Глава 4. Международная торговля услугами
Сущность и виды услуг
Современное развитие мирового рынка товаров, его расширение под влиянием научно-технического прогресса способствовали росту спроса на услуги, которые поступая на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Международный рынок услуг – это форма современных международных экономических отношений, в рамках которой происходит торговля услугами между различными субъектами мировой экономики, а также развитие и появление новых форм и видов услуг.
Мировой рынок услуг, в свою очередь, состоит из ряда более узких рынков: транспорта и связи, туризма, лицензий и «ноу-хау», инжиниринговых услуг, страхования, компьютерных и информационных услуг и др.
Одним из самых важных явлений мировой экономической жизни конца прошлого и начала нынешнего веков является развитие cферы услуг, и прежде всего в странах с высоко развитой экономикой. В процессе формирования и совершенствования постиндустриального сообщества наблюдается быстрый рост третичного сектора, важно отметить, что объясняется данное явление не только структурной дифференциацией хозяйства, а прежде всего изменениями в структуре промышленного производства, где появилось множество новых наукоёмких отраслей. Услуги сегодня – это наукоёмкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии.
Само понятие «услуга» определяется сегодня такой группой отраслей, как транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, современное здравоохранение и образование. Благодаря развитию промышленности появилась возможность роста доли сферы услуг и её превращение в реальный сектор, его динамику определяет научно-технический прогресс – это одно из главных условий, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере.
Сфера услуг (третичный сектор) – это нематериальная сфера деятельности, направленная на создание условий для развития мирового хозяйства и жизнедеятельности населения. Из третичной сферы выделяют четвертичную –научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), именно здесь формируются научное знание.
Услуга – это действие (или поведение) с определённой потребительской стоимостью, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет человеческую потребность в момент реализации потребительской стоимости[29].
Услуги – это экономическая деятельность, удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощённые в материально-вещественной форме[30].
Следует отметить, что широко употребляемый в отечественной и зарубежной литературе термин «сфера услуг» до сих пор не является однозначно определённым. Так, сферу услуг можно рассматривать не как особую отрасль народного хозяйства, характеризующуюся определённым содержанием конкретного труда, а в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики, состоящей из наукоёмких отраслей услуг со специфическими субъектными отношениями и связями.
Термин «услуги» охватывает разнообразные виды нематериальных продуктов, видов деятельности и носит промышленный, а также личный характер. Сфера услуг простирается от торговли и транспорта до финансирования, страхования, трудоустройства, туризма, прочих. Такая неоднородность услуг приводит к существованию различных классификаций.
Вмировой статистике сложилось деление услуг, обусловленное их долей в мировой торговле услугами:
· фрахт, включая страхование, портовые сборы и услуги;
· другие транспортные услуги;
· туризм;
· прочие услуги.
Классификация, применяемаяМВФ при составлении платёжного баланса, включает такие группы услуг, как транспорт, поездки, связь, строительство, страхование, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, другие бизнес услуги, правительственные услуги.
Также услуги можно подразделить на торгуемые и неторгуемые, то есть услуги, способные к обмену, и услуги, которые не могут быть предметом обмена. Такое деление сферы услуг означало, что торгуемая услуга пересекает таможенную границу и перемещается от экспортёра к импортёру, а услуги не способные к трансграничному обмену – это неторгуемые (коммунальные, бытовые).
Расширению и либерализации международной торговли услугами способствует ВТО. Прежде всего – это Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое является составной частью соглашений, лежащих в основе ВТО, и представляет свод правил и принципов, которые регулируют торговлю услугами. Целью ГАТС является установление принципов и правил в торговле услугами для её дальнейшего развития, либерализации путём проведения многосторонних переговоров, также ускорения экономического развития всех торговых партнёров.
В ГАТС используетсяспециальная классификация услуг для целей регулирования международной торговли, которая объединяет примерно 160 видов и делит их на 12 секторов – деловые (46 групп), телекоммуникационные (25 видов), строительные и инжиниринговые (5 видов), дистрибьюторские или услуги распределения (5 видов), образовательные (5 видов), финансовые, включая страхование (17 видов), услуги по охране окружающей среды (3 вида), медицинские (4 вида), туризм (4 вида), услуги в области организации досуга, культуры, спорта (5 видов), транспортные (33 вида) и прочие.
Установление принципов и правил в торговле услугами способствовало переводу большинства их видов в категорию торгуемых.
Ещё одну классификацию – Международная стандартная отраслевая классификация– разработала такая международная организация, как ООН. Здесь выделяются такие виды услуг, как транспортные, услуги по ремонту транспорта, размещение и общественное питание, финансовая деятельность и страхование. В отдельные категории выделяют операции с недвижимостью, оборону и т.д.
Следует также отметить классификацию, которая основывается на отраслевом делении сферы услуг, благодаря которой выделяют: торговлю, транспорт и связь, финансово-кредитную, прочие услуги.
Кроме того, в статистике, которая публикуется крупными банками, в изданиях ВТО, ООН и др.используется понятие «коммерческие услуги», включающее три группы услуг.
1. Транспортные услуги.
Международные транспортные услуги – это услуги всех видов транспорта (морской, наземный, воздушный, трубопроводный, речной), оказываемый резидентами одной стороны резидентам другой страны.
2. Туристические поездки.
Туристические услуги – это услуги, оказываемые отелями, ресторанами, туристическими агентствами и операторами лицам, которые находятся в пути, вне своего постоянного места жительства.
Доля транспортных услуг и туристических поездок (услуги, связанные с путешествиями) в мировой торговле услугами наиболее значительная.
3. Прочие услуги.
Прочие (или деловые услуги) – это услуги, связанные с обслуживанием производственных предприятий за границей, строительные, профессиональные и управленческие услуги: консультации, бухгалтерская, аудиторская, правовая помощь, информационные услуги, подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров, управленческие предприятия (менеджмент), контроль качества продукции, банковские и страховые услуги, рыночные исследования, аренда, ремонт и техническое обслуживание, лизинг, научные исследования, реклама, маркетинг финансовые, услуги в освоении космоса в гражданских целях профессиональные и управленческие (консультации по вопросам управления, ведение бухгалтерии, аудит), информационные и компьютерные, в том числе разработка программного обеспечения, управление базами данных, передача технологий, лицензий и «ноу-хау», кадровые услуги; услуги в области связи, телекоммуникаций и аренды, банковские и страховые услуги, строительные и инжиниринговые услуги, юридические услуги, рыночные, прогнозные исследования, реклама, продажа, торговое посредничество, услуги по ремонту и техобслуживанию оборудования НИОКР, СМИ и другие. Можно отметить, что ещё в конце прошлого века в коммерческих услугах стали прослеживаться сдвиги в сторону деловых услуг.
Развитие деловых услуг тесно связано с усложнением механизмов международного обмена, с внедрением в эту сферу достижений науки и техники: современных информационных технологий, которые требуют различных знаний и специалистов в области этих знаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что не существует единой классификации услуг в связи с их многочисленностью и неоднородностью.
Однако при всём разнообразии, все услуги имеют следующие характерные особенности: неосязаемость и невидимость – означает, что их невозможно увидеть, продемонстрировать, попробовать; неразрывность производства и потребления– означает, что услуга в отличие от товара представляет собой результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, процесс производства услуги происходит одновременно с потреблением; неоднородность и изменчивость качества– означает, что качество услуги существенно зависит от того, кем и когда она предоставлена, а также неспособность к хранению – означает, что услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи, так как зависят от изучения конъюнктуры рынка, спроса и предложения.
В процессе формирования постиндустриального общества всё более возрастает роль услуг в мировой экономике, и их развитие происходит по нескольким направлениям:
1. Возникновение абсолютно новых видов услуг, таких как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (управление товарными потоками), мультимодальные системы и др.
2. Активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые раннее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам.
3. Образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю пакет услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг для выполнения всего комплекса необходимых услуг. По такому принципу действуют крупные транспортные компании, берущие на себя все связанные с транспортной цепочкой и входящие в неё поставки услуг и предоставляющие потребителю транспортной услуги возможность доставки груза «от двери к двери», и «точно в назначенное время».