Институциональная структура мировой финансовой системы

В мировой финансовой системе действуют три основные груп­пы участников: банки и ТНК, международные портфельные инве­сторы (пенсионные и страховые фонды, инвестиционные фонды) и международные официальные заемщики (правительственные и муниципальные органы, международные и региональные органи­зации). Система высоко монополизирована. В ряде ее сегментов на 10 крупнейших объединений приходится свыше половины моби­лизуемых средств.

Важное место в мировом финан­сировании занимают банковские компании. На первом этапе экономического развития коммерческие банки доминировали. На среднем и высшем уровнях развития возросло значение спе­циализированных посредников и рынков ценных бумаг. Среди примерно 100 тыс. частных банков около 500 играют роль главного звена в системе институтов международного кредита.

Основная доля доходов ведущих банков мира складывается по результатам биржевых операций на валютном сегменте фи­нансового рынка. 80% прибыли обеспечивается на биржевой игре (колебания кросс-курсов доллара, фунта, немецкой марки в основном на основе фьючерсной торговли).

Институциональные инвесторы контролируют значительную часть финансовых активов в мире — 8—10% ВМП.

Биржи осуществляют мобилизацию средств и перемещение международного капитала. Объем международных биржевых операций невелик — 0,2—4% ВМП, но в абсолютных размерах это десятки млрд. долл.

Крупными субъектами международных финансовых отношений выступают транснациональные компании. Они рас­полагают гигантскими внутрикорпорационными накоплениями и покрывают за счет самофинансирования более половины сво­ей потребности в капитале. Тем не менее, ТНК постоянно нуж­даются в капитале для обслуживания постоянно растущего про­изводства и сбыта продукции. ТНК используют все типы рынков, входящих в структуру мирового рынка — национальные, иностранные и международные, но в большей мере — еврорынок.

Государствов мировой финансовой системе выступает в лице Центральных и местных органов власти, казначейства, эмисси­онного, экспортно-импортного банка или других уполномочен­ных учреждений и может выполнять функции непосредствен­ного кредитора, заемщика или играть роль гаранта и получателя по внешним обязательствам частных юридических лиц. Приме­ром прямого международного кредитования государством может служить предоставление субсидий и экономической помощи (0,2% ВМП) на двухсторонней и многосторонней основе. Не менее существенна роль государственного страхования экспорт­ных кредитов и прямых капиталовложений. Для осуществления государственного страхования экспортных кредитов во многих странах еще в первые десятилетия прошлого столетия были соз­даны, а позднее реорганизованы специальные институты. В од­них случаях они являются государственными организациями (США), в других полугосударственными (Британия, Франция), в третьих — частными компаниями, оперирующими от имени и за счет правительства (Германия).

Гарантийные институты содействуют экономической экс­пансии ТНК, позволяя им привлекать более дешевые, чем на свободном рынке, средства для кредитования экспорта. Это усиливает конкурентные позиции на мировом рынке поставщи­ков из стран с наиболее развитой системой страхования экспор­та, особенно в периоды экономических спадов.

В большинстве индустриальных стран экспорт кредитуется главным образом частной банковской системой. Вместе с тем практика непосредственного государственного кредитования внешнеторговых операций в той или иной форме распростране­на повсюду и, прежде всего, через деятельность государственных и полугосударственных внешнеторговых банков. Кроме того, государство создает условия для рефинансирования экспорта (переучета экспортных векселей) на льготных условиях в центральном или ином государственном банке.

Особое положение в инсти­туциональной структуре мирового рынка капиталов занимают межгосударственные банки и валютные фонды. В их числе — созданный в 1930 г. Банк международных расчетов (БМР) (Базель, Швейцария), содействующий центральным банкам уча­ствующих в нем государств в проведении взаимных расчетов, наблюдающий за состоянием еврорынка и обеспечивающих регулирование валютных и кредитных отношений во всем мире. Последняя из перечисленных функций характеризует БМР как важный вспомогательный орган крупнейших международных валютно-кредитных учреждений мирового характера — МВФ и МБ.

Банк международных расчетов помимо контроля над международными банковскими операциями и оказания консультаций, нередко обеспечивает центральным банкам краткосрочное фи­нансирование в лице «промежуточных» займов, которые воз­вращаются, как только банк договаривается о более долгосроч­ном финансировании в виде промежуточных займов.

Наряду с мировыми банками и фондами, в которых участ­вуют почти все страны, существует целый ряд региональных и континентальных межправительственных банков: Европейский инвестиционный банк (1958 г.), обслуживающий участников ЕС и ассоциированные с ним государства развивающегося мира; Межамериканский банк развития (1959 г.); Африканский банк развития (1964 г.); Азиатский банк развития (1963 г.); Европей­ский банк реконструкции и развития (1990 г.).

Существующий порядок в мировой финансовой системе отвечает интересам стран, финансовые институты которых занимают в ней ведущее положение и могут получать выгоды за счет слабейших, нанося им ущерб.

Финансовые кризисы.

Под международным финансовым кризисом понимается глубо­кое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных ва­лютно-кредитных системах и прерывности ихфункционирова­ния. Финансовый кризис обычно в той или иной степени одно­временно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, а непосредственной сферой проявления — кредитные учреждения и государственные финансы.

Различают циклические и специальные международные финансовые кризисы.

Первые являются предвестниками экономических кризисов производства, вторые возникают независимо от экономического цикла под влиянием особых причин. Но и последние застрагивают хозяйство и внешнеэкономические связи путем обратного отражения.

Финансовый кризис включает следующие явления:

§ обвальное падение валютных курсов;

§ резкое повышение процентных ставок;

§ изъятие банками в массовом порядке своих депозитов в других кредитных учреждениях, ограничение и прекращение выдач наличности со счетов (банковский кризис);

§ разрушение нормальной системы расчетов между компа­ниями посредством финансовых инструментов (расчетный кри­зис);

§ кризис денежного обращения;

§ долговой кризис.

Множество факторов определяют возникновение и развитие финансовых кризисов. Обычно условием финансовых кризисов являются на­рушения, неблагополучие в соотношении различных видов ак­тивов в определенных звеньях финансовой системы. Так, при признаках неблагополучного положения в компании или наро­чито умышленно созданной ситуации акционеры начинают сбрасывать акции, что может вызвать понижательную тенден­цию в биржевых курсах. Когда возникают сомнения в надежно­сти банков, вкладчики стремятся скорее изъять свои вклады, а так как банки обладают ограниченными ликвидными средства­ми, то они не могут сразу вернуть значительную часть вкладов. В силу взаимосвязанности элементов хозяйственной системы может начаться цепная реакция, приводящая к финансовому кризису. Иностранный капитал уходит из страны, одновремен­но, а может быть раньше, бежит национальный капитал. Бегст­во капитала из страны приводит к увеличению спроса на ино­странную валюту. Даже высокий уровень валютных резервов может оказаться неспособным удовлетворять нарастающий спрос. Широкое использование информационной техники при­вело к тому, что кризисы, возникающие на национальных финан­совых рынках, быстро приобретают международный характер.

Последняя четверть про­шлого века характеризовалась учащением финансовых кризисов. При этом в развивающихся странах они случались чаще, чем в развитых. Так, валютные кризисы в 90-е годы произошли более чем в 60 странах, включая 41 страну с развивающимися рынка­ми. Наиболее крупные потрясения пережили финансовые сис­темы Бразилии, Мексики, Аргентины, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии, Японии.

Финансовые кризисы являлись отражением нестабильности мирового экономического развития, его иерархичности, а также структурных диспропорций в сфере мобилизации и размещения капиталов, управления валютными резервами в кризисных стра­нах. Они показали, что важнейшей причиной возникновения финансовых кризисов было массированное привлечение ино­странного ссудного капитала, особенно в краткосрочной форме. Отношение краткосрочной задолженности к общей внешней задолженности перед кризисом у кризисных развивающихся стран было в два раза выше, чем у стран, не попавших в кри­зисную ситуацию.

Финансовый кризис оказывает отрицательное воздействие на сектор материального производства и на накопление капита­ла. Острейшей проблемой становится занятость рабочей силы. В ходе развития кризисов в 90-е годы пораженные им страны те­ряли до 14% своего ВВП на годовом уровне, и для восстановле­ния докризисного уровня экономического роста требовалось до шести лет. Кризисы вызывали увеличение дефицитов платеж­ных балансов в кризисных странах более чем на 2% -ВВП по сравнению с некризисными странами. Кризисы 90-х годов от­рицательно сказались на развитии производственного и денеж­но-кредитного секторов мирового хозяйства. Резкое сокращение производства в кризисных хозяйствах приводило к уменьшению темпов роста внешней торговли и обострению конкуренции из-за изменения валютных курсов.

Финансовые кризисы показали необходимость перестройки мировой финансовой системы, введения большей открытости, улучшения отчетности, укрепления национальной экономиче­ской политики.

Наши рекомендации