Современные тенденции изменения пространственной структуры российской экономики

Тесты и задания для самоконтроля по Главе 1

Кейс

Современные тенденции изменения пространственной структуры российской экономики

Ниже представлены выдержки из выводов географа-обществоведа Т.И. Герасименко о современных тенденциях изменения пространственной структуры[1]. Внимательно изучите текст и статистические данные в табл. 1.4–1.8.

Территориальная структура российского общества уже претерпела и претерпевает существенные изменения на всех уровнях: на глобальном (планетарном), региональном (мезоуровне) и микроуровне. Остановимся лишь на некоторых тенденциях, которые проявляются особенно ярко.

Наиболее существенные диспропорции по линии центр–периферия, между которыми практически отсутствуют переходные зоны. Сильное центральное ядро, сконцентрированное на западе страны, по-прежнему не имеет никакого отношения к географическому центру. За последний период центральные регионы стали еще «западнее», что обусловлено не только приближением к ним государственной границы, но и доминирующей прозападной политикой государства. Значение реального географического расстояния между многими региональными центрами еще больше сократилось, поскольку кратчайшее экономическое расстояние (оцениваемое, по И.М. Маергойзу, по времени либо по стоимости перевозок) в большинстве случаев лежит через Москву. Нередко путь до соседнего субъекта федерации оказывается длиннее, чем за границу. Этому парадоксальному явлению способствовало сокращение внутрироссийских авиарейсов и железнодорожных маршрутов.

Ментальная географическая картина россиян также деформирована. Мало кто задумывается над тем, что районы, которые мы называем центральными, в действительности с большим основанием следует считать приграничными. Увеличивается поляризация регионов и центров по уровню доходов, по качеству и образу жизни населения.

В результате изменения вектора миграций населения изменились демографическая и этническая составляющие разных частей пространства. Усилились диспропорции по линии северо-восток – юго-запад. Произошел отток населения из зоны Севера, составлявшей к началу 1990-х годов 50% территории СССР, или примерно 66% территории России, с населением немногим более 11 млн человек. Территориальную структуру большей части этой территории можно характеризовать как редкоочаговую или очаговую, с элементами дисперсной, и лишь в южной части зоны – как линейно-узловую. В советский период высокие заработки и пакет социальных льгот способствовали росту населения в районах с дискомфортными и экстремальными условиями. Там в индустриальных очагах (промышленных узлах) формировались условия для уникального образа жизни. Изолированные сообщества полностью зависели от связей с южными регионами, имели в зоне с комфортными условиями свои подсобные хозяйства и дубликаты жилья. Как правило, приезжали туда временно, но задерживались на несколько поколений. В 1990-е годы ситуация изменилась. Произошел отток постоянного населения. Обезлюдели районы Дальнего Востока и Сибири. Вместе с тем, освоение Севера продолжается, но сильно выросла добыча ресурсов вахтовым методом, что порождает психологию временщиков и не способствует рационализации природопользования и улучшению экологической ситуации.

Демографическое и социально-экономическое опустынивание происходит не только в зоне Севера. Даже в европейской части России сокращается население целых районов, прежде всего сельских, в результате прекращения сельскохозяйственного освоения («черные дыры» по Т.Г. Нефедовой).

Внутрирегиональные диспропорции также увеличиваются. Периферия все более неоднородна, она иерархична. Трансформируются региональные системы расселения, что проявляется в усилении концентрации отдельных центров и исчезновении мелких населенных пунктов. Продолжается процесс субурбанизации, но изменился ее характер: преобладавшие раньше неблагоустроенные окраины, традиционные дачные садово-огородные участки и зоны отдыха вытесняются новыми пригородами и престижными загородными поселками. Городские районы в ряде случаев утрачивают свои жилищные функции, превращаясь в офисные центры.

Изменилась этническая структура российского общества и его отдельных регионов в результате массовой эмиграции представителей отдельных этносов (немцы, евреи) и иммиграции, прежде всего русскоязычных граждан, с территории бывших союзных республик, а также представителей других этносов (казахи, армяне, узбеки и др.) на территорию России. Произошло также внутрироссийское перераспределение населения. Сформировались диаспоры и этнии, в ряде мест они селятся компактно и образуют неформальные этнические районы. В столичном регионе, других крупных урбанизированных центрах, в некоторых районах сельской местности реальностью стала сегментизация экономики по этническому признаку. К примеру, прибывшие армяне заняты или владеют предприятиями сферы услуг, корейцы заняты в сельском хозяйстве, таджики и узбеки – в строительстве. Как известно, в миграциях принимает участие наиболее активная и деятельная часть населения. Это порождает у местных жителей (особенно на фоне экономического кризиса) уверенность в том, что у них отнимают рабочие места. Привнесение иной культуры нередко является стрессовой ситуацией для местного населения и меняет культурный ландшафт и привычный ритм жизни. Так, опустевшие немецкие районы Оренбургской области заселяются башкирским населением и выходцами из Средней Азии и Казахстана, по большей части горожанами, плохо приспособленными к сельским условиям. Села утратили безупречный вид и строгую планировку.

Изменение территориальной организации производства касаются форм собственности, управления и территориальной структуры. Здесь тоже происходит централизация и укрепление вертикали власти. Во многих случаях органы управления находятся за пределами самого предприятия, а регионы лишаются значительной части прибыли. Сократилось участие предприятий в социальных программах. Изменился характер и география связей при сохранившихся основных фондах и инфраструктурных объектах, построенных в период социализма; новых объектов построено немного. Во многих случаях производство направлено исключительно на экспорт природных ресурсов, импортируя при этом современное оборудование.

Задание по кейсу

Используя материалы выше, статистические данные в табл. 1.4–1.8, а также материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), сформулируйте и обоснуйте три-четыре ключевые тенденции.

Таблица 1.4.

Изменение численности населения в федеральных округах Российской Федерации (прирост за год; %)

 
Российская Федерация 0,4 -0,4 -0,4 -0,3 -0,1 -0,01 0,1 0,02 0,1 0,2
Центральный 0,4 -0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,3 0,2 0,4
Северо-Западный 0,003 -0,9 -0,6 -0,4 -0,3 -0,1 -0,1 0,2 0,3 0,4
Южный 0,9 -0,2 -0,2 -0,1 0,05 0,1 0,1 -0,02 0,2 0,2
Северо-Кавказский 2,7 0,6 0,5 0,6 1,1 0,9 0,9 0,9 0,6 0,5
Приволжский 0,2 -0,5 -0,7 -0,6 -0,4 -0,3 -0,2 -0,4 -0,2 -0,1
Уральский 0,2 -0,4 -0,6 -0,4 -0,05 0,01 0,1 -0,01 0,5 0,4
Сибирский 0,2 -0,6 -0,9 -0,7 -0,3 -0,1 0,03 -0,2 0,05 0,1
Дальневосточный 0,2 -1,2 -1,2 -1 -0,5 -0,5 -0,3 -0,6 -0,3 -0,2

Таблица 1.5.

Среднедушевые денежные доходы населения

(в месяц; руб.; 1990 г. – тыс. руб.)

  Место, занимаемое в Российской Федерации
Российская Федерация                    
Ненецкий автономный округ ...
Ямало-Ненецкий автономный округ ...
г. Москва2 0,347
Чукотский автономный округ ...
Магаданская область3 0,631
Ханты-Мансийский автономный округ Югра ...
Сахалинская область 0,328
Тюменская область 0,334
Камчатский край 0,396
Московская область 0,196
……..                      
Чувашская Республика 0,165
Кабардино-Балкарская Республика 0,166
Алтайский край 0,215
Карачаево-Черкесская Республика ...
Республика Мордовия 0,186
Республика Марий Эл 0,171
Республика Ингушетия3 0,165
Республика Тыва 0,162
Республика Калмыкия 0,24

Таблица 1.6.

Социально-экономические показатели федеральных округов в 2000 г.

Федеральные округа Территория Численность населения на 01.01.2000 Валовой региональный продукт Объем промышленного производства Объем сельскохозяйственного производства Оборот розничной торговли
ммлн кв. км % млн чел. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
РФ в целом 17,1 145,6 2402,3 2682,0 626,5 1723,0
Центральный 0,7 3,8 37,0 25,4 703,5 29,3 569,5 21,2 141,3 22,5 752,9 43,7
Северо-Западный 1,7 9,7 14,5 10,0 245,9 10,2 340,0 12,7 43,8 7,0 154,7 9,0
Южный 0,6 3,5 21,6 14,8 192,0 8,0 166,9 6,2 104,3 16,6 154,3 9,0
Приволжский 1,0 6,1 32,0 22,0 462,9 19,3 642,3 23,9 168,4 27,0 283,9 16,5
Уральский 1,8 10,5 12,6 8,7 338,7 14,1 445,3 16,6 44,9 7,1 123,5 7,2
Сибирский 5,1 30,1 20,8 14,3 314,2 13,1 365,7 13,6 104,3 16,7 181,7 10,5
Дальневосточный 6,2 36,3 7,1 4,9 145,1 6,0 153,0 5,7 19,5 3,1 72,0 4,2

Таблица 1.7.

Социально-экономические показатели федеральных округов в 2012 г.

Федеральные округа Территория Численность населения на 01.01.2013 Валовой региональный продукт в 2011 г.   Объем сельскохозяйственного производства Оборот розничной торговли
млн кв. км % млн чел. % млрд руб. %   млрд руб. % млрд руб. %
РФ в целом 17,1 143,3 45265,2   3340,5 21394,5
Центральный 0,65 3,8 38,68 27,0 16170,4 35,7 29,3 839,3 25,2 7287,6 34,06
Северо-Западный 1,69 9,9 13,72 9,6 4710,9 10,5 10,2 163,6 4,9 1967,5 9,2
Южный 0,42 2,4 13,91 9,7 2745,1 6,1 8,0 528,5 15,8 1919,6 8,97
Северо-Кавказский 0,17 1,0 9,54 6,7 1064,8 2,4 19,3 258,3 7,7 1091,7 5,1
Приволжский 1,04 6,1 29,78 20,8 6987,5 15,2 14,1 801,5 24,0 3913,7 18,29
Уральский 1,82 10,6 12,2 8,5 6270,0 13,8 13,1 206,8 6,2 2065,0 9,65
Сибирский 5,14 30,1 19,28 13,4 4795,6 10,6 6,0 428,1 12,8 2330,9 10,89
Дальневосточный 6,17 36,1 6,25 4,4 2520,8 5,7 29,3 114,4 3,4 818,4 3,83

Таблица 1.8.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в 2012 г.

Федеральные округа Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распре- деление электро- энергии, газа и воды
  млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
РФ в целом 8963,03 25097,65 4160,15
Центральный 892,1 9,95 7455,3 29,71 1298,2 31,21
Северо-Западный 580,6 6,48 3891,7 15,51 473,1 11,37
Южный 154,9 1,73 1524,4 6,07 261,6 6,29
Северо-Кавказский 19,2 0,21 279,3 1,11 101,6 2,44
Приволжский 1355,2 15,12 5687,4 22,66 766,5 18,43
Уральский 3698,2 41,26 3211,2 12,79 528,8 12,71
Сибирский 1195,1 13,33 2651,6 10,57 503,1 12,09
Дальневосточный 1067,4 11,91 396,3 1,58 227,0 5,46

Ответ по кейсу.

  1. В результате неблагоприятных социально-экономических изменений в течение 90-нулевых годов происходило непрерывное сокращение численности населения во всех округах за исключением Северо-Кавказского. Только с 2009-2010 годов в большинстве округов начался прирост населения, за исключением Приволжского и дальневосточного округов, где он до сих пор отрицательный. В результате этой тенденции происходит дальнейшее обезлюдевание восточных и северных территорий страны и сокращение связей их с остальной частью страны что чревато в дальнейшем усилением сепаратистских настроений в этих регионах и предъявлением на них территориальных претензий со стороны соседних стран. Необходимы крупномасштабные мероприятия по улучшению демографической ситуации как в целом по стране так и особенно на северных и восточных территориях.
  2. В результате концентрации управляющих структур в федеральном центре произошла концентрации денежных потоков в результате чего резко вырос разрыв в уровнях доходов между центром и регионами в результате чего в стране складывается крайне неблагоприятная для развития и социальной стабильности территориальная дифференциация по типу богатый и развитый центр – бедная и отсталая периферия. Это сильно тормозит экономическое развитие страны и подрывает ее единство и поэтому требует принятия мер по постепенной децентрализации и сглаживанию неоднородностей в развитии.
  3. В результате прозападной ориентации руководства страны в последние 25 лет произошло смещение людского, производственного и общеэкономического потенциала в западные районы и резкое увеличение зависимости экономики от западных рынков и одновременное ослабление других направлений экономического развития. Это подрывает независимость нашей страны, что и показали события последних двух лет когда конфликт с Западом привел к санкциям, резкой девальвации рубля, падению производства и резкому снижению жизненного уровня населения. Необходимо проведение сбалансированной по всем направлениям внешнеэкономической политике с целью избежания чрезмерной зависимости от любой международной группировки.
  4. В результате практического прекращения капиталовложений в обрабатывающие отрасли и отсутствия промышленной политики произошло резкое устаревание основных фондов и потеря ею конкурентоспособности не только на мировых рынках но и внутри страны, многие предприятия просто напросто полностью разрушены( наглядный пример ГПЗ-4 или ЗИМ в Самаре). Все это превращает Россию в сырьевой придаток Запада и практически сводит на нет многовековые попытки модернизации, угрожая тем самым самому существованию нашего государства как целостного образования. Все это требует экстраординарных мер по изменению вектора развития и ориентации его на интересы страны и народа а не отдельных олигархических групп.

Вопросы, тесты и задания для самоконтроля по Главе 3

Задания

21. На рис. В.3.1. представлена динамика индекса физического объема валового регионального продукта (%) условного региона.

Современные тенденции изменения пространственной структуры российской экономики - student2.ru

Рис. В.3.1.Динамика индекса физического объема валового регионального продукта, %

Вопросы

1. Можно ли применять показатель индекса физического объема валового регионального продукта как один из критериев устойчивости социально-экономического развития? Если да, то оцените устойчивость / неустойчивость экономического развития региона, используя данные на рис. 3.2.

Ответ. Показатель индекса физического объема валового регионального продукта является важнейшим критерием устойчивости социально-экономического развития региона. Именно стабильный рост ВРП обеспечивает ресурсами все остальные направления регионального развития. Из данного графика видно, что в течение последних пяти лет развитие данного региона является неустойчивым, дважды происходили сильные спады экономики с дальнейшей стагнацией.

2. Сформулируйте гипотезы относительно факторов устойчивости / неустойчивости экономического развития региона. Какие изменения социально-экономических показателей региона могут наблюдаться в этом случае?

Ответ. Устойчивость развития региона–способность региона в течение длительного времени стабильно функционировать, несмотря на внутренние и внешние угрозы, и сохранять возможности для удовлетворения потребностей будущих поколений за счет обеспечения сбалансированности развития экономической, социальной, финансовой и экологической подсистем региона.

Факторы устойчивости / неустойчивости экономического развития региона можно разделить на внешние, мало зависящие от региональной политики и внутренние. Так как падения ВРП происходили в 2010 и 2013 годах когда экономика нашей страны устойчиво росла, то очевидно в данном случае к неустойчивости в развитии данного региона привели какие то внутренние факторы. Возможно это связано с обострением каких-то национальных конфликтов в регионе.

3. Назовите принципиально возможные пути повышения устойчивости динамики объема валового регионального продукта?

Ответ. На мой взгляд, основными путями повышения устойчивости динамики объема валового регионального продукта являются:

Расширение объема услуг. Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно. На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

Более полное использование интеллектуальных ресурсов общества. В современной экономике образование рассматривается как форма инвестиций в человеческий капитал, от которой зависит качество и успех производства. В условиях постоянного обновления знаний и жесткой конкуренции постоянное обучение становится необходимостью. Интерес к проблеме интеллектуальных ресурсов связан с переходом наиболее развитых стран к постиндустриальному обществу. Это общество, приходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях.

Обеспечение инновационного развития экономики региона в целом. Подготовка специалистов в сфере управление инновационными проектами актуальна сегодня, как никогда. Надо сделать все, чтобы и сегодня, и в будущем экономический рост приводил к видимым изменениям в жизни людей. Для этого надо создавать условия для опережающего, инновационного развития. Этот переход на инновационный путь развития важен не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности региональной экономики.

4. Какие методы проведения региональной политики можно рекомендовать для повышения устойчивости динамики объема валового регионального продукта?

Ответ. Устойчивость развития региона в течение длительного времени не может быть достигнута стихийно. Она может быть повышена только на основе целенаправленного государственного регулирования. Для этого необходимо максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитие системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; земельные, водные, лесные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых; постоянно развивать научно-технический потенциал; создать мощную строительную базу; повышать образовательный уровень населения и совершенствовать систему подготовки квалифицированных кадров; развивать многовекторные внешнеэкономические связи. В современных условиях очень актуальным является проведение импортозамещяющей политики. Устойчивое развитие достигается через сбалансированность функционирования и взаимодействия региональных рынков труда, товаров, капитала и инноваций. Вместе с тем для эффективного, устойчивого функционирования указанных рынков необходимо высокое качество развития региональных экономических институтов. Цели взаимоувязки пропорций развития всех многочисленных региональных рынков и институтов для обеспечения долгосрочного устойчивого сбалансированного развития региональной экономики служит система индирективного планирования. По моему мнению, в условиях регионов России целесообразно использовать систему индирективного планирования, совмещающего индикативный и директивный варианты планового подхода к повышению устойчивости регионального развития. В рамках индирективного планирования осуществляется «мягкое» рекомендательное планирование пропорций развития частного сектора экономики в сочетании с системой «жесткого» планирования развития государственного сектора экономики и региональной социально-экономической инфраструктуры, финансируемой за счет средств регионального бюджета. Переход регионов на модель устойчивого развития требует изменения качества экономического роста. В современных условиях главным фактором роста экономики должны стать инновации и знания. Осуществить перевод региональной экономики на инновационный тип развития позволит формирование региональной научно-инновационной политики, нацеленной на реализацию ключевых направлений нового технологического уклада и согласованной со стратегией устойчивого социально-экономического развития регионов. Создание системы стратегического планирования – главное условие повышения устойчивости региональной социально-экономической системы. Стратегическое планирование развития региона это процесс определения таких целей, ориентиров, приоритетных направлений экономического и социального развития и путей их достижения, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование региональной социально-экономической системы в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды и повышение на этой основе качества жизни населения. Переходу регионов на модель устойчивого развития и повышению конкурентоспособности территорий, а следовательно, и региональных социально-экономических систем в целом будет способствовать более полное использование социально-

экономического потенциала муниципальных образований, укреп-

ление института местного самоуправления.

На рис. В.3.2 представлена динамика уровня безработицы (%) условного региона.

Современные тенденции изменения пространственной структуры российской экономики - student2.ru

Рис. В.3.2. Уровень безработицы, %

Вопросы

1. Можно ли применять показатель уровня безработицы как один из критериев устойчивости социально-экономического развития? Если да, то оцените устойчивость / неустойчивость экономического развития региона, используя данные на рис. В.3.2.

Ответ. Показатель уровня безработицы является одним из важнейших социальных критериев устойчивости социально-экономического развития. Из данного графика видно, что в течение последних восьми лет развитие данного региона является крайне неустойчивым, так как происходят резкие скачки уровня безработицы, что несомненно является выражением неблагоприятных социально-экономических процессов в регионе.

2. Сформулируйте гипотезы относительно факторов устойчивости /неустойчивости экономического развития региона. Какие изменения социально-экономических показателей региона могут наблюдаться в этом случае?

Ответ. Факторы устойчивости / неустойчивости экономического развития региона можно разделить на внешние, мало зависящие от региональной политики и внутренние. Так как колебания уровня безработицы мало коррелируют с общероссийскими показателями, в частности высокий уровень безработицы зафиксирован в 2006 и 2010 годах, когда экономика нашей страны устойчиво росла, то очевидно в данном случае к неустойчивости в развитии данного региона привели какие то внутренние факторы. Возможно это связано с обострением каких-то национальных конфликтов в регионе или является следствием монокультурной специализации экономики региона что сильно ее привязывает к колебаниям рыночных цен на производимый в регионе продукт.

3. Назовите принципиально возможные пути повышения устойчивости динамики уровня безработицы?

Ответ. Многие экономисты считают, что в российских условиях оптимальным будет применение следующих подходов:

1. Изменить распределение собственности

2. Государство должно начать выдавать кредиты для развития производства

3. Субсидировать начинающего производителя

4. Привлечь инвесторов новыми проектами развития экономики в целом

5. Одним из факторов, стимулирующим безработицу, является миграция рабочей силы. В Россию прибывают рабочие из стран СНГ, из Турции, других соседних государств. В весенне-летний период в России работает около 500 тыс. иностранцев. Их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг. Следовательно ужесточение контроля за незаконной иммиграцией в регионе способно положительно сказаться на динамике безработицы.

6. Стимулировать спрос на отечественные товары с помощью дешевых потребительских кредитов или программ аналогичных программе обмена старых автомобилей на новые.

4. Какие методы проведения региональной политики можно рекомендовать для стабилизации уровня безработицы?

Ответ. Можно выделить следующие основные направления региональной политики на рынке труда: активная и пассивная (косвенная).

К активной относятся:

-Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе,

-во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы,

-в-третьих, программы содействия найму рабочей силы.

Кроме того, государство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного (пассивная) регулирования безработицы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

Выплаты пособий снижают стимулы к быстрому трудоустройству, люди ждут подходящей работы, подходящего заработка и пр. В то же время увеличение пособий по безработице увеличивает количество безработных и повышает уровень безработицы. Решение этой проблемы возможно при помощи инвестиций в рынок труда для подготовки, переподготовки, географической мобильности, совершенствованию информации о вакансиях.

[1] Герасименко Т.И. Какие существенные изменения претерпела территориальная организация российского общества за постсоветский период? Что в ней осталось неизменным? / Пространство современной России: возможности и барьеры развития (размышления географов-обществоведов) / // Отв. ред. А.Г. Дружинин, В.А. Колосов, В.Е. Шувалов. М.: Вузовская книга, 2012. С. 17–20.

Наши рекомендации