Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Учебная программа для специальности:
1 – 26 02 02 « МЕНЕДЖМЕНТ»
Факультет международных экономических отношений и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента
Курс 2 Зачет 4 семестр
Семестр 4 Форма получения высшего
образования - заочная
Лекций 10
Практические занятия \семинарские 4
Всего аудиторных часов по
дисциплине 14
Всего часов по дисциплине – 34.25
Составила Т.Г. Пискунова, к.э.н, доцент
2012 г.
программа «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов» составлена на основе базовой программы «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов»,регистрационный номер УД-172-12/баз, утвержденной 04.10.2012г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве типовой программы на заседании кафедры экономики и менеджмента
30.08..2012г., протокол № 1
Заведующий кафедрой
______________ Г.В.Подгорный
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет МИТСО»
2012г., протокол №
Председатель
______________ С..Н. Князев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Становление рыночных отношений в Республике Беларусь требует от студентов профессиональных знаний в области теории и методологии планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; получение целостного, систематического представления об организационных и прикладных основах управления посредствам планирования и прогнозирования, умения использовать полученные знания на практике.
Целью курса является формирование у студентов теоретических и практических навыков решения конкретных задач в области прогнозирования и планирования экономического и социального развития страны.
Основные задачи:
- творческое осмысление полученных знаний об особенностях функционирования национальной экономики, объективной необходимости и возможности прогнозирования и планирования социально-экономических процессов;
- формирование необходимой теоретико-методологической базы в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;
- овладение методами системного анализа в управленческих ситуациях на макро-, мезо- и микроуровне регулирования экономикой;
В результате освоения курса «Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов» слушатель должен знать:
- ключевые понятия и основные положения планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;
- систему государственных регуляторов управления, планирования и прогнозирования;
- формы планирования и прогнозирования;
-объекты и субъекты функционирования экономики, институциональное устройство экономического механизма;
- основные цели и задачи обеспечения планомерности развития экономики на всех уровнях управления;
- приоритетные направления социально-экономического развития республики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
В результате изучения курса студент должен уметь;
- провести расчеты по некоторым методикам(по расчету ВВП и инфляции);
- прогнозировать развитие производственных отраслей ,производственной инфраструктуры, непроизводственной сферы, регионов, природных ресурсов и окружающей среды;
- организовывать разработку и реализацию инновационной политики предприятия на длительную перспективу.
Методы и средства изучения дисциплины. Овладеть новыми знаниями и навыками в области планирования и прогнозирования студентам помогут методы и средства, рекомендуемые в данной учебной (базовой) программе. К ним относятся: лекционный материал, самостоятельная работа студентов над отдельными разделами и темами учебного материала, практические и семинарские занятия.
К основным средствам относятся :контрольные вопросы и задания, ситуации, тесты, примеры, и задачи в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.
Структура учебной (базовой) программы построена с учетом необходимой логической последовательности изложения материала по прогнозированию социально-экономических процессов.
Весь материал рассмотрен с точки зрения комплексного, системного подхода, взаимосвязи и взаимозависимости процессов прогнозирования.
Дисциплину « Прогнозирование и планирование» рекомендуется изучать на втором курсе в ходе лекций и практических (семинарских) занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов.
Данная дисциплина органически связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Экономико-математические методы и модели» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», получить теоретические и практические навыки решения конкретных задач прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в малых, средних и крупных предприятиях.
Лекций-8 часов, практических (семинарских)-10. Форма контроля знаний зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Тема занятий | Количество часов | |
Лекции | Практические/семинарские | ||
Тема 1 | Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования | ||
Тема 2 | Методологические основы планирования и прогнозирования | ||
Тема 3 | Методы прогнозирования социально-экономических процессов | ||
Тема 4 | Методы планирования социально- экономических процессов | ||
Тема 5 | Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики | ||
Тема 6 | Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики | ||
Тема 7 | Прогнозирование и регулирование инфляции и цен | ||
Тема 8 | Планирование и прогнозирование финансов | ||
Тема 9 | Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов | ||
Тема 10 | Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития | ||
Тема 11 | Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей | ||
Тема 12 | Планирование и прогнозирование инвестиций | ||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования.
Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. Программирование в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь.
Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования.
Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Основные методологические принципы планирования. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования.
Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов.
Понятие, виды и методы прогнозирования. Экспертные (интуитивные) методы прогнозирования. Прогнозирование случайной величины по выборке значений. Прогнозирование с использованием регрессионной зависимости. Прогнозирование временных рядов.
Тема 4. Методы планирования социально – экономических процессов. Балансовый метод в планировании. Нормативный метод планирования. Программно-целевой метод. Планирование с использованием оптимизационных моделей.
Тема 5. Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики.
Понятие и типы экономического роста. Макроэкономические показатели и система национальных счетов. Цели макроэкономической политики, планирование и прогнозирование макроэкономических показателей. Планирование и прогнозирование межотраслевых связей и пропорций. Оценка и прогнозирование эффективности экономики.
Тема 6. Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики.
Планирование и прогнозирование промышленности и АПК. Планирование и прогнозирование НТП и инвестиций. Планирование развития инфраструктуры. Планирование развития предпринимательства.