Лекция 17. формы международных отношений. платежный баланс страны и его структура
17.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:
· МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ;
· МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА;
· МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ;
· МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО;
· МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
17.2. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА.
17.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Международные экономические отношения реализуются через следующие формы:
1 международная торговля товарами и услугами;
2 интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов;
3 международная миграция рабочей силы;
4 международное научно-техническое сотрудничество;
5 международные валютно-кредитные отношения.
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики. Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через государственные границы. В основе такого обмена лежит принцип сравнительных преимуществ, предложенный Д. Рикардо. В соответствии с данным принципом государству следует производить и продавать другим странам те товары, которые оно способно производить с наибольшей продуктивностью и эффективностью, т.е. с относительно меньшими издержками, чем другие блага в этой же стране, покупая при этом у других стран те товары, которые оно не способно производить с аналогичными параметрами.
В отношении международной торговли государство может проводит два вида политики: фритредерство и протекционизм.
Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранных товаров и ограничивающая импорт. Протекционистская политика имеет следующие направления:
· организация таможенного обложения, предусматривающего высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и более низкие – при экспорте;
· установление нетарифных барьеров, к которым относятся контингентирование (установление определенной квоты, или доли, на экспорт или импорт отдельных товаров), лицензирование (получение разрешения на осуществление внешнеэкономической деятельности) и государственная монополия (установление исключительного права государственных органов на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности).
Фритредерство, или политика свободной торговли, является политикой, противоположной протекционизму. В его основе лежит либерализация, суть которой состоит в том, что государство ставит цель открыть внутренний рынок для иностранных товаров и услуг, чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке. При этом предполагается, что национальные предприятия выстоят в конкурентной борьбе.
В реальной жизни современные государства в своей внешнеэконо-мической политике сочетают и фритредерство, и протекционизм.
Международная торговля включает два взаимосвязанных процесса: экспорт, или вывоз, и импорт, или ввоз. Общая величина экспорта и импорта товаров и услуг образует внешнеторговый оборот.
Реальную выгоду (или реальные потери), которые приносит международная торговля, отражает торговый баланс страны.
Торговый баланс – это соотношение платежей за границу за импортируемые товары и услуги и поступлений из-за границы за экспортируемые товары и услуги за определенный период времени. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс данной страны активен, если разница этих платежей и поступлений отрицательная, то баланс пассивен. Разница между поступлениями из-за границы (величиной экспорта) и платежами за границу (величиной импорта) называется сальдо торгового баланса.
Второй формой международных экономических отношений является вывоз капитала. Вывоз капитала – это экспорт капитала юридическими и физическими лицами с целью более выгодного его размещения или использования.
Среди основных причин, вызывающих движение капитала из одной страны в другую, можно выделить следующие:
1. Неравномерность накопления капитала в различных странах и появление относительного избытка капитала на некоторых национальных рынках. При этом в одних образуется перенакопление капитала, то есть образование его относительного избытка в стране, где он не может найти высоко прибыльного применения, в других его относительный переизбыток.
2. Невозможность эффективного вложения капитала или вложение его по высокой норме прибыли;
3. Наличие таможенных барьеров, которые препятствуют экспорту товара, что приводит к замене экспорта товаров экспортом капитала для проникновения на товарные рынки;
4. Приближение производителей к источникам сырья, а также возможность для собственников капитала использовать в экономически менее развитых государствах более дешевые по сравнению с отечественными факторы производства (низкая заработная плата, невысокие цены на сырье, воду, энергию);
Таким образом, цель вывоза капитала состоит в том, чтобы получить в другой стране более высокую норму прибыли за счет преимуществ, связанных с его использованием здесь по сравнению с национальными условиями хозяйствования. Существует две формы вывоза капитала: предпринимательский и ссудный.
Предпринимательский капитал вывозится либо для создания собственного производства за границей в виде прямых инвестиций, либо для вложения денег в местные компании в виде портфельных инвестиций. Прямые инвестиции связаны с возникновением новых или приобретением готовых предприятий и предполагают полный контроль над предприятиями. Портфельные инвестиции заключаются в покупке акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих права собственности или контроля над ними. На такие капиталовложения идут, когда стремятся разместить свои средства в разных отраслях экономики или когда законодательство принимающей страны препятствует прямым инвестициям.
Ссудный капитал вывозится в виде займов, или кредитов, приносящих ссудный процент.
На базе вывоза капитала и создания предприятий в других странах происходит интернационализация и транснационализация капитала, создание транснациональных корпораций (ТНК).
Для современного вывоза капитала свойственны особенности, которые заключаются:
1. В росте масштабов экспорта производительного капитала с прямыми инвестициями в сферу новейших технологий.
2. В вывозе капитала, осуществляемом преимущественно между высокоразвитыми странами.
3. В возрастании роли развивающихся стран как экспортеров капитала.
Следующей формой международных экономических отношений является международная миграция рабочей силы. Она представляет собой перемещение трудоспособного населения страны за ее пределы. Эмиграция – выезд населения страны за границу. Иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. В настоящее время можно выделить два новых потока в миграции рабочей силы: во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в США. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Во-вторых, наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты и в развитые европейские государства. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.
Всего по примерным подсчетам в настоящее время в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов. Ежегодная численность мигрантов в настоящий момент в мире превышать 100 млн. человек.
Причины миграции рабочей силы могут быть различными.
Среди основных причин миграции можно выделить следующие:
1.Экономические. За последние годы они играют все большую роль поиск работы, повышение доходов, уровня жизни и т.п. Хроническая безработица, которая существует в некоторых странах (особенно слаборазвитых), стала важным фактором усиления миграции. Этому же способствуют увеличение в последние годы размеров вывозимого капитала, создание разветвленной сети филиалов крупных фирм за рубежом, так как вслед за капиталом в эти страны устремляются и желающие получить работу.
2. Неэкономические (демографические, политические, религиозные, национальные, культурные, семейные и др.). Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности.
Существуют следующие виды международной миграции рабочей силы:
1. Постоянная, или безвозвратная, то есть переселение со сменой места жительства.
2. Циклическая, или периодическая, то есть перемещение на определенный срок с возвратом к прежнему месту жительства.
3. Маятниковая, или челночная, представляющая собой регулярное перемещение населения на работу или учебу из одной страны в другую и обратно.
4. Регулируемая, основанная на организованном наборе и регулировании специалистов.
5. Нерегулируемая, заключающаяся в самостоятельном перемещении населения (воссоединение семей, переезд к прежнему месту жительства после окончания трудового договора).
6. Легальная, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством.
7. Нелегальная, противоречащая действующему законодательству.
8. Миграция малоквалифицированной рабочей силы, состоящая в ее перемещении из развивающихся стран в промышленно развитые.
9. Миграция высококвалифицированной рабочей силы, или «утечка умов», осуществляемая как выезд специалистов в промышленно развитые страны.
Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для страны экспортера рабочей силы:
1 это источник валюты в страну (переводы семьям и при возвращении работника из-за рубежа);
2 отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране;
3 в то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики;
4 работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.
Для страны импортера рабочей силы: снижение затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку.
Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать: тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку мозгов», в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.
Не случайно, поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики. Специализированным учреждением ООН, осуществляющим на мировом рынке рабочей силы деятельность по решению проблем миграции рабочей силы, занятости, условий организации и оплаты труда, профессионально-технического обучения, является Международная организация труда(МОТ).
Важной формой международных экономических отношений является международное научно-техническое сотрудничество. Оно представляет собой участие юридических и физических лиц в мировых научных разработках с целью получения новых знаний и использования их в экономике и технике.
Международное научно-техническое сотрудничество выступает в следующих формах:
1. Материальное, заключающееся в обмене наукоемкой продукцией.
2. Нематериальное, состоящее в обмене чертежами, описаниями, патентами, лицензиями.
3. Оказание услуг в виде обмена специалистами, техническим персоналом, помощи в области менеджмента и маркетинга.
4. Коммерческий обмен научно-техническими знаниями, заключающийся в передаче технологии по лицензиям, инжинирингу, консалтингу.
5. Некоммерческий обмен научно-технической информацией, состоящий в проведении международных конференций и симпозиумов.
6. Межфирменное сотрудничество в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, осуществляемое в прикладных исследованиях и связанное с разработкой и созданием опытных образцов продукции.
Важнейшей формой международных экономических отношений являются международные валютные отношения. Это совокупность экономических отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Через валютные отношения осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Международные валютные отношения осуществляются в рамках международной валютной системы. Международная валютная система- это набор правил, законов и учреждений, которые регулируют валютные отношения.
Составными элементами международной валютной системы являются:
1 виды денег, выполняющих функции международного платежного и резервного средства;
2 межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности;
3 межгосударственное регулирование валютных курсов;
4 межгосударственное регулирование валютных ограничений и условий валютной конвертируемости;
5 режим международных валютных рынков и рынков золота;
6 унификация основных форм международных расчетов;
7 международные валютно -кредитные организации, осуществляющие регулирование валютных отношений.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице других стран. Валютные курсы могут быть фиксированными плавающими и промежуточный. Если государство жестко устанавливает курсовое соотношение между своей национальной валютой и иностранными, то такой валютный курс называется фиксированным. При фиксированном валютном курсе ЦБ устанавливает его на определенном уровне по отношению к валюте другой страны или к валютной корзине. Особенностью фиксированного курса является то, что он остается неизменным в течении определенного времени и изменение его происходит в результате официального пересмотра (девальвация или ревальвация). Фиксированный валютный курс обычно устанавливается в странах с жесткими валютными ограничениями и неконвертируемой валютой Валютный курс, меняющийся под влиянием изменений спроса на данную валюту и ее предложения, называется плавающим валютным курсом. Плавающий курс имеют только 26 стран из 187, входящих в МВФ. В РБ плавающий валютный курс. Он колеблется в рамках определенного валютного коридора.
На состояние валютного курса влияют две группы факторов:
· структурные факторы, отражающие состояние экономики данной страны. К ним относятся: показатели экономического роста (ВВП, объем промышленного производства), состояние платежного баланса, рост денежной массы на внутреннем рынке, уровень инфляции и инфляционные ожидания, платежеспособность страны и доверие к национальной валюте на мировом рынке;
· конъюнктурные факторы, связанные с изменением ситуации в секторах мирового финансового рынка: спекулятивные операции на валютных рынках, степень развития конкурирующего с валютным рынком рынка ценных бумаг.
· условия конвертируемости валют. Конвертируемость валюты(обратимость) – это свободный обмен денежной единицы одной страны на валюту других стран. Валюта может быть полностью конвертируемой, частично конвертируемой и неконвертируемой. Полностью конвертируемой является валюта стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам валютных операций для всех держателей валюты (резидентов и нерезидентов) Таких стран сейчас 20 (США, Германия, Япония, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Гонког, арабские нефтедобывающие страны). При частичной конвертируемости в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и для отдельных держателей валюты. Неконвертируемой будет валюта, если в стране действуют практически все виды ограничений и прежде всего запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз
Международные валютно-кредитные организации, регулирующие валютные отношения на межгосударственном уровне. Наиболее влиятельными из них являются: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Важной формой международных экономических отношений является международная экономическая интеграция, представляющая собой процесс хозяйственного и политического объединения стран, позволяющий проводить согласованную межгосударственную экономическую политику. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействия стран: более широкий доступ к различным ресурсам, возможность производства в расчете на всю интегрированную группировку стран, создание привилегированных условий для своих предприятий и фирм, гармоничность совместного решения социальных проблем.
Среди форм экономической интеграции можно выделить следующие:
· зоны свободной торговли, в рамках которых отменяются таможенные пошлины и другие торговые ограничения между странами-участницами;
· таможенный союз, предполагающий, кроме зоны свободной торговли, установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении стран, которые в него входят;
· платежный союз, который позволяет обеспечить взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной единицы;
· общий рынок, обеспечивающий его участникам согласованную экономическую политику, свободу передвижения товаров, капиталов и рабочей силы;
· экономический союз, предусматривающий координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в ключевых сферах – валютной, бюджетной, денежной, а также создание межгосударственных органов с наднациональными функциями;
· свободные экономические зоны (СЭЗ), которые отличаются отсутствием ограничений на деятельность иностранных фирм, правом перевода их прибылей и капиталов в свою страну, а также их инфраструктурным обеспечением.
Наибольшее развитие международные интеграционные процессы получили в Западной Европе. Здесь примером крупнейшего интеграционного регионального объединения можно считать Европейский союз (ЕС). В ЕС налажен свободный обмен национальных валют и создана европейская валютная система со своим механизмом формирования расчетов, установления валютных курсов. Учреждена коллективная валютная единица (евро), которая стала международным платежным средством. В этом интеграционном объединении преодолены многочисленные пограничные и таможенные барьеры, разделяющие государства. Все это позволило достичь ряд положительных результатов, к которым можно отнести прямую экономию средств за счет снижения издержек при устранении торговых и производственных барьеров, выигрыша от объединения рынков и усиления конкуренции. Интеграция помогла западноевропейскому капиталу в ряде хозяйственных сфер на равных противостоять своим основным конкурентам – США и Японии.
В Северной Америке выделяется Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в состав которой входят США, Канада и Мексика. Среди 20 региональных группировок Азии и Латинской Америки можно выделить Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Ряд стран бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) образовали в 1992 г. Содружество Независимых Государств (СНГ). Отличительной особенностью данного интеграционного объединения является реинтеграция стран, ранее входивших в единое государство, на новой равной основе, соответствующей их современному статусу.
В 1996 г. принято соглашение о создании Таможенного союза между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном, а также более продвинутого в интеграционном плане Содружества Беларуси и России, которое в 1997 г. было преобразовано в Союз Беларуси и России. В 1999 г. подписано соглашение о преобразовании этого образования в Союзное государство, интеграционный процесс в рамках которого продолжает углубляться. 10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
17.2. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА.