 1998 г. насчитывал 182 страны участницы.

Цели:

-Реконструкция и развитие территории стран-членов, стимулирование

частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста

международных кредитов, повышение в производительности в экономике

стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни.

-Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных проектов

развития инфраструктуры в странах-рецепиентах, в поддержке программ

облегчения болезненных последствий реализации стабилизационной и

адаптационной экономической политики для беднейших слоев населения.

Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15-20 лет с льготным

периодом 5 лет.

- Значительная часть кредитов приходится на регион Восточной Азии и

Тихого океана (29%)

- Кредиты МБРР направлены в с/х (16,7%), транспорт (14,2%),

электроэнергетику (10,6%), сферу финансов (6%) и т.д.

ü Международная ассоциация развития (МАР) создана как филиал МБРР в 1960 г. МАР предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет.

ü Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956г. С целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. VAR кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран

ü Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвенция подписана 107 странами, 1998 г. – 120 стран. Его цель – поощрение инвестиций в акционерный капитал и др. направлений прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков.

К некоммерческим рискам относят:

- экспроприация имущества инвестора;

- военные действия; перевороты;

- отмена конвертируемости национальной валюты. Срок гарантии 15 лет.

6. Деятельность Парижского и Лондонского клубов.

Проблемы международной задолжен­ности являются предметом мониторинга со стороны нескольких международных организаций. Парижский клуб и Лон­донский клуб кредиторов занимаются регулированием внешней задолженнос­ти, тогда как Мировой банк и Организа­ция экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ведут учет и обобщают статистическую информацию о внеш­нем долге, соответственно со стороны должников и кредиторов.

Парижский клуб — созданная в 1956 г. неформальная ор­ганизация правительств стран-креди­торов, занимающаяся наблюдением за государственной задолженностью и про­ведением со странами-должниками мно­госторонних переговоров по пробле­мам реструктуризации государственных долгов.

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, ко­торые являются кредиторами и прини­мают его практику работы. Председа­телем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чинов­ник министерства финансов Франции, небольшой секретариат также разме­щается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются про­ведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегули­рование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны — члены ОЭСР. По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержа­щий условие о консолидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей, дату, по состоянию на кото­рую подписанные соглашения о кре­дитах попадают под реструктуризацию, консолидационный период, в течение которого должна произойти реструк­туризация долга, доля долга, подле­жащая реструктуризации, условия пер­вого взноса по реструктурированной задолженности и график платежей. Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник до­говорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструк­туризации.

Время от времени Парижский клуб согласовывает условия, на которых рес­труктурируются долги развивающихся стран. Наиболее известные из них сле­дующие:

• Торонтские условия — действовавшие в 1988-1991 гт. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответ­ствии с которыми страны-кредиторы должны были выбрать одну из следую­щих альтернатив взаимоотношений с этими странами: частичное списание долгов (списание 33% чистой текущей стоимости долга и перенос платежей по остальной части на 14 лет под рыноч­ную процентную ставку с восьмилетним льготным периодом); увеличение срока погашения долга (перенос сроков плате­жей на 25 лет, включая 14 лет льготного периода); использование льготной про­центной ставки (перенос платежей по долгам на 14 лет под рыночную процент­ную ставку, уменьшенную на 3,5 пункта, с восьмилетним льготным периодом).

Применение этих условий способство­вало частичному облегчению долгового бремени развивающихся стран, но было явно недостаточным для большинства из них.

• Лондонские условия — действовавшие в 1991-1994 гт. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответ­ствии с которыми страны-кредиторы могли списать до 50% чистой текущей стоимости долга. В соответствии с вари­антом снижения долга страны могли получить: перенос платежей на 23 года с шестилетним льготным периодом под льготную процентную ставку; сокраще­ние платежей по обслуживанию долга, в соответствии с которым его размер со­кращается в результате использования льготной процентной ставки, с выпла­той оставшейся части в течение 23 лет с пятилетним льготным периодом; ком­мерческий вариант, предусматриваю­щий выплату всего долга в течение 25 лет с шестнадцатилетним льготным периодом.

• Неапольские условия — действующие с 1995 г. согласо­ванные в рамках Парижского клуба ус­ловия реструктуризации долгов наиме­нее развитых стран, в соответствии с которыми страны, получившие ранее льготы на основе Торонтских или Лон­донских условий, могут получить даль­нейшие льготы от кредиторов в виде списания 67% чистой текущей стоимос­ти их долга. Если среднедушевой доход страны составляет более 500 долл., а отношение суммы долга к экспорту не превышает 350%, то может быть списа­но не более 50% стоимости долга. Реше­ние кредиторами принимается по каж­дой отдельной стране. В распоряжении кредиторов имеются три варианта меха­низма списания долгов: сокращение долга с его выплатой оставшейся части в течение 23 лет, включая 6 лет льготного периода; сокращение платежей по об­служиванию долга, в соответствии с которым его размер сокращается в ре­зультате использования льготной про­центной ставки, с выплатой оставшейся части в течение 33 лет; коммерческий вариант, предусматривающий выплату всего долга в течение 40 лет с 20-летним льготным периодом. Для стран-должни­ков, проводящих в течение не менее трех лет политику стабилизации и эко­номических реформ, поддерживаемую кредитами МВФ, зарезервирован вари­ант проведения операции с запасами долга, в рамках которой весь государственный внеш­ний долг страны может быть сокращен единовременно на льготных условиях. В конце 90-х гг. Неапольские усло­вия применялись в рамках инициативы МВФ и Мирового банка по сокращению долгов беднейших стран с высокой за­долженностью.

• Лионские условия — согласованные в декабре 1996 г. усло­вия реструктуризации внешнего долга наименее развитых стран с высоким уровнем задолженности, которые будут применяться наряду с Неапольскими ус­ловиями на втором этапе реструктуриза­ции. Они предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой оставшейся части в течение 40 лет при восьмилетнем льготном периоде.

Традиционный механизм реструк­туризации внешнего долга включает следующую последовательность практи­ческих шагов: 1) принятие страной про­граммы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой МВФ и Миро­вом банком с помощью их концессион­ных кредитов; 2) согласие Парижского клуба официальных кредиторов на ре­структуризацию чистых потоков средств, связанных с обслуживанием долга, на концессионных условиях и реструкту­ризацию основной суммы долга после трех лет стабильного выполнения про­граммы структурной перестройки и ре­форм, одобренной МВФ; 3) проведение страной-должником двусторонних пере­говоров со странами, не входящими в Парижский клуб, и частными креди­торами о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долга, ка­кие предоставлены Парижским клубом; 4) списание на двусторонней основе долгов, возникших в результате получе­ния страной-должником официальной помощи развитию; 5) предоставление новых концессионных кредитов стране-должнику.

Главная идея такой после­довательности действий заключается в том, что облегчение долгового бремени предоставляется стране при условии проведения радикальных экономичес­ких и структурных реформ, которые в будущем будут способствовать выплате оставшейся задолженности. Механизм реструктуризации внешнего долга мо­жет несколько модифицироваться в зависимости от состояния платежного баланса каждой страны, ее взаимо­отношений с кредиторами и проводи­мой программы экономических реформ. На первом этапе обычно реструктуриру­ются чистые потоки по долгу, т.е. плате­жи процентов и основных сумм задол­женности, а на втором — сама общая сумма внешнего долга.

Прощение долга применяется весьма ограниченно на дву­сторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к тем странам и тем долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перс­пективе ни при каких, даже самых бла­гоприятных, условиях. Продажа долгов на вторичном рынке со скидкой от но­минальной стоимости исполь­зуется активно, особенно кредиторами латиноамериканских стран, для возвра­та хотя бы какой-то части своих про­шлых кредитов. Конверсия долга в фор­ме свопов долга на акции означает погашение невыплачен­ной части внешней задолженности фир­мы ее акциями, а государства — облига­циями казначейства. Банки-кредиторы получают тем самым часть собствен­ности в предприятиях стран-должников.

Лондонский клуб — консультационный комитет крупней­ших частных банков-кредиторов, засе­дающий в связи с их переговорами с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частной задолженности, которые обычно ведут­ся одним из банков от лица и по поруче­нию других банков, участвующих в кон­сультативном совете.

Лондонский клуб не имеет какой-либо организационной структуры и со­бирается в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику, дело которой они рас­сматривают. В рамках Лондонского клу­ба банки заключают с правительством страны-должника соглашение либо о ежегодной реструктуризации долга, либо о многолетней реструктуризации. Условием подписания соглашения о ре­структуризации обычно являются при­нятие страной программы МВФ по структурной корректировке экономики и осуществлению экономических ре­форм и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга, тогда как все просроченные сум­мы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктури­зации. Набор мер по реструктуризации в рамках Лондонского клуба обычно ог­раничивается соглашениями о выкупе, по которым пра­вительство страны-должника покупает частный долг своих компаний со скид­кой у иностранных банков; об обмене со скидкой долгов на другие активы, такие как акции нацио­нальных компаний; сокращении плате­жей по обслуживанию долга и предо­ставлении новых займов для выплаты старых долгов. В 90-е гг. через механизм Лондонского клуба прошли такие стра­ны, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Болгария, Мексика, Нигерия, Филиппи­ны, Польша и др.


Наши рекомендации