Радикальный рационализм
Институционализм с его концепцией системного моделирования представляет лишь одно из направлений критики официальной методологической доктрины. В последнее время наметилась нарастающая тенденция ее отрицания с прямо противоположной точки зрения — с позиции априоризма или радикального рационализма. Если институционалисты порицают ортодоксальных экономистов за то, что те, декларируя приверженность к эмпиризму, на самом деле практикуют рационализм, то априористы прямо утверждают, что именно так и должно быть: официальной экономической науке следует не сидеть на двух стульях, а открыто заявить об отказе от линии Ньютона и продолжении линии Декарта.
На протяжении длительного периода, когда и в философии науки, и в конкретных научных дисциплинах почти безраздельно господствовала позитивистская традиция, априоризм считался безнадёжно устаревшим. Большинство ученых взирали на него как на «ископаемое XIX века», рудиментарное явление, к которому нельзя относиться иначе, как к курьёзу. Например, М. Блауг, как бы выражая общее мнение, пишет о Л. фон Мизесе, с именем которого обычно ассоциируется возрождение априоризма: «В 20-х годах Мизес внёс важный вклад в теорию денег, теорию цикла и, конечно же, в экономическую теорию социализма, но его последующие писания об основаниях экономической науки настолько чудны и идиосинкразичны, что можно только удивляться, как хотя бы кто-то воспринимает их всерьёз». Действительно, как в эпоху всеобщей компьютеризации, развитой эконометрии и все более утончённых способов эмпирической проверка изобретению которых посвятило жизнь целое поколение учёных, можно, подобно Мизесу, заявлять, что опыт не решает судьбу теории!
Но времена меняются. Следующие один за другим провалы попыток создания работоспособного механизма для проведения принципа эмпиризма в науке вообще и экономической науке в особенности заставили экономистов задуматься: а может быть, путь к истине действительно проходит через разум и логику теории, а не через чувственный опыт и эмпирическую проверку?
Именно такую точку зрения высказал Л. фон Мизес в работах «Человеческое действие» (1949) и «Конечные основания экономической науки» (1962). По ряду вопросов его поддержал Ф. фон Хайек, а далее концепцию радикального рационализма развивали и модернизировали такие представители «неоавстрийской» школы, как М. Ротбард, И. Кирзнер, Д. ƠДрисколл, М. Риззо и др.
Радикальные рационалисты исходят из того, что эмпиризм в любой его вариации — ущербная методологическая доктрина. Ставя во главу угла чувственный опыт, эмпирист, если он, конечно, последователен в своих принципах, добровольно отказывается от такого мощного источника познания, как собственный разум. Ведь и животные имеют способность к ощущению — часто более совершенную, чем люди, однако они не строят теорий и не создают универсальных концепций, поскольку лишены того, чем наделён человек, — разума, с априорно присущей ему логической структурой. Значит, именно в ней изначально заложена правда о внешнем мире.
Согласно Мизесу и его последователям, экономическая теория является ответвлением праксиологии — универсальной науки о человеческом поведении. Она базируется на нескольких аксиомах (например, рациональность поведения, понимаемая как целенаправленность действий, наличие причинно-следственных связей, неопределённость будущего), из которых и выводятся все экономические «теоремы». Факты не в силах опровергнуть теорию, коль скоро ее истинность гарантирована логикой выведения из априорно истинных положений; наоборот, сами факты подлежат интерпретации на основе теории.
Воспитанному в позитивистской традиции учёному данная позиция представляется крайне непривычной и странной, если не смехотворной. Ведь одним из основополагающих принципов позитивизма является дихотомия синтетических и аналитических высказываний, согласно которой последние, хотя и имеют познавательное значение, сами по себе эмпирической информации не несут. Следовательно, аналитические положения — постулаты, тавтологии и аксиомы, из которых Мизес предлагает черпать знания об экономике, не могут быть одновременно априорно истинными и эмпирически содержательными. На этом основании официальная экономическая наука с порога отметает априоризм.
Однако Мизес знает о таком отношении к своей точке зрения и готов ответить на него. Он отвергает позитивистское деление положений науки на аналитические и синтетические как неправильную постановку вопроса и возвращается к кантианской позиции, признающей существование положений, которые априорно истинны и в то же время эмпирически содержательны. «Все геометрические теоремы, — пишет Мизес, — изначально заключены в аксиомах. Понятие прямоугольного треугольника уже заключает в себе теорему Пифагора. Эта теорема представляет собой тавтологию, её дедуктивное выведение заканчивается аналитическим высказыванием. Тем не менее, никто не считает, что геометрия вообще и теорема Пифагора в частности не обогащает наших знаний».
Иначе говоря, радикальные рационалисты отказываются вести дискуссию с позитивистами в позитивистских терминах и тем самым выбивают из рук своих оппонентов главный козырь, поскольку традиционная критика априоризма была в основном построена на простой апелляции к аналитико-синтетической дихотомии. Это делает радикальный рационализм в логическом плане вполне конкурентоспособным перед лицом любой эмпирически сориентированной доктрины, будь то логический позитивизм или фальсификационализм Поппера; тем более, что их сторонники постоянно демонстрируют неспособность последовательно придерживаться собственных методологических установок.
Но работоспособен ли сам априоризм? История экономической мысли подсказывает, что нет. В ней можно найти множество примеров того, как априористская доктрина заводит науку в тупик. В частности, маржиналисты исходят из того, что стоимость определяется полезностью и редкостью блага, а марксисты — овеществлённым в товаре трудом. Оба тезиса принимаются за аксиомы, но из них вырастают две приблизительно равные по логической убедительности и совершенно противоположные по содержанию системы. На вопрос о том, как осуществить выбор между ними, априоризм не отвечает. В результате спор между марксистами и маржиналистами длится вот уже более века и вряд ли когда-нибудь будет разрешён на чисто рациональной основе.
Одним из подтверждений тому служит опубликованная в 1975 г. книга М. Холлиса и Э. Нелла «Рациональный экономический человек», имеющая красноречивый подзаголовок «Философская критика неоклассической экономической теории». С их точки зрения, несостоятельность неоклассики обусловлена её союзом с позитивизмом, альтернативу которому авторы, подобно Мизесу, видят в радикальном рационализме. Однако, в отличие от него, Холлис и Нелл противопоставляют неоклассицизму не австрийскую ветвь маржинализма, а «классико-марксистскую экономическую теорию», под которой имеется в виду основанное на концепции П. Сраффы неорикардианство, претендующее на преодоление проблем ортодоксального марксизма.
Методологическая позиция Холлиса и Нелла трудноотличима от «неоавстрийской» точки зрения: они также отвергают аналитико-синтетическую дихотомию, признают эмпирически содержательное априорное знание, трактуют экономическую теорию как систему логических категорий, не подлежащую опровержению фактами и т. д. Но если для Мизеса «конечным основанием экономической науки» служит прежде всего аксиома целенаправленности поведения, то для Холлиса и Нелла столь же очевидно и бесспорно, что все экономические категории должны выводиться из постулата «способности экономической системы к самовоспроизводству». И неудивительно, что на его основе неорикардианцы строят совершенно иную теоретическую конструкцию, нежели «неоавстрийцы».
При этом Холлис и Нелл, с одной стороны, и Мизес со своими последователями — с другой, в равной мере убеждены в том, что истина бывает только одна и правда, разумеется, на их стороне. Однако о том, как доказать оппоненту свою правоту, об этом их общая концепция метода — радикальный рационализм — хранит молчание.