Деятельность группы Всемирного банка
Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. В отличие от коммерческих банков, он оказывает техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует притоку капиталов в экономику этих стран.
Группа Всемирного банка – многосторонняя международная кредитная организация, объединяющая 4 финансовых института:
ü Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. К концу 1998 г. насчитывал 182 страны участницы.
Цели:
-Реконструкция и развитие территории стран-членов, стимулирование
частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста
международных кредитов, повышение в производительности в экономике
стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни.
-Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных проектов
развития инфраструктуры в странах-рецепиентах, в поддержке программ
облегчения болезненных последствий реализации стабилизационной и
адаптационной экономической политики для беднейших слоев населения.
Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15-20 лет с льготным
периодом 5 лет.
- Значительная часть кредитов приходится на регион Восточной Азии и
Тихого океана (29%)
- Кредиты МБРР направлены в с/х (16,7%), транспорт (14,2%),
электроэнергетику (10,6%), сферу финансов (6%) и т.д.
ü Международная ассоциация развития (МАР) создана как филиал МБРР в 1960 г. МАР предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет.
ü Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956г. С целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. VAR кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран
ü Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвенция подписана 107 странами, 1998 г. – 120 стран. Его цель – поощрение инвестиций в акционерный капитал и др. направлений прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков.
К некоммерческим рискам относят:
- экспроприация имущества инвестора;
- военные действия; перевороты;
- отмена конвертируемости национальной валюты. Срок гарантии 15 лет.
6. Деятельность Парижского и Лондонского клубов.
Проблемы международной задолженности являются предметом мониторинга со стороны нескольких международных организаций. Парижский клуб и Лондонский клуб кредиторов занимаются регулированием внешней задолженности, тогда как Мировой банк и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ведут учет и обобщают статистическую информацию о внешнем долге, соответственно со стороны должников и кредиторов.
Парижский клуб — созданная в 1956 г. неформальная организация правительств стран-кредиторов, занимающаяся наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами-должниками многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов.
Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают его практику работы. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции, небольшой секретариат также размещается во французском казначействе. Главной функцией клуба являются проведение многосторонних переговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности. Основными членами Парижского клуба являются развитые страны — члены ОЭСР. По результатам переговоров с должниками на многосторонней основе члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол реструктуризации долга, содержащий условие о консолидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей, дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию, консолидационный период, в течение которого должна произойти реструктуризация долга, доля долга, подлежащая реструктуризации, условия первого взноса по реструктурированной задолженности и график платежей. Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации.
Время от времени Парижский клуб согласовывает условия, на которых реструктурируются долги развивающихся стран. Наиболее известные из них следующие:
• Торонтские условия — действовавшие в 1988-1991 гт. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответствии с которыми страны-кредиторы должны были выбрать одну из следующих альтернатив взаимоотношений с этими странами: частичное списание долгов (списание 33% чистой текущей стоимости долга и перенос платежей по остальной части на 14 лет под рыночную процентную ставку с восьмилетним льготным периодом); увеличение срока погашения долга (перенос сроков платежей на 25 лет, включая 14 лет льготного периода); использование льготной процентной ставки (перенос платежей по долгам на 14 лет под рыночную процентную ставку, уменьшенную на 3,5 пункта, с восьмилетним льготным периодом).
Применение этих условий способствовало частичному облегчению долгового бремени развивающихся стран, но было явно недостаточным для большинства из них.
• Лондонские условия — действовавшие в 1991-1994 гт. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответствии с которыми страны-кредиторы могли списать до 50% чистой текущей стоимости долга. В соответствии с вариантом снижения долга страны могли получить: перенос платежей на 23 года с шестилетним льготным периодом под льготную процентную ставку; сокращение платежей по обслуживанию долга, в соответствии с которым его размер сокращается в результате использования льготной процентной ставки, с выплатой оставшейся части в течение 23 лет с пятилетним льготным периодом; коммерческий вариант, предусматривающий выплату всего долга в течение 25 лет с шестнадцатилетним льготным периодом.
• Неапольские условия — действующие с 1995 г. согласованные в рамках Парижского клуба условия реструктуризации долгов наименее развитых стран, в соответствии с которыми страны, получившие ранее льготы на основе Торонтских или Лондонских условий, могут получить дальнейшие льготы от кредиторов в виде списания 67% чистой текущей стоимости их долга. Если среднедушевой доход страны составляет более 500 долл., а отношение суммы долга к экспорту не превышает 350%, то может быть списано не более 50% стоимости долга. Решение кредиторами принимается по каждой отдельной стране. В распоряжении кредиторов имеются три варианта механизма списания долгов: сокращение долга с его выплатой оставшейся части в течение 23 лет, включая 6 лет льготного периода; сокращение платежей по обслуживанию долга, в соответствии с которым его размер сокращается в результате использования льготной процентной ставки, с выплатой оставшейся части в течение 33 лет; коммерческий вариант, предусматривающий выплату всего долга в течение 40 лет с 20-летним льготным периодом. Для стран-должников, проводящих в течение не менее трех лет политику стабилизации и экономических реформ, поддерживаемую кредитами МВФ, зарезервирован вариант проведения операции с запасами долга, в рамках которой весь государственный внешний долг страны может быть сокращен единовременно на льготных условиях. В конце 90-х гг. Неапольские условия применялись в рамках инициативы МВФ и Мирового банка по сокращению долгов беднейших стран с высокой задолженностью.
• Лионские условия — согласованные в декабре 1996 г. условия реструктуризации внешнего долга наименее развитых стран с высоким уровнем задолженности, которые будут применяться наряду с Неапольскими условиями на втором этапе реструктуризации. Они предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой оставшейся части в течение 40 лет при восьмилетнем льготном периоде.
Традиционный механизм реструктуризации внешнего долга включает следующую последовательность практических шагов: 1) принятие страной программы стабилизации и экономических реформ, поддерживаемой МВФ и Мировом банком с помощью их концессионных кредитов; 2) согласие Парижского клуба официальных кредиторов на реструктуризацию чистых потоков средств, связанных с обслуживанием долга, на концессионных условиях и реструктуризацию основной суммы долга после трех лет стабильного выполнения программы структурной перестройки и реформ, одобренной МВФ; 3) проведение страной-должником двусторонних переговоров со странами, не входящими в Парижский клуб, и частными кредиторами о предоставлении ей таких же условий реструктуризации долга, какие предоставлены Парижским клубом; 4) списание на двусторонней основе долгов, возникших в результате получения страной-должником официальной помощи развитию; 5) предоставление новых концессионных кредитов стране-должнику.
Главная идея такой последовательности действий заключается в том, что облегчение долгового бремени предоставляется стране при условии проведения радикальных экономических и структурных реформ, которые в будущем будут способствовать выплате оставшейся задолженности. Механизм реструктуризации внешнего долга может несколько модифицироваться в зависимости от состояния платежного баланса каждой страны, ее взаимоотношений с кредиторами и проводимой программы экономических реформ. На первом этапе обычно реструктурируются чистые потоки по долгу, т.е. платежи процентов и основных сумм задолженности, а на втором — сама общая сумма внешнего долга.
Прощение долга применяется весьма ограниченно на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к тем странам и тем долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перспективе ни при каких, даже самых благоприятных, условиях. Продажа долгов на вторичном рынке со скидкой от номинальной стоимости используется активно, особенно кредиторами латиноамериканских стран, для возврата хотя бы какой-то части своих прошлых кредитов. Конверсия долга в форме свопов долга на акции означает погашение невыплаченной части внешней задолженности фирмы ее акциями, а государства — облигациями казначейства. Банки-кредиторы получают тем самым часть собственности в предприятиях стран-должников.
Лондонский клуб — консультационный комитет крупнейших частных банков-кредиторов, заседающий в связи с их переговорами с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частной задолженности, которые обычно ведутся одним из банков от лица и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете.
Лондонский клуб не имеет какой-либо организационной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наиболее крупные требования к стране-должнику, дело которой они рассматривают. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника соглашение либо о ежегодной реструктуризации долга, либо о многолетней реструктуризации. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно являются принятие страной программы МВФ по структурной корректировке экономики и осуществлению экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга, тогда как все просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Набор мер по реструктуризации в рамках Лондонского клуба обычно ограничивается соглашениями о выкупе, по которым правительство страны-должника покупает частный долг своих компаний со скидкой у иностранных банков; об обмене со скидкой долгов на другие активы, такие как акции национальных компаний; сокращении платежей по обслуживанию долга и предоставлении новых займов для выплаты старых долгов. В 90-е гг. через механизм Лондонского клуба прошли такие страны, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Болгария, Мексика, Нигерия, Филиппины, Польша и др.