Личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые)
Величина полученного каждым экономическим агентом дохода далеко не всегда равна величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов расходуются сбережения
предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При некотором уровне доходов они полностью расходуются на потребление. Наконец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появляются все более широкие возможности увеличивать как потребление, так и свои сбережения.
Особый интерес при этом представляет анализ дополнительных сбережений и дополнительного потребления, формируемых, скажем, на каждые дополнительные 500 руб. получаемого дохода. Обычно эти характеристики обозначают:
Их соответственно, называют предельной склонностью к сбережению и предельной склонностью к потреблению(оба понятия были введены Дж. Кейнсом).
Здесь Д£обозначает прирост сбережения, а Ас- прирост личного потребления, вызванный происходящими изменениями в личных доходах ££>. Очевидно, что MPS+ мрс = 1. Если зависимость потребления С (сбережения ?) от величины личного дохода описать с помощью непрерывно-дифференцируемых функций потребления с = с'№) или «склонности» к сбережению S+S(D), то тогда характеристики предельной склонности к потреблению и сбережению могут быть
dC dS
определены как производные этих функций dD' dD . При наличии в экономике весьма ощутимого фактора сбережений идеальной, с точки зрения соответствия состоянию общего экономического равновесия, будет ситуация, когда все сбережения полностью аккумулизуются и мобилизуются существующими финансовыми институтами (институциональными инвесторами), а затем направляются на инвестиции. То есть ситуация, когда инвестиции I равны сбережению ?в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов. Общее экономическое равновесие, определяемые через равенство между сбережениями и спросом на инвестиции представлено на рис. 29.
Из представленных на рис. 29 графиков сбережений и инвестиций, фиксирующих связь указанных параметров с изменением национального дохода, хорошо видно, что чем выше спрос на ивестиции (I1 по сравнению с I) и шире возможности институциональных инвесторов в обеспечении равенства I=S, тем выше совокупный спрос на национальный продукт, а следовательно, сильнее стимул к росту национального дохода (продукта) в последующие воспроизводственные периоды. Точки Е и Е1 отражают состояния равновесия между этими (I и S) ключевыми параметрами и соответствующие им равновесные величины создаваемого и распределяемого национального дохода Q- Q .
В точках, лежащих на оси абсцисс правее указанных равновесных значений этих параметров, будут иметь место превышение предложения (в нашем случае - сбережения) над спросом на инвестиции и дефляционный разрыв на инвестиционных рынках. В точках же, лежащих левее равновесных значений, спрос на инвестиции будет превышать предложение и образуется соответствующий национальный резерв. И тот, и другой приводит в движение мотивационные механизмы, стимулирующие экономических агентов предпринимать действия, направленные на достижение равновесия между I и S.
Валовые инвестиции- это, во-первых, все покупки машин, оборудования, станков теми, кто занимается предпринимательской деятельностью; во-вторых, все строительство (в том числе и жилищное); в третьих, изменения в запасах (имеется в виду прирост запасов, который является «непотребленным продуктом»).
От валовых инвестиций нужно отнять чистые инвестиции. Валовые
инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров. Но в растущей экономике произведенные инвестиционные товары обычно больше израсходованных машин, оборудования и других средств труда. Разница между производственными и израсходованными инвестиционными товарами и образует чистые инвестиции.