Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО –ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Учебная программа для специальности:

1 – 26 02 02 « МЕНЕДЖМЕНТ»

Факультет международных экономических отношений и менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента

Курс 2 Зачет 4 семестр

Семестр 4 Форма получения высшего

образования - заочная

Лекций 10

Практические занятия \семинарские 4

Всего аудиторных часов по

дисциплине 14

Всего часов по дисциплине – 34.25

Составила Т.Г. Пискунова, к.э.н, доцент

2012 г.

программа «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов» составлена на основе базовой программы «Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов»,регистрационный номер УД-172-12/баз, утвержденной 04.10.2012г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве типовой программы на заседании кафедры экономики и менеджмента

30.08..2012г., протокол № 1

Заведующий кафедрой

______________ Г.В.Подгорный

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет МИТСО»

2012г., протокол №

Председатель

______________ С..Н. Князев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление рыночных отношений в Республике Беларусь требует от студентов профессиональных знаний в области теории и методологии планирования и прогнозирования социально-экономических процессов; получение целостного, систематического представления об организационных и прикладных основах управления посредствам планирования и прогнозирования, умения использовать полученные знания на практике.

Целью курса является формирование у студентов теоретических и практических навыков решения конкретных задач в области прогнозирования и планирования экономического и социального развития страны.

Основные задачи:

- творческое осмысление полученных знаний об особенностях функционирования национальной экономики, объективной необходимости и возможности прогнозирования и планирования социально-экономических процессов;

- формирование необходимой теоретико-методологической базы в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;

- овладение методами системного анализа в управленческих ситуациях на макро-, мезо- и микроуровне регулирования экономикой;

В результате освоения курса «Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов» слушатель должен знать:

- ключевые понятия и основные положения планирования и прогнозирования социально-экономических процессов;

- систему государственных регуляторов управления, планирования и прогнозирования;

- формы планирования и прогнозирования;

-объекты и субъекты функционирования экономики, институциональное устройство экономического механизма;

- основные цели и задачи обеспечения планомерности развития экономики на всех уровнях управления;

- приоритетные направления социально-экономического развития республики на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

В результате изучения курса студент должен уметь;

- провести расчеты по некоторым методикам(по расчету ВВП и инфляции);

- прогнозировать развитие производственных отраслей ,производственной инфраструктуры, непроизводственной сферы, регионов, природных ресурсов и окружающей среды;

- организовывать разработку и реализацию инновационной политики предприятия на длительную перспективу.

Методы и средства изучения дисциплины. Овладеть новыми знаниями и навыками в области планирования и прогнозирования студентам помогут методы и средства, рекомендуемые в данной учебной (базовой) программе. К ним относятся: лекционный материал, самостоятельная работа студентов над отдельными разделами и темами учебного материала, практические и семинарские занятия.

К основным средствам относятся :контрольные вопросы и задания, ситуации, тесты, примеры, и задачи в области планирования и прогнозирования социально-экономических процессов.

Структура учебной (базовой) программы построена с учетом необходимой логической последовательности изложения материала по прогнозированию социально-экономических процессов.

Весь материал рассмотрен с точки зрения комплексного, системного подхода, взаимосвязи и взаимозависимости процессов прогнозирования.

Дисциплину « Прогнозирование и планирование» рекомендуется изучать на втором курсе в ходе лекций и практических (семинарских) занятий, а также в процессе самостоятельной работы студентов.

Данная дисциплина органически связана с дисциплинами «Экономическая теория», «Макроэкономика», «Экономико-математические методы и модели» и др. Она дает возможность студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент», получить теоретические и практические навыки решения конкретных задач прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в малых, средних и крупных предприятиях.

Лекций-8 часов, практических (семинарских)-10. Форма контроля знаний зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  № темы       Тема занятий     Количество часов
Лекции   Практические/семинарские  
  Тема 1   Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования        
  Тема 2   Методологические основы планирования и прогнозирования        
  Тема 3   Методы прогнозирования социально-экономических процессов        
  Тема 4   Методы планирования социально- экономических процессов        
  Тема 5   Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики      
  Тема 6   Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики    
  Тема 7   Прогнозирование и регулирование инфляции и цен    
  Тема 8   Планирование и прогнозирование финансов    
  Тема 9   Планирование и прогнозирование занятости и трудовых ресурсов  
  Тема 10   Планирование и прогнозирование уровня жизни и социального развития  
  Тема 11   Планирование, прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей    
  Тема 12   Планирование и прогнозирование инвестиций    
  Итого          

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Планирование и прогнозирование как формы государственного регулирования.

Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. Программирование в системе государственного регулирования экономики. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь.

Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования.

Понятие и основные элементы методологии планирования и прогнозирования. Основные методологические принципы планирования. Основополагающие подходы и принципы прогнозирования. Система показателей, используемых в планировании и прогнозировании. Информационное обеспечение процессов прогнозирования и планирования. Экономический анализ, его содержание и место в системе планирования и прогнозирования.

Тема 3. Методы прогнозирования социально – экономических процессов.

Понятие, виды и методы прогнозирования. Экспертные (интуитивные) методы прогнозирования. Прогнозирование случайной величины по выборке значений. Прогнозирование с использованием регрессионной зависимости. Прогнозирование временных рядов.

Тема 4. Методы планирования социально – экономических процессов. Балансовый метод в планировании. Нормативный метод планирования. Программно-целевой метод. Планирование с использованием оптимизационных моделей.

Тема 5. Планирование и прогнозирование экономического роста и структуры национальной экономики.

Понятие и типы экономического роста. Макроэкономические показатели и система национальных счетов. Цели макроэкономической политики, планирование и прогнозирование макроэкономических показателей. Планирование и прогнозирование межотраслевых связей и пропорций. Оценка и прогнозирование эффективности экономики.

Тема 6. Планирование и прогнозирование отраслей реального сектора экономики.

Планирование и прогнозирование промышленности и АПК. Планирование и прогнозирование НТП и инвестиций. Планирование развития инфраструктуры. Планирование развития предпринимательства.

Наши рекомендации