Примеры оценки эффективности ВКР
Оценка эффективности инвестиционного проекта выпол-
няется в три этапа:
1. Расчет денежных потоков по периодам (шагам, интер-
валам) планирования (годы, кварталы, месяцы).
2. Расчет основных показателей экономической эффек-
тивности – NPV (ЧДД, ЧТС), IRR (ВНД, ВКО), простой срок
Выполненные расчеты показывают, что дисконтирован-
ный срок окупаемости больше текущего срока окупаемости на
1,38 года.
Для наглядности срок окупаемости инвестиций будем оп- ределять на основании построения графика финансового профи- ля (денежных потоков) инвестиционного проекта, изображенно- го на рисунке 2.1, по данным ЧД и ЧДД таблицы 2.4.
ВНД определяется, исходя из стр.5, подбором значения нормы дисконта. В результате получим ВНД = 11,92%. Это еще
раз подтверждает эффективность проекта, так как ВНД > rо.
Для определения ИДДИ найдем сумму дисконтированных инвестиций I. Для всех инвестиций (не только первоначальных) равна абсолютной величине суммы элементов строки 10, т.е. I =
окупаемости (ТОК, СОИ), дисконтированный срок окупаемости
(ТОКД, СОДИ).
3. Анализ полученных результатов.
Пример 1.
Рассмотрим проект, денежные потоки которого имеют
вид, приведенный в таблице 2.4.
Чистый доход (ЧД) и чистый дисконтированный доход
163,7. Тогда ИДДИ
1 ЧДД
I
1 27,64
163,7
1,17 .
|
Таблица 2.4.
100 ЧД
СОДИ
50 СОИ
ЧДД
-25
-50
-75
-100
-125
Годы
ИДДИ > 1, следовательно, данный инвестиционный проект является экономически эффективным.
Анализ показателей производится с целью проверки их со- ответствия нормативным значениям, оценки интегральной эф- фективности проекта, выбора оптимального варианта при нали-
чии альтернативных проектов, проверки чувствительности инве-
стиционного проекта к изменению в будущем инфляции, объе-
мов продаж, задержке сроков строительства, появлению конку-
рентов и т.д.
-150
Рисунок 2.1. График движения денежных потоков в течение расчетного периода
Пример 2.
Для планирования денежного потока и расчета экономиче-
ской эффективности используется в данном примере разност-
ный подход. Инвестиционные затраты должны возмещаться за счет получаемого в результате реализации проекта дополни- тельного дохода (экономии на себестоимости или текущих за- трат при реализации проекта).
Данный проект автоматизации производственного процес-
са имеет жизненный цикл 5 месяцев (инвестиционный расчет-
ный период) и является высокоэффективным, что отражают сле-
Н= (3800000–3067696,70)·0,2=146460,6 руб./год
Н= 12205,1 руб./мес.
ЧППt=(3800000,00–3067696,70)–(3800000–
3067696,70)·0,2+8427,00=622584,36 руб./год
ЧППt = 622584,36/12=51882,03 руб./мес.
Чистая текущая стоимость проекта
дующие расчеты.
Шаг расчета составляет один месяц. Для упущенных воз-
ЧТС
51882,03
51882,03
51882,03
51882,03
51882,03
можностей воспользуемся ставкой сравнения. За численное зна-
(1 0,021)
1 0,021
1 0,021
1 0,021
1 0,021
чение ставки сравнения Rгод принимается 25%, как ставка доход-
ности ранее реализованного проекта на данном предприятии
140233,5
196632,9
140233,5
56399,4 руб
применительно к области автоматизации производства. Следо-
вательно, ставка сравнения на месяц равна R=25/12=2,1%.
Рассчитаем чистую текущую стоимость по следующей формуле:
ЧТС+ = 56399,4 руб.
При данном значении ставки сравнения получаем положи-
тельную чистую текущую стоимость, т.е. экономически выгод-
но. Найдем ЧТС при R=3,4/12=0,28 то есть увеличим норму дис-
ЧТС
T ЧПП
å
t KV
t
конта для определения внутреннего коэффициента окупаемости.
Чистая текущая стоимость проекта.
t 1 1 R
руб., (2.13)
где ЧТС – чистая текущая стоимость проекта, руб.;
t – текущий период проекта (месяц, квартал, год);
T – жизненный цикл проекта, мес.;
|
140233,5
131261,5- 140233,5
-8972 руб
R – ставка сравнения;
KV – первоначальные капиталовложения в проект;
ЧППt – чистый поток платежей периода t, руб.
Чистый поток платежей периода ЧППt определяется по
формуле (2.14)
ЧТС– = –8972 руб.
Сводные данные статей поступлений и отчислений пред-
ставлена в таблице 6.6.
Рассчитаем внутренний коэффициент окупаемости по формуле (6.8).
ЧППt
Зб Зпр
Н A руб./год, (2.14)
ВКО R
ЧТС R R
R , (2.16)
где Зб – затраты по базовому варианту, руб/год;
ЧТС
ЧТС
Зпр – затраты по проектному варианту, руб/год;
Н – размер налога на прибыль, руб/год;
А – амортизация оборудования и ЭВМ, руб./год.
где ВКО – внутренний коэффициент окупаемости (внут-
ренняя норма доходности);
ЧТС+, ЧТС– – положительные и отрицательные чистые текущие стоимости проекта;
Нt Зб
Зпр
0,2 руб./год,
(2.15)
R+, R– – ставки сравнения (дисконтирования), соответст-
вующие положительным и отрицательным чистым потокам пла-
тежей.
Денежные потоки, в рублях
Таблица 2.5
ВКО
0,25
56399,4 ( 0,28
0,021 )
0,24
56399,4
- 8972
Внутренний коэффициент окупаемости проекта ВКО=0,24.
Годовой ВКО = 0,24*12=2,88.
Рассчитаем срок окупаемости по формуле(6.9).
T
ок.пр
m KV S m, (2.17)
Пm 1
где m – текущий номер периода, при котором должно вы-
полняться условие Sm<KV<Sm+1;
KV – первоначальные капиталовложения в проект, руб.;
Sm, Sm+1 – сумма чистого потока платежей за m и за m+1 период соответственно, «очищенная» от величин имеющих ка- питаловложений за эти периоды, руб.;
Пm+1 – величина чистого потока платежей за m+1 период,
«очищенная» от капиталовложений, если они имеются в данном
периоде, руб.
Tок .пр
2 140233,5 (51882,03 518852,03)
51882,03
2 0,7
|
Дисконтированный срок окупаемости проекта по формуле
6.10, с использованием дисконтированных значений, составляет
TОК . Д .
2 140233,5 (50844,4 49287,9)
48769,1
2 0,82
2,82( мес.)
Выводы. Из вышеприведенных расчетов видно, что проект является экономически эффективным, окупится через 2,82 мес.
Статьи поступлений и отчислений (денежные потоки) сведены в
таблицу 2.5.
Чистая текущая стоимость реализации проекта составила
56399,4 рублей, а внутренний коэффициент окупаемости равен
0,24.
Для наглядности сроки окупаемости инвестиций (простой и дисконтированный) можно определить на основании построе- ния графика финансового профиля (денежных потоков) инве- стиционного проекта, изображенного на рисунке 2.1, по дан- ным ЧПП и ДДП нарастающим итогом таблицы 2.5.
Более подробное изложение оценки эффективности проек-
та можно найти в работе [5].
При выполнении анализа фактического состояния изучае- мого объекта, разработке бизнес-плана (проекта), оценке эффек- тивности предлагаемых мероприятий и анализе чувствительно- сти инвестиционных проектов рекомендуется использовать про- граммный продукт – «Альт-Инвест», разработанный консалтин- говой фирмой «АЛЬТ» (г.Санкт-Петербург).
Заключение
Заключение относится к числу важной части дипломного проекта, поскольку в нем дается оценка результатов дипломиро- вания, сопоставляются достигнутые результаты с требованиями задания на дипломный проект. В нем приводятся основные ре- зультаты, достигнутые при выполнении дипломного проекта. Таким образом, заключение представляет собой краткое содер- жание работы и полученные результаты и составляется по сле- дующей схеме:
– цель и задачи, решаемые в дипломном проекте;
– краткие выводы по анализу состояния вопроса. Концеп-
ция решения проблемы;
– краткие выводы по анализу деятельности изучаемого предприятия (организация и т. д.), его основных технико- экономических показателей в динамике (по материалам анали- тической части);
– полученные результаты, важнейшие предложения;
– обобщенные данные об экономической эффективности предлагаемых мероприятий на основе сравнения с показателями аналогов;
– оценка выполнения поставленной в проекте цели, задач,
предполагаемых результатов, научная новизна и практическая ценность работы в целом;
– пути реализации предложений.
Формулы, таблицы, графики и расчеты в заключении не приводятся.
Заключение пишется таким образом, чтобы, прочитав его, можно было ознакомиться с основным содержанием дипломного проекта и сделать предварительную оценку результатов дипло-
мирования. Необходимо в нем дать ответы на те вопросы, кото-
рые сформулированы дипломником во введении.
Заключение проекта представляет собой не простой пере- чень полученных результатов, а их итоговый синтез. Объем за- ключения приблизительно составляет 3-5 страниц.
Приложения
В приложении следует относить вспомогательный матери- ал, который при включении в основную часть работы загромож- дает текст. К вспомогательному материалу относятся промежу- точные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки на ЭВМ, иллюстрации вспо- могательного характера, заполненные формы отчетности и дру- гих документов, регистров учета. Если приложений больше 10, их следует объединить по видам: промежуточные математиче- ские расчеты, результаты испытаний и т. д.