Предприятие в краткосрочном и долгосрочном производственных периодах. Постоянные и переменные факторы производства и проблема их оптимального сочетания
краткосрочным периодом называют отрезок времени, в течение которого предприятие может изменить (нарастить или сократить) применение некоторых факторов производства (они называются переменными), но хотя бы один фактор остается неизменным. Как правило, это уровень производственных мощностей. Этот фактор называется постоянным.
В долгосрочном периоде фирма располагает временем, достаточным для изменения любого фактора производства, в том числе объема производственных мощностей, поэтому все факторы производства становятся переменными.
Постоянными факторами производства называют такие, количество которых остается неизменным при производстве данного товара (например, станочное оборудование при производстве данной партии обуви). Переменные факторы производства – те факторы, количество которых изменяется при производстве
Данного продукта ( например, электроэнергия, сырье). Производство каждого продукта требует наличия конкретных факторов производства, при том в определенных сочетаниях.
20. Функции рынка и его проблемы. 1. Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике. Если спрос на товар растет, производители станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет постепенно сокращаться. Таким образом, рынок воздействует на темпы, пропорции, а также на обновление производства. 2. Стимулирующая. Посредством цен рынок побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологию, снижать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент товаров и услуг. Так как каждый производитель непосредственно на себе ощущает результаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов. Как видим, все это ведет к высокой эффективности производства. 3. Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на товары и услуги. 4. Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке. 5. Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, необходимый всем его субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен. Наличие информации позволяет каждому производителю постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Но информация еще более важна потенциальным участникам рыночных отношений. А потребителя рынок обязывает соизмерять величину своего дохода с рыночными ценами и возможностью удовлетворять соответствующие потребности. 6. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В го же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя. 7. Санирующая. Рынок не дает дотаций убыточным производствам, он их предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно поощряет развитие эффективных производств. 8. Дифференцирующая. Рынок дифференцирует производителей, усиливает значительное имущественное расслоение в обществе. Те производители, которые смогли обеспечить высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, становятся банкротами. Вот почему производители постоянно должны внедрять достижения науки и техники, сокращать затраты, обновлять продукцию, повышать ее качество. Многие производители одного и того же товара стараются привлечь покупателя или высоким качеством, или низкой ценой, или особенно удобным обслуживанием. 9. Гарантирующая. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Если товар продан, значит, произошло его общественное признание, признание результатов труда. Если же купля-продажа не состоялась, значит, общество не нуждается в таком товаре, а следовательно, и в таком труде. 10. Воспитательная. Рыночная система формирует и воспитывает «экономического человека», для которого характерны расчетливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти на риск, нести личную ответственность за свои действия. Рыночная экономика не может обеспечить трудоспособное население работой. Люди, утратившие рабочие места, постоянно пополняют ряды безработных, не могут использовать свое право на труд. Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не в состоянии самостоятельно реализовать крупные инвестиционные проекты в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, обеспечить равномерность регионального развития, что приводит к диспропорциям в производстве. Рыночная система развивается стихийно, часто приводит к кризисам и неизбежному банкротству предприятий и даже целых отраслей, усиливает имущественное расслоение в обществе (имеет место большая дифференциация доходов). В рыночной экономике сама постановка вопроса о равенстве, социальной справедливости даже неуместна.