Институциональная структура мировой финансовой системы
В мировой финансовой системе действуют три основные группы участников: банки и ТНК, международные портфельные инвесторы (пенсионные и страховые фонды, инвестиционные фонды) и международные официальные заемщики (правительственные и муниципальные органы, международные и региональные организации). Система высоко монополизирована. В ряде ее сегментов на 10 крупнейших объединений приходится свыше половины мобилизуемых средств.
Важное место в мировом финансировании занимают банковские компании. На первом этапе экономического развития коммерческие банки доминировали. На среднем и высшем уровнях развития возросло значение специализированных посредников и рынков ценных бумаг. Среди примерно 100 тыс. частных банков около 500 играют роль главного звена в системе институтов международного кредита.
Основная доля доходов ведущих банков мира складывается по результатам биржевых операций на валютном сегменте финансового рынка. 80% прибыли обеспечивается на биржевой игре (колебания кросс-курсов доллара, фунта, немецкой марки в основном на основе фьючерсной торговли).
Институциональные инвесторы контролируют значительную часть финансовых активов в мире — 8—10% ВМП.
Биржи осуществляют мобилизацию средств и перемещение международного капитала. Объем международных биржевых операций невелик — 0,2—4% ВМП, но в абсолютных размерах это десятки млрд. долл.
Крупными субъектами международных финансовых отношений выступают транснациональные компании. Они располагают гигантскими внутрикорпорационными накоплениями и покрывают за счет самофинансирования более половины своей потребности в капитале. Тем не менее, ТНК постоянно нуждаются в капитале для обслуживания постоянно растущего производства и сбыта продукции. ТНК используют все типы рынков, входящих в структуру мирового рынка — национальные, иностранные и международные, но в большей мере — еврорынок.
Государствов мировой финансовой системе выступает в лице Центральных и местных органов власти, казначейства, эмиссионного, экспортно-импортного банка или других уполномоченных учреждений и может выполнять функции непосредственного кредитора, заемщика или играть роль гаранта и получателя по внешним обязательствам частных юридических лиц. Примером прямого международного кредитования государством может служить предоставление субсидий и экономической помощи (0,2% ВМП) на двухсторонней и многосторонней основе. Не менее существенна роль государственного страхования экспортных кредитов и прямых капиталовложений. Для осуществления государственного страхования экспортных кредитов во многих странах еще в первые десятилетия прошлого столетия были созданы, а позднее реорганизованы специальные институты. В одних случаях они являются государственными организациями (США), в других полугосударственными (Британия, Франция), в третьих — частными компаниями, оперирующими от имени и за счет правительства (Германия).
Гарантийные институты содействуют экономической экспансии ТНК, позволяя им привлекать более дешевые, чем на свободном рынке, средства для кредитования экспорта. Это усиливает конкурентные позиции на мировом рынке поставщиков из стран с наиболее развитой системой страхования экспорта, особенно в периоды экономических спадов.
В большинстве индустриальных стран экспорт кредитуется главным образом частной банковской системой. Вместе с тем практика непосредственного государственного кредитования внешнеторговых операций в той или иной форме распространена повсюду и, прежде всего, через деятельность государственных и полугосударственных внешнеторговых банков. Кроме того, государство создает условия для рефинансирования экспорта (переучета экспортных векселей) на льготных условиях в центральном или ином государственном банке.
Особое положение в институциональной структуре мирового рынка капиталов занимают межгосударственные банки и валютные фонды. В их числе — созданный в 1930 г. Банк международных расчетов (БМР) (Базель, Швейцария), содействующий центральным банкам участвующих в нем государств в проведении взаимных расчетов, наблюдающий за состоянием еврорынка и обеспечивающих регулирование валютных и кредитных отношений во всем мире. Последняя из перечисленных функций характеризует БМР как важный вспомогательный орган крупнейших международных валютно-кредитных учреждений мирового характера — МВФ и МБ.
Банк международных расчетов помимо контроля над международными банковскими операциями и оказания консультаций, нередко обеспечивает центральным банкам краткосрочное финансирование в лице «промежуточных» займов, которые возвращаются, как только банк договаривается о более долгосрочном финансировании в виде промежуточных займов.
Наряду с мировыми банками и фондами, в которых участвуют почти все страны, существует целый ряд региональных и континентальных межправительственных банков: Европейский инвестиционный банк (1958 г.), обслуживающий участников ЕС и ассоциированные с ним государства развивающегося мира; Межамериканский банк развития (1959 г.); Африканский банк развития (1964 г.); Азиатский банк развития (1963 г.); Европейский банк реконструкции и развития (1990 г.).
Существующий порядок в мировой финансовой системе отвечает интересам стран, финансовые институты которых занимают в ней ведущее положение и могут получать выгоды за счет слабейших, нанося им ущерб.
Финансовые кризисы.
Под международным финансовым кризисом понимается глубокое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных валютно-кредитных системах и прерывности ихфункционирования. Финансовый кризис обычно в той или иной степени одновременно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, а непосредственной сферой проявления — кредитные учреждения и государственные финансы.
Различают циклические и специальные международные финансовые кризисы.
Первые являются предвестниками экономических кризисов производства, вторые возникают независимо от экономического цикла под влиянием особых причин. Но и последние застрагивают хозяйство и внешнеэкономические связи путем обратного отражения.
Финансовый кризис включает следующие явления:
§ обвальное падение валютных курсов;
§ резкое повышение процентных ставок;
§ изъятие банками в массовом порядке своих депозитов в других кредитных учреждениях, ограничение и прекращение выдач наличности со счетов (банковский кризис);
§ разрушение нормальной системы расчетов между компаниями посредством финансовых инструментов (расчетный кризис);
§ кризис денежного обращения;
§ долговой кризис.
Множество факторов определяют возникновение и развитие финансовых кризисов. Обычно условием финансовых кризисов являются нарушения, неблагополучие в соотношении различных видов активов в определенных звеньях финансовой системы. Так, при признаках неблагополучного положения в компании или нарочито умышленно созданной ситуации акционеры начинают сбрасывать акции, что может вызвать понижательную тенденцию в биржевых курсах. Когда возникают сомнения в надежности банков, вкладчики стремятся скорее изъять свои вклады, а так как банки обладают ограниченными ликвидными средствами, то они не могут сразу вернуть значительную часть вкладов. В силу взаимосвязанности элементов хозяйственной системы может начаться цепная реакция, приводящая к финансовому кризису. Иностранный капитал уходит из страны, одновременно, а может быть раньше, бежит национальный капитал. Бегство капитала из страны приводит к увеличению спроса на иностранную валюту. Даже высокий уровень валютных резервов может оказаться неспособным удовлетворять нарастающий спрос. Широкое использование информационной техники привело к тому, что кризисы, возникающие на национальных финансовых рынках, быстро приобретают международный характер.
Последняя четверть прошлого века характеризовалась учащением финансовых кризисов. При этом в развивающихся странах они случались чаще, чем в развитых. Так, валютные кризисы в 90-е годы произошли более чем в 60 странах, включая 41 страну с развивающимися рынками. Наиболее крупные потрясения пережили финансовые системы Бразилии, Мексики, Аргентины, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии, Японии.
Финансовые кризисы являлись отражением нестабильности мирового экономического развития, его иерархичности, а также структурных диспропорций в сфере мобилизации и размещения капиталов, управления валютными резервами в кризисных странах. Они показали, что важнейшей причиной возникновения финансовых кризисов было массированное привлечение иностранного ссудного капитала, особенно в краткосрочной форме. Отношение краткосрочной задолженности к общей внешней задолженности перед кризисом у кризисных развивающихся стран было в два раза выше, чем у стран, не попавших в кризисную ситуацию.
Финансовый кризис оказывает отрицательное воздействие на сектор материального производства и на накопление капитала. Острейшей проблемой становится занятость рабочей силы. В ходе развития кризисов в 90-е годы пораженные им страны теряли до 14% своего ВВП на годовом уровне, и для восстановления докризисного уровня экономического роста требовалось до шести лет. Кризисы вызывали увеличение дефицитов платежных балансов в кризисных странах более чем на 2% -ВВП по сравнению с некризисными странами. Кризисы 90-х годов отрицательно сказались на развитии производственного и денежно-кредитного секторов мирового хозяйства. Резкое сокращение производства в кризисных хозяйствах приводило к уменьшению темпов роста внешней торговли и обострению конкуренции из-за изменения валютных курсов.
Финансовые кризисы показали необходимость перестройки мировой финансовой системы, введения большей открытости, улучшения отчетности, укрепления национальной экономической политики.