Анализ сегментирования рынков конечных потребителей и особенности его проведения в практике маркетинговой работы современных организаций.
В данной теме выбирается конкретный рынок, товар или услуга, отрасль, организация. Затем с использованием источников информации исследуется методика сегментации рынка. Далее, на основе методики формируются мероприятия по сегментации выбранного рынка исследуемого объекта (фирмы). В итоге должно быть проведено сегментирование рынка, выделены и охарактеризованы сегменты, определены мероприятия целевого маркетинга. Для выполнения цели работы по заданной теме решаются задачи по исследованию среды маркетинга согласно п.2.1 – п.2.4 настоящих указаний.
Список литературы
1. Хруцкий В.А., Корнеева И.В. Современный маркетинг. М., 2000
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1989
3.Березин И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. М., 2002
4.Березин И. Маркетинговые исследования рынков. Как это делают в России. М., 2005, 432с
5. Березин И. Практика исследования рынков. М., 2003
6. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб, 1996
7.Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб, 2006
8.Гантер Б., Фернхам А. Типы потребителей: введение в психографику. СПб, 2001
Тема курсового проекта:
Планирование и основные этапы маркетингового исследования рынка (на примере конкретной отрасли, сферы деятельности).
Сначала выбирается конкретный товар и конкретный рынок. Затем анализируются методы исследования рынка. Далее разрабатывается программа для заданного товара и заданного рынка. В работе должна быть представлена программа проведения исследования: выбран тип необходимой информации, сформулированы задачи исследования, проведены мероприятия, и сделан вывод по итогам проведения маркетингового исследования на конкретном рынке для выбранного объекта (фирмы). Для построения программы маркетинговых исследований решаются задачи по исследованию среды маркетинга согласно п.2.1 – п.2.4 настоящих указаний.
Список литературы
1. Березин И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт. М., 2002
2. Березин И. Практика исследования рынков. М., 2003
3.Березин И. Маркетинговые исследования рынков. Как это делают в России. М., 2005
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М., 2001
5. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. СПб, 2000
6.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001
7. Анализ влияния менталитета на предпочтения потребителей стран Северной и Южной Европы 2010
Приложение 1
Матрица потребностей.
Сформулировать анализируемую в матрице потребность.
Критерии | Потребности | |||||||||||||||||||||||||||
По иерархии потребностей | Первичные (низшие) | Социальные (высшие) | ||||||||||||||||||||||||||
Физиологические | В безопасности | В принадлежности и одобрении социальной группы | В авторитете и уважении | В самовыражении | ||||||||||||||||||||||||
По факторам, влияющим на формирование потребностей | Исторические | Национальные | Географические | Природно-климатические | Половые | Возрастные | Социально-групповые | |||||||||||||||||||||
По временным параметрам | Остаточные (прошлые) | Текущие (настоящие) | Перспективные (будущие) | Дальносрочные | ||||||||||||||||||||||||
По принципу удовлетворения | Удовлетворяемые одним товаром | Удовлетворяемые комплексом товаров | Удовлетворяемые с помощью услуг | Удовлетворяемые товарами и услугами | Взаимозаменяемые (конкурентные) | |||||||||||||||||||||||
По четкости перевода в характеристики продукта | Неопределенные | Конфигурационные | Качественные | Количественные: - четкие - размытые | ||||||||||||||||||||||||
По степени принципиального удовлетворения | Полностью удовлетворенные | Частично удовлетворенные | Неудовлетворенные | |||||||||||||||||||||||||
По массовости распространения | Географического | Социального | ||||||||||||||||||||||||||
Всеобщие | Региональные | В пределах страны | Всеобщие | Внутри-национальные | Внутри социальной группы | Внутри социальной группы по образованию | Внутри социальной группы по доходу | Т.п. | ||||||||||||||||||||
По эластичности | Слабоэластичные | Нормальной эластичности | Высокоэластичные | |||||||||||||||||||||||||
По природе возникновения | Основные | Прямо индуцированные | Косвенно индуцированные | |||||||||||||||||||||||||
По сложившемуся общественному мнению | Социально негативные | Социально нейтральные | Социально позитивные | |||||||||||||||||||||||||
По глубине проникновения в общественное сознание | Неосознанные | Единично осознанные | Частично осознанные | Осознанные всей потенциальной социальной группой | ||||||||||||||||||||||||
По степени текущей настоятельности | Слабо интенсивные | Нормальные | Повышенно интенсивные | Ажиотажные (экстремальные) | ||||||||||||||||||||||||
По причине возникновения | Естественные | Импульсивные | Внушенные: - другими потребителями - модой - рекламой | |||||||||||||||||||||||||
По времени потребления | Единично удовлетворяемые | Дискретно удовлетворяемые | Периодически удовлетворяемые | Непрерывно удовлетворяемые | ||||||||||||||||||||||||
По свободе удовлетворения | Свободные | Деформированные: - деформированные в низкой степени - деформированные в средней степени - деформированные в высокой степени | ||||||||||||||||||||||||||
По специфике удовлетворения | Универсальные (массовые) | Укрупненно сегментированные | Среднесегментированные | Индивидуализированные | ||||||||||||||||||||||||
По широте проникновения в различные сферы жизни | Моносферные | Олигосферные | Полисферные | |||||||||||||||||||||||||
По характеру барьеров удовлетворения | Связанные со здоровьем | Психологические | Социально обусловленные | Ресурсные | ||||||||||||||||||||||||
Приложение 2
Многоуровневая модель товара Котлера
Первый уровень – это товар по замыслу, т.е. основная выгода.
Второй уровень – товар в реальном исполнении, набор полезных с точки зрения потребителя характеристик: качество, внешнее оформление, упаковка, торговая марка, функциональные свойства.
Третий уровень – товар с подкреплением, включает послепродажное обслуживание, гарантии, доставку, монтаж и другие дополнительные услуги, которые способствуют удобству покупки и использования товара.
Приложение 3
Матрица БКГ (Бостон Консалтинг Групп)
Приложение 4