Глава 1 Теоретико-методологические основы инвестиционной деятельности в инфраструктурной сфере региона

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Владимирский филиал

Кретинин В.А., Боровкова А.В.

МЕХАНИЗМ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Владимир - 2010

УДК 332

ББК 65.9-2.301-7

Авторы: Кретинин Валерий Алексеевич, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист Российской Федерации,

Боровкова Анна Валерьевна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук ВлГУ

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Дмитриев Ю.А.,

доктор экономических наук, профессор Доничев О.А.

Кретинин В.А., Боровкова А.В.

Механизм инфраструктурного развития региона. Монография. – Владимир, Собор, 2010. - 180 с.

ISBN 978-50904418-70-0

Научная монография посвящена вопросам разработки и практического внедрения целостного организационно-экономического механизма развития производственной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации на основе современных достижений государственно-частного партнерства.

Рассмотрены теоретические аспекты инфраструктурного обновления региона, опыт стран с развитой рыночной экономикой по стимулированию привлечения средств в инфраструктурную сферу.

На примере Владимирской области проанализированы динамика и тенденции развития базовых секторов инфраструктурного комплекса, основные проблемы и сдерживающие факторы дальнейшего продвижения вперед.

На основе комплексного анализа ситуации предложена обновленная модель состава финансовых ресурсов для решения актуальных региональных проблем. Предложены эффективные направления совершенствования инвестиционной политики по инфраструктурному развитию региона.

Монография рекомендуется к изданию и будет весьма полезной для руководителей и специалистов, государственных и муниципальных служащих, менеджеров различных организаций, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений по профилю государственное и муниципальное управление, менеджмент, слушателей системы повышения квалификации.

© Кретинин В.А., Боровкова А.В., 2010.

© Российская академия государственной

службы при Президенте РФ

Владимирский филиал, 2010

© Владимирское книжное издательство

«Собор», 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4

Глава 1 Теоретико-методологические основы инвестиционной деятельности в инфраструктурной сфере региона……………………………...8

1.1 Теоретические основы и особенности осуществления региональной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере………………………..8

1.2 Инфраструктурная сбалансированность как важнейший фактор инвестиционной привлекательности региона………………………………….26

1.3 Обобщение зарубежного опыта по ликвидации инфраструктурных ограничений……………………………………………………………………...39

Глава 2 Состояние и тенденции развития инфраструктурных секторов региональной экономики (на примере производственной инфраструктуры Владимирской области)…………………………………………………………52

2.1 Инструменты государственного регулирования и динамика инвестиционных процессов в регионе…………………………………………52

2.2 Комплексный анализ тенденций, основных проблем и сдерживающих факторов модернизации производственной инфраструктуры региона……..61

2.3 Обоснование приоритетных направлений развития производственной инфраструктуры региона……………………………………………………….81

Глава 3 Направления формирования организационно-

экономического механизма инфраструктурного развития субъекта Российской Федерации………………………………………………………....96

3.1 Новые возможности государственно-частного партнерства в инфраструктурной сфере региона……………………………………………..96

3.2 Разработка модели состава финансового обеспечения

инфраструктурного развития региона…………………………….………….110

3.3 Прогнозирование и территориальное планирование инвестиций в инфраструктурный комплекс региона……………………………………….121

Заключение………………………………………………………………..138

Библиографический список ……………………………………………...143

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Экономика субъектов Российской Федерации является сложным системным образованием, включающим в себя многие компоненты и процессы, протекающие на разных иерархических уровнях. Это обосновала экономическая наука и подтвердила практика.

Данная система в ходе рыночных преобразований претерпела серьезную трансформацию, пройдя через финансовый, инвестиционный и другие виды кризисов, стагнацию и подготовку к экономическому росту. Однако многие проблемы не решены и до настоящего времени.

Деформирована внутренняя структура воспроизводства, что проявляется в многочисленных диспропорциях. Серьезно изменился механизм обеспечения социально-экономического развития, одновременно возросла нестабильность, неустойчивость функционирования различных секторов экономики. Используемые на практике модели управления территориальным развитием оказались неадекватными реально складывающейся ситуации, что требует новых принципов и подходов к обеспечению устойчивого функционирования региональных хозяйственных систем.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул: «Нам придется думать о диверсификации экономики в целом: о создании новых производств, о создании высокотехнологичной инновационной экономики. Это может быть самая главная задача в настоящий момент».[1] «Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход — это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств». И, с другой стороны — неотъемлемая часть идеологии современного развития России. Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации».[2]

Действительно, при достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится, все в большей мере, не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем производственная инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку вновь возводимых объектов. Чем больше развита производственная инфраструктура, тем более гибкой является вся хозяйственная система региона, тем на более прочной основе базируется его социально-экономическое развитие и процветание.

В условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого развития становится инфраструктурная сбалансированность всех секторов региональной экономики. Это дает основание по-новому взглянуть на роль, так называемых, вспомогательных производств, обозначить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.

К сожалению, в настоящее время сектора производственной инфраструктуры порой работают в режиме истощения своего производственного потенциала, проедая «запас прочности», обеспеченный массированными инвестициями предыдущих десятилетий. Основные производственные фонды большинства инфраструктурных отраслей по возрастной структуре, степени износа и техническому состоянию приближаются к критическому уровню. В условиях истощения потенциала производственной инфраструктуры на первый план выходит потребность формирования организационно-экономического механизма инфраструктурного развития региона, интегрирования и эффективного использования финансовых ресурсов для ликвидации инфраструктурных ограничений экономического роста, поддержания нормального воспроизводственного процесса во всех секторах регионального хозяйства. Именно эти проблемы предопределили актуальность настоящего исследования и направления научного поиска.

Степень научной разработанности проблемы.Проблема экономического развития занимает важное место в науке, являясь объектом дискуссий представителей различных ее направлений в течение многих десятилетий. Теоретические основы модернизации различных секторов экономики исследовали в своих трудах классики экономической теории — Дж. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, А. Смит. Проблеме формирования инвестиционных ресурсов посвящены работы и современных отечественных авторов — А. Батяевой, А. Гапоненко, М. Горданова, Е. Губановой, А. Зелтынь, В. Кушлина, Д. Львова, В. Остапенко, Н. Петракова, Т. Хачатурова, А. Фоломьева, В. Чалова и др.

Направления инвестирования и роль инвестиций в структурных преобразованиях получили развитие в исследованиях Л. Арцишевского, С. Глазьева, Б. Райзберга, Е. Балацкого, М. Ксенафонтова, О. Красильникова. Воздействие инфляции на инвестиции изучено Б. Плышевским, М. Ершовой. Влияние инвестиционной активности на индустриальный рост исследовали А. Батяев, В. Стародубовский.[3]

Решение проблем инфраструктурного развития нашло отражение в научных трудах ученых-регионалистов В.Ф. Архиповой, Б.Д. Бабаева, М.И. Беркович, Ю.А. Дмитриева, О.А. Доничева, Б.В. Генералова, Ю.Н. Лапыгина и др.

В научной литературе в настоящее время проанализированы тенденции трансформационных процессов на национальном и региональном уровнях управления, разработаны обновленные теоретические и методические подходы к обеспечению расширенного воспроизводства в изменившихся условиях. Однако при исследовании новых явлений часто не учитываются: особенности трансформации экономических систем разной сложности в условиях усиливающейся глобализации; изменения в системе факторов развития, когда на первое место по значимости выходят инновационные факторы; реальные возможности государственных органов управления в решении инвестиционных проблем, а также создание в Российской Федерации и ее регионах новых институтов развития, призванных решать инфраструктурные задачи; выход на качественно новый уровень государственно-частного партнерства и повышение значимости стратегических инвесторов в финансировании приоритетных направлений регионального развития; изменившиеся экономические отношения в разрезе «федеральный центр — субъект РФ», что порой приводит к принятию ошибочных управленческих решений.

Потребность учета многообразия новых факторов, которые раньше не включались в научный арсенал, вызывает необходимость проведения дополнительных и комплексных исследований, позволяющих разрабатывать эффективные организационно-экономические механизмы для достижения инфраструктурного соответствия предстоящему экономическому развитию.

Глава 1 Теоретико-методологические основы инвестиционной деятельности в инфраструктурной сфере региона

Привлечение инвестиционных ресурсов во все сектора хозяйственного комплекса является необходимой предпосылкой эффективного функционирования развивающихся экономик. Эта проблема приобретает особую актуальность в современных российских условиях, так как в ходе системных преобразований и спада производства во время финансового кризиса ощущается острая потребность оживления инвестиционного процесса. Проблема инвестиций занимает важное место в экономической науке, являясь объектом дискуссий представителей различных ее направлений в течение многих десятилетий. Однако, несмотря на популярность данной темы, многочисленные источники подтверждают недостаточную ее проработанность и значительный разброс мнений по различным теоретическим платформам, направлениям и школам экономической науки.[4],[5]

Недостаточно в научном плане исследованы отраслевые аспекты инвестиционной деятельности, в том числе вопросы модернизации и дальнейшего развития инфраструктуры региона. С этой целью рассмотрим данную проблематику более подробно.

Наши рекомендации