Общественные потери монополизации рынка и антимонопольная политика государства

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

· по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;

· монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;

· монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;

· монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика- это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

1) прямое регулирование цен;

2) налогообложение;

3) регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Общественные потери монополизации рынка и антимонопольная политика государства - student2.ru

Рисунок 6.1 – Установление максимально допустимых цен

На рис. 6.1 D и MR- кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm- установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.:

MR = (TR)` = (PQ)` = P(dQ/dQ) + Q(dP/dQ),

MR = P + Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ = 0). Следовательно, MR = P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ < 0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на сегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 6.2).

Общественные потери монополизации рынка и антимонопольная политика государства - student2.ru

Рисунок 6.2 – Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем- в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P` < P*, то кривая спроса и MR приобретают ломаный характер, кривая MC пройдет через «разрыв» АВ, и точка оптимального производства смещается в Q` (т.е. будет определяться кривой рыночного спроса).

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой ценысоответствует minSATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования - налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста трех типов налогов:

· потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска;

· поушального, взимаемого независимо от объема выпуска (от нем. pauschal - взимаемые в целом);

· налог на прибыль, начисляемого и уплачиваемого с прибыли.

1) Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменныхиздержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле:

П = TR – (TC + tQ),

а условие максимизации прибыли принимает вид

(П)`=0,

dTR/dQ = dTC/dQ + d(tQ)/dQ,

MR = MC+t,

где t- ставка потоварного налога.

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 6.3.

Сделать как анимацию!

Общественные потери монополизации рынка и антимонопольная политика государства - student2.ru

Рисунок 6.3 – Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1- кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1- оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2 = МС1 + t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2. Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2) Паушальный налог

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянныхиздержекмонополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит:

П = TR – TC – g,

где g- ставка паушального налога за период времени (g = const).

Условие максимизации прибыли записывается как:

(П)` = 0,

(TR)` = (TC)`,

MR = MC.

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

3) Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC = MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t- ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(Пn ) = TR – TC – t(TR – TC) = (100 – t)(TR – TC),

(Пn )` = (100 – t)(MR – MC) = 0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t < 100, то (100 – t) > 0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC = MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.

Регулирование естественных монополий

Традиционно естественные монополии являются объектом регулирования ставок (ценового регулирования), хотя в последнее время наблюдается тенденция все большего дерегулирования отраслей, где конкуренция, скорее всего, возможна, или отдельных их составляющих. В частности, цены междугородних звонков, природного газа на выходе из скважины, беспроводных коммуникаций, кабельного телевидения и передачи электричества за последние десятилетия в той или иной степени стали дерегулированными. Регулирующие органы в некоторых регионах начинают разрешать новым участникам конкурировать с уже существующими провайдерами местных телефонных услуг, поставщиками электричества и др. Самым ярким примером данной политики является реорганизация РАО ЕЭС России с прекращением ее деятельности с 2008 г. Тем не менее, регулирующие комиссии по-прежнему регулируют цены.

IV. Графический анализ

Отразить в координатах (Q; P, MR, C)

  1. Положение фирмы в условиях абсолютной монополии, когда она:

а) максимизирует прибыль;

б) минимизирует убытки.

  1. Ситуацию, когда монополист:

а) не прибегает к ценовой дискриминации;

б) прибегает к совершенной ценовой дискриминации;

в) прибегает к ценовой дискриминации 2-го рода.

  1. Ситуацию изменения издержек производства при введении налога на объем производства монополии.
  2. Ситуацию «захвата» потребительского излишка фирмой-монополистом.
  3. Чистые убытки от монопольной власти.
  4. Функционирование естественной (регулируемой) монополии.

V. Задачи и ситуации

1. Каково значение индекса Лернера при эластичности спроса на товар фирмы-монополиста = -5?

2. Фирма-монополист определила, что при существующем на рынке спросе на ее продукцию средний доход зависит от объемов выпуска следующим образом:

AR = 10 – q, а средние издержки АС = (10 + q) / q. Какой объем выпуска позволит фирме максимизировать краткосрочную прибыль?

3. Функция спроса монополиста имеет вид Р = 4 – 4Q, функция общих издержек

ТС = 75 + 2Q + 5Q2. Найти объем производства фирмы в условиях равновесия.

4. На рынке несовершенной конкуренции действует 11 фирм, где доля одной фирмы = 50% рынка, а у остальных 10-ти по 5%. Определить степень концентрации рынка.

5. Кривая спроса на продукцию фирмы совершенного конкурента имеет вид:

Qd = 280 – 4P, а кривая предложения: Qs = 6,4 + 1/2Р.

а) чему будут равны равновесная цена и объем у этой фирмы;

б) если эта фирма станет монополистом, то чему будут равны цена и объем продаж при не изменяющихся переменных издержках на единицу продукции, равных 60;

в) чему будет равна эластичность спроса по цене на монопольном отрезке кривой спроса?

6. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества. Кто выигрывает, и кто проигрывает в результате установления монополии?

7. Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист будет функционировать с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Как долго может продолжаться подобная ситуация (т.е. убыточное производство)?

8. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию:

а) при продаже яблок одинакового качества в супермаркете «Фуд-сити»?

б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория» для студентов старших и младших курсов?

в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качества в престижном супермаркете в центре Москвы и в маленьком магазинчике на ее рабочей окраине?

г) при продаже железнодорожных или авиа билетов?

VI. Контрольные вопросы

  1. При каких условиях фирма будет обладать монопольной властью?
  2. Какими показателями измеряется монопольная власть?
  3. Какие виды монополий вам известны?
  4. Что такое естественная монополия? Приведите примеры естественной монополии в экономике России.
  5. Какой вид имеет кривая спроса монополиста?
  6. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы?
  7. Почему в условиях чистой монополии линия спрос и линия предельного дохода не совпадают (как у фирм совершенной конкуренции)?
  8. Как монополист устанавливает цену на свой товар?
  9. В чем разница между простой и дискриминационной монополией?
  10. Каковы условия и формы ценовой дискриминации?
  11. Приведите конкретные примеры ценовой дискриминации.
  12. Где впервые появились антимонопольные законы и какие?
  13. Каким образом регулируется деятельность монополий в России?

VII. Рекомендуемая литература

  1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель. – СПб, «Дело», 1992. Гл. 8-9.
  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 253-257.
  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М., 1998-2003. Гл.10.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 2001-2007. Гл. 24.
  5. Микро – Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. – СПб., 1994. Гл. 9, 10.
  6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. – М.: «Высшая школа» 1996. С. 230-234.
  7. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. – М.: «Дело», 2000. С. 373-420, 483-526.
  8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. – М.: «Дело» ЛТД, 1993, главы 11-12.
  9. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: «Юристъ», 2000. С. 240-265.
  10. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – ИНФРА – М, 2005.

ТЕМА 12
Несовершенная конкуренция: фирмы монополистической конкуренции и олигополии

I. Основные вопросы темы

  1. Теория монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как основа монополистической конкуренции.
  2. Условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде.
  3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.
  4. Основные характеристики рынка олигополии.
  5. Основные модели поведения некооперированной олигополии: модель Курно и модель ломаной (изгибающейся) кривой спроса.
  6. Основные модели поведения кооперированной монополии: сговор, картели, ценовое лидерство.
  7. Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий.

II. Место и значение темы

В этой теме рассматриваются еще две рыночные структуры: фирмы монополистической конкуренции (МК) и олигополии. Эти типы рынков широко распространены в рыночной экономике и занимают промежуточное положение между фирмами совершенной конкуренции и монополиями. Изучение темы нужно начинать с уяснения сущности каждой структуры, специфики рыночного поведения и ценообразования. На рынках МК фирмы не обладают большой монопольной властью, так как их в отрасли существует довольно много и их товары являются хорошими субститутами. Поэтому только в краткосрочном периоде они обладают некоторой монопольной властью, в долгосрочном же периоде они ее теряют, и равновесие у них устанавливается при равенстве цены средним долгосрочным издержкам и фирмы получают только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Основой продвижения товаров на рынок является не столько ценовая стратегия, сколько реклама.

На олигополистическом рынке существует только несколько продавцов, что и определяет специфику их поведения. Каждая фирма- олигополия вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цен и объемов производства. Это приводит к многообразию рыночных стратегий олигополистов. Поэтому в теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих конкурентов.


Наши рекомендации