Особенности современных мировых рынков труда
1. Рост масштабов международной трудовой миграции. Численность международных мигрантов за период с 1980 по 2010 г. увеличилась в два раза. В России с 1994 по 2006 г. численность иностранных работников, официально привлеченных в экономику страны увеличилась в 8 раз.
2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами. Миграция приобретает транснациональный характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую.
3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно выросла, что позволяет говорить о феминизации миграции.
4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В германии ¼ иммигрантов проживает больше 20 лет.
5. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.
6. Использование Интернет как гигантской биржи труда.
7. Международная миграция высококвалифицированных специалистов – «утечка мозгов». Формы утечки мозгов могут быть различны:
- непосредственная эмиграция – выезд на постоянное местожительство;
- выезд за рубеж на контрактной основе;
- наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны-донора;
- полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора.
8. Изменение этнической структуры иммиграции. Возрастание доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие, однородные общины на территории принимающей страны. Общины живут в соответствии со своими традициями и культурой.
9. Формирование «черного» рыка труда в современных центрах притяжения рабочей силы. «Черный» рынок труда – это механизм использования нелегальной трудовой миграции в целях увеличения прибылей путем использования дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции огромны. Общее число подпольных иммигрантов варьируется в США, например, от 2 млн до 13 млн человек.
10. Миграция в целях получения образования и практической подготовки, которую организуют более развитые государства для продвижения на зарубежные рынки.
11. Индивидуальная миграция профессионалов и бизнесменов.
12. Расширение масштабов России в международной трудовой миграции. По масштабам трудовой миграции Россия сегодня занимает 2-е место в мире после США и 1-е место в Европе. На долю РФ приходится 48% общего числа мигрантов всей Европы.
Одновременно Россия стала крупным экспортером рабочей силы на рынки других стран. В начале 2000-х годов ежегодно только по контрактам выезжали на работу в основном на Кипр, в Великобританию, Германию, Грецию, Нидерланды, на Мальту 45-50 тыс. человек.
За последние годы страну покинули 1250000 тыс чел. Это рассматривается как шестая волна эмиграции в России после 1917 г. Основные причины, стимулирующие эту волну: отсутствие перспектив профессионального роста, низкая заработная плата в стране, стремление получить образование за рубежом, высокие налоги, отсутствие благоприятных условий для развития малого бизнеса, высокий уровень коррупции в стране, неблагоприятная экологическая ситуация.
Общеэкономические последствия мировой трудовой миграции
Они могут быть многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояния, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Средний уровень заработной платы снижается вследствие притока иммигрантов из-за рубежа.
Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда.
Междун6ародная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.
Миграционная политика
Миграционная политика –совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Цели МП:
- определение масштабов миграции;
- механизм ее регулирования;
- ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства, а также двустронних и многосторонних международных соглашений. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.
Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты. При этом учитывается состояние занятости трудовых ресурсов, рынков жилья, социально-политическая ситуация в стране-импортере.
Осуществляется экономическое регулирование миграции. В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны.
В качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используют развитие международной торговли и прямые инвестиции в экономику соответствующих стран. К числу экономических мер, воздействующих на масштабы иммиграции, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство, уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов.
Проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Международная организация труда (МОТ) занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (МОМ) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского Союза по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача – контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.
Мигранты, недовольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом – Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ).
Текст лекции 8