Институциональный характер устойчивого развития региональной системы

Теория устойчивого развития системно подходит к рассмотрению острейших проблем, связанных с обеспечение стабильного, пропорционального и сбалансированного развития. Именно эти характеристики развития востребованы сегодня в использовании ограниченных ресурсов, охране и поддержке окружающей среды и в решении обострившихся проблем социального развития. Обособленный подход к решению этих проблем приводит лишь к ухудшению ситуации как в отстающих в социально-экономическом развитии странах, так и в благополучных развитых государствах.

Глобализация, интенсифицируя перемещения ресурсов, капитала и информации в масштабе огромных территорий, одновременно делает государственные границы прозрачными. Наряду с глобализацией развивается не менее важный процесс, порой социально и политически ей адекватный, а в ряде случаев всецело определяющий состояние социально-экономического развития стран, ¾ регионализация национального экономического пространства. Регионализация как процесс дифференциации параметров социально-экономического развития регионов (в самом узком представлении о ней) также чревата серьезными последствиями. Главные из них сегодня, к примеру, для Российской Федерации ¾ неудовлетворительные условия жизни населения, связанные в первую очередь с рыночным ценообразованием при низких реальных доходах населения, нехваткой рабочих мест, ухудшением среды обитания и т. д. Составная часть процесса регионализации ¾ создание институциональных основ местного самоуправления. Важное место в оценке процессов регионализации современной России занимает такой фактор, как взаимоотношения федерального центра и регионов-субъектов. Некоторый перевод политических инициатив в федеральный центр с одновременной передачей регионам все большей ответственности за решение социальных проблем (так называемая монетизация льгот за счет региональных бюджетов, реформирование ЖКХ при низких средних доходах населения и т. д.) в итоге приводит к дальнейшему углублению дисбаланса территориального развития страны. За последние годы в Российской Федерации даже при общем росте (оживлении) темпов экономического роста процесс межрегиональной дифференциации (по уровню социально-экономического развития) не только не приостановлен, но и ускорился, приобретая все более уродливые очертания. При этом регионы могут потерять те хрупкие ростки саморазвития, которые, бесспорно, уже прослеживаются как тенденция и связаны в первую очередь с переходом к рыночному реформированию региональных экономик.

По нашему мнению, именно принципы устойчивого развития лучше всего годятся для преодоления чрезмерной социально-экономической дифференциации не только в общемировом (между развитыми и развивающимися странами), но и в национальном масштабе (регионализация в рамках отдельно взятых стран, в частности Российской Федерации). Верное использование указанных принципов руководством федерального центра и регионов способно вывести многие проблемы из частно-временных рамок на уровень общенационально-цивилизационных подходов. Принципы устойчивого развития имеют институциональную направленность и нацелены на сближение ключевых сфер общечеловеческой деятельности (экономика, право, политика, социальная сфера, экология), на изменение в конечном счете поведения самого человека в окружающей среде обитания. Важнейшие из принципов устойчивого развития, сформулированных передовой общественностью сообщества стран (приняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, подтверждены и дополнены в 2002 г. в Йоханнесбурге на Всемирном саммите по устойчивому развитию), приведены ниже:

■ невозможно и далее ориентировать процесс развития исключительно на традиционные экономические показатели;

■ защита окружающей среды должна стать частью процесса устойчивого развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

■ максимизация прибыли не может сегодня считаться основным стимулом развития, необходимо усилить роль государства в рыночных системах с учетом изменений в окружающей среде;

■ следует ориентироваться на сокращение различий в уровнях жизни различных стран;

■ локализация и недопущение вооруженных конфликтов, как межгосударственных, так и межнациональных, ¾ необходимое условие достижения устойчивого развития;

■ развитие должно быть таким, чтобы гармонично удовлетворять потребности экономического, социального и экологического развития не только нынешнего, но и будущих поколений.

Для Российской Федерации переход к устойчивому развитию также является насущной необходимостью. Одновременно наша страна проходит этап реформирования общественно-политического устройства и социально-экономического уклада. Важно осознавать, что в реформировании нуждается не только экономика ¾ ядро социально-экономического обустройства государства. Требуются системные решения по проблемам, связанным с созданием благоприятных социальных условий жизни населения, причем значительная часть этих проблем имеет институциональный характер.

К сожалению, теория устойчивого развития (интенсивно наполняемая различными национальными и региональными моделями), несмотря на бесспорную ценность и актуальность, по ряду причин остается доступной лишь узкому кругу научной и политической общественности. Теория устойчивого развития «теряется» среди многочисленных концепций и стратегий, и это становится основным препятствием для ее практической реализации. Особенно это характерно для Российской Федерации, где основной институт управления ¾ федеральное правительство ¾ в череде нескончаемых половинчатых реформ не в состоянии организовать реальное включение страны в реализацию приведенных выше принципов устойчивого развития. В последнее время к преодолению данного недостатка в работе исполнительных органов решительно подключилась Государственная Дума Российской Федерации 3-го созыва (где действовала Комиссия по проблемам устойчивого развития) и 4-го созыва (где работает Высший экологический совет). Сегодня Государственная Дума отчасти определяет контуры и необходимую стратегию перехода страны к устойчивому развитию. Остававшийся долгое время единственным документом, декларирующим необходимость перехода страны к устойчивому развитию, ¾ Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» ¾ дополнен обсужденным в Государственной Думе проектом «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации» (октябрь 2001 г.). Рабочей группой Государственной Думы с привлечением специалистов разработаны «Научные основы стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (январь 2002 г.). В каждом из этих документов рассматривается и территориальный (региональный) аспект устойчивого развития страны. К примеру, в «Концепции…» отмечено, что переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Признание за регионами ключевой роли в переходе к устойчивому развитию России становится серьезным импульсом для научного поиска и выработки моделей и путей устойчивого развития регионов.

Как важный этап реализации многоуровневых задач развития следует воспринять подписание Российской Федерацией Киотского протокола (1997 г.) и его последующую ратификацию парламентом страны (2004 г.). Несмотря на многочисленные препятствия, участие России в решении задач регулирования выбросов «парниковых газов» ¾ это важный практический шаг в сторону реализации экономико-экологических аспектов устойчивого развития, сделанный в тесном контакте с мировым сообществом.

В то же время институциональная разобщенность между органами законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, и между федеральным центром и субьектами ¾ с другой, остается одной из важнейших проблем перехода регионов к поиску и реализации взаимоприемлемых направлений устойчивого развития. Теория устойчивого развития предполагает обязательный учет взаимодополняемых интересов развития экономической, социальной и экологической подсистем региональной системы ¾ каждой в отдельности и всех вместе взятых. Эта теория способна привести к экономически эффективному, социально целесообразному и экологически безопасному развитию. Таким образом, необходимо как можно быстрее разработать и принять всеобъемлющую государственную стратегию устойчивого развития Российской Федерации.

Наши рекомендации