III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета
В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.
Бюджетные коэффициенты:
1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:
.
2) коэффициент автономии:
.
3) коэффициент внешнего финансирования:
.
4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
.
5) коэффициент бюджетного покрытия:
.
6) коэффициент налогового покрытия:
,
где Дн – налоговые доходы бюджета.
7) коэффициент неналогового покрытия:
,
где Днн.п – неналоговые доходы бюджета.
8) коэффициент трансфертного покрытия:
,
где Дт.п – доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений).
9) коэффициент дефицитности бюджета:
,
где БД – бюджетный дефицит.
10) коэффициент бюджетной задолженности:
.
11) коэффициент бюджетной результативности региона:
,
где Дт – общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч – среднегодовая численность населения региона.
12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения:
.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.
Отчет предваряется краткой характеристикой муниципального образования, включающей:
- основные социально-экономические параметры региона и муниципального образования (ВРП или оценки добавленной стоимости по отраслям, объем производства по отраслям, численность населения, численность занятых, уровень безработицы, доходы населения);
- тип развития региона и муниципального образования (развивающийся, стагнирующий, депрессивный);
- перечислить круг нормативно-правовых документов, указать, где можно ознакомиться с полным текстом документов;
- предусмотрены ли гласность и возможность участия общественности в процессе рассмотрения, принятия, контроля в ходе исполнения и утверждения отчета об исполнении бюджета;
- форма представления бюджета для представительных органов власти и общественности;
- анализ бюджета:
размеры муниципального имущества и доходы от его использования;
соответствует ли реальная структура расходов бюджета приоритетам бюджетной политики, изменились ли эти приоритеты по отношению к предшествующему периоду;
каков уровень исполнения бюджета по доходам и расходам (%) в предшествующие годы;
общий размер бюджета (% к ВРП);
дефицит бюджета и изменения размера дефицита за последние годы;
муниципальный долг (% к доходам и ВРП), стоимость обслуживания долга; доходность муниципальных ценных бумаг;
общая структура доходной части бюджета (собственные доходы и средства бюджетного регулирования) и местных налогов; способствует ли она росту инвестиционной привлекательности территории; доля налоговых поступлений и какие меры можно рекомендовать для ее повышения; неналоговые поступления;
бюджетные доходы на душу населения и их динамика в сравнении со средним по субъекту РФ;
структура расходов бюджета, динамика расходов по разделам функциональной бюджетной классификации;
социальная направленность бюджета, доля льгот и компенсаций в текущих расходах;
как изменится стоимость услуг, предоставляемых населению (транспорт, связь, отопление, вода и т.д.) в результате исполнения бюджета; возрастет ли доля расходов населения на оплату транспортных и жилищно-коммунальных услуг.
Следует проанализировать структуру налоговых и неналоговых доходов и выявить тенденции как в налоговой политике, так и в сборе неналоговых доходов. В части неналоговых доходов следует выделить доходы от муниципального имущества и доходы от предоставления муниципальных услуг.
Следует проанализировать исполнение бюджета по расходам в целом, а также по приоритетным и защищенным статьям. О приоритетности расходов говорят следующие данные: удельный вес в общей сумме расходов бюджета и его изменение во времени; процент выполнения расходов по данным статьям в сравнении с исполнением бюджета по расходам в целом.
Список рекомендуемой литературы
1. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой: учеб. пособие. М.: ТЕИС, 2003. 330 с.
2. Основы региональной экономики: учеб. пособие /
А.Е. Яковлев, Н.В. Морозова, И.Н. Урусова и др.; под ред.
А.Е. Яковлева. М.: Палеотип, 2010. 379 с. (ГРИФ МО).
3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 543 с.
4. Региональная экономика и управление: учебник (ГРИФ) / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2010. 416 с. (ГРИФ УМО).
5. Региональная экономика и управление: учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1 (гл. 1-11). Ч. 2 (гл. 12-17) / под ред. А.И. Гаврилова. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005. 260 с.
6. Региональная экономика: учебник для вузов по специальности «Нац. экономика» / В.И. Видяпин, М.В. Степанов, Н.И. Синдяшкин и др.; под общ ред. Видяпина В.И., Степанова М.В.; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. М.: Инфра-М, 2007. 665 с. (ГРИФ МО).
7. Региональная экономика: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие / И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер. М.: КНОРУС, 2005. 400 с.