Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики
При разработке ЦКПОЭБ одной из наиболее сложных проблем становится проблема выбора приоритетных мер противодействия угрозам. Поскольку реализация этих мер требует значительных инвестиций, необходим целевой подход к формированию инвестиционной политики страны.
Анализируя спектр угроз экономической безопасности, представленный на рис. 7.1 (с. 150), можно прийти к выводу, что по крайней мере две трети этих угроз непосредственно связаны с проблемой конкурентоспособности национальной экономики и одна треть — с нерациональной экономической политикой в социальной и экологической сферах. При этом весьма значительная часть угроз в социальной сфере косвенно инициируется уровнем конкурентоспособности экономики.
Таким образом, можно заключить, что основой обеспечения экономической безопасности страны является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий:
• поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей национальной экономики на внешних и внутренних рынках за счет совершенствования и развития всех детерминант «национального ромба»;
• достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».
Отсюда следует, что приоритеты инвестиционной политики лежат именно в этих направлениях государственного обеспечения экономической безопасности.
Меры государственной поддержки конкурентных преимуществ национальной экономики
Рассмотрим некоторые аспекты деятельности государства в этом направлении, сгруппировав их по детерминантам «национального ромба».
1. Параметры факторов производства. Как известно, факторы производства подразделяются на общие и специальные. Для обеспечения экономической безопасности государство в первую очередь должно вырабатывать и осуществлять регулирующие воздействия на развитие общих для всех отраслей национальной экономики факторов производства. Специальные факторы эффективнее развиваются силами самих экономических агентов разных уровней в процессе взаимодействия при осуществлении экономической деятельности.
Основными действиями государства в развитии общих факторов производства являются формирование и создание механизмов реализации формальных институтов, ориентированных на:
• поддержание высокого технического уровня комплекса элементов основных производственных фондов отраслей национальной экономики, обеспечивающего эффективное и качественное удовлетворение развитых потребностей общества в материальных благах;
• постоянное наращивание объема и степени использования воспроизводимых и сбережения невоспроизводимых
• материальных ресурсов, создание государственных резервов стратегических ресурсов, а также поиск и создание новых видов товаров-субститутов;
• постоянное усиление кадрового потенциала, способного обеспечивать своевременное и эффективное выполнение стратегических целей развития национальной экономики;
совершенствование производственной (наука, транспорт, вспомогательные и обслуживающие производства) инфраструктуры и расширение социальной (образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство) инфраструктуры, обеспечивающих эффективное функционирование национальной экономики;
постоянное приращение финансовых ресурсов для инвестирования всех сторон экономической деятельности в соответствии со стратегическими целями укрепления экономической мощи страны.
2. Стратегия фирм, их структура и соперничество:
• постоянное совершенствование гибкой антимонопольной деятельности и защиты конкуренции, направленных на поддержку национальных конкурентных преимуществ на международных и внутренних рынках стратегически важных товаров, услуг и факторов производства;
• государственную поддержку образовательных программ, направленных на освоение менеджментом принципов разработки и реализации экономической стратегии предприятий;
• реформирование банковской системы страны с целью создания благоприятных условий для стратегических инвестиций в развитие конкурентных преимуществ предприятий национальной экономики;
• совершенствование формальных институтов, регламентирующих процессы банкротства и оздоровления несостоятельных предприятий и обеспечивающих невозможность
использования института банкротства в конкурентной борьбе;
• создание и развитие формальных и поддержка неформальных институтов, регламентирующих принципы добросовестной и санкции против недобросовестной конкуренции;
• разработку и реализацию протекционистской политики в рамках договоренностей с ВТО о поддержке стратегически важных предприятий и отраслей национальной
экономики;
• поддержку малого бизнеса с целью создания условий для снижения издержек производства за счет развития эффективной кооперации по комплектующим изделиям, полуфабрикатам и изделиям общепромышленного применения, а также издержек, связанных с компенсацией потерь, обусловленных потенциальным сокращением уровня занятости, инициированным вступлением в ВТО.
3. Параметры спроса:
• обеспечение защиты прав потребителей, способствующих повышению их требовательности к качеству товаров и услуг, производимых отечественными предприятиями как
для внутренних, так и внешних рынков;
• поддержку общественных организаций, защищающих права потребителей, и придание им прав законодательной инициативы в этой области;
• проведение в рамках договоренностей с ВТО ценовой политики, способствующей формированию сбалансированного спроса на товары и услуги зарубежного и отечественного производства с учетом соотношения эластичности спроса и предложения этих товаров;
• формирование налоговой политики по регулированию уровня доходов граждан, способствующей повышению покупательной способности и как следствие — требовательности их к качеству товаров и услуг.
4. Родственные и поддерживающие отрасли:
• стимулирование комплексного развития кластеров взаимосвязанных стратегически важных отраслей национальной экономики с целью повышения их конкурентоспособности;
• стимулирование экспортной ориентации и импортозамещения потенциально конкурентоспособных предприятий и отраслей национальной экономики, специализированных на производстве стратегически важных ресурсов;
• регламентацию взаимоотношений между экономическими агентами макро-, мезо- и микроуровней на основе принципов индикативного планирования;
• регулирование территориального размещения родственных и поддерживающих производств с учетом сложившегося размещения базовых отраслей национальной экономики;
стимулирование процесса «вытягивания» потенциально конкурентоспособных отраслей и предприятий до уровня конкурентоспособности на основе модели построения экономической стратегии этого процесса (рис. 7.3).
импортных товаров поступает на отечественные рынки, тем больше валюты покидает страну.
Увеличение (уменьшение) спроса на импортные товары приводит к необходимости либо сворачивать, либо развивать отечественное производство. Сворачивание отечественного производства приводит к росту безработицы, усилению миграции, необходимости переподготовки кадров и другим социальным последствиям. Развитие отечественного импортозамещающего производства сокращает перечисленные издержки, но увеличивает издержки, связанные с расширением производства.
Экономическая экспансия выражается в строительстве на территории страны иностранных предприятий с целью проникновения на отечественные рынки. Эти предприятия предоставляют новые рабочие места, сокращая необходимость создания рабочих мест отечественными работодателями. Снижение интенсивности экономической экспансии, наоборот, создает проблему создания новых рабочих мест отечественными работодателями и роста обусловленных этим издержек.
В случае низкого уровня развития конкурентных преимуществ объем работ, связанных с их совершенствованием, достаточно велик. Эти работы требуют привлечения разнообразных материальных, кадровых, финансовых ресурсов. Издержки на осуществление этих функций чрезвычайно велики. Высокий уровень развития конкурентных преимуществ не требует фундаментальных изменений, обусловленных детерминантами «национального ромба».
Наконец, проблема протекционизма. Обычными средствами защиты отечественных производителей от импортной интервенции являются таможенные тарифы. Ввозные пошлины, например, на подержанные импортные автомобили чрезвычайно высоки, что становится дополнением доходной части государственного бюджета (или внебюджетных средств). Однако вступление в ВТО вынуждает отказаться от такого дохода.
Таким образом, уровень конкурентоспособности национальной экономики оказывает существенное влияние на величину общего и душевого ВВП. Поэтому установление приоритетов при решении проблемы повышения конкурентоспособности должно базироваться на прогнозировании возможных изменений (как в положительную, так и в отрицательную стороны) величины ВВП.
Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения страны
Качество жизни может быть определено как обусловленную состоянием социально-экономической сферы страны способность человека в течение биологически возможной продолжительности жизни к активной профессиональной деятельности, к отвечающим его жизненным установкам личным и общественным отношениям, к психологической устойчивости и адаптации к нестабильности жизненных обстоятельств.
Уровень качества жизни оценивается показателем, представляющим собой интегральную оценку частных показателей, которые характеризуют медицинские, личностные и социальные составляющие качества жизни.
Медицинскиепоказатели качества жизни дифференцируются по видам заболеваний. Для оценки этих показателей могут быть использованы различные ранговые шкалы, используемые в международной и отечественной практике.
Личностныепоказатели качества жизни характеризуют психологические особенности человека; его ценностные установки, предпочтения и стратегическую ориентацию; семейные отношения.
Социальныепоказатели качества жизни характеризуют социальный статус человека, его деловую и общественную активность, защищенность личности и прав собственности гражданина.
На уровень качества жизни оказывает влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются экономические условия, складывающиеся в стране, в частности приоритеты инвестиционной политики государства. От выбора этих приоритетов, их ориентации на социальную сферу в конечном счете зависит не только уровень качества жизни отдельного индивида, но и уровень экономической безопасности страны.
В литературе широко обсуждаются проблемы экономической безопасности. В этих обсуждениях превалируют главным образом проблемы защиты страны от экономической экспансии, импортной интервенции, противодействия криминальным структурам. Обсуждаются также экономические аспекты национальной безопасности, нейтрализации последствий техногенной и антропогенной деятельности, терроризма и многие другие проблемы подобного характера. Однако совершенно недостаточно анализируются проблемы «людских ресурсов», или, как это было принято в свое время, так называемого человеческого фактора. В частности, очень мало работ, посвященных исследованию угроз экономической безопасности страны, инициируемых состоянием здоровья нации. В конечном итоге успех обеспечения национальной, в том числе экономической, безопасности страны зависит от дееспособности людей, от объективной возможности решать своевременно, эффективно и качественно сложнейшие технические, организационные, политические и иные проблемы. Если физическое и духовное здоровье нации находится на низком уровне, ожидать формирования и реализации любых программ укрепления безопасности страны не приходится.
В рамках главы невозможно охватить полностью все аспекты проблемы укрепления здоровья нации. Остановимся лишь на таком, казалось бы, частном вопросе, как влияние физического здоровья населения на продуктивность экономической деятельности.
Индикаторы экономической безопасности страны, утвержденные Советом безопасности Российской Федерации, призваны оценивать степень соответствия состояния социально-экономической сферы страны по сравнению с наиболее развитыми странами мирового сообщества. В числе этих индикаторов есть такие, с помощью которых предлагается оценивать состояние социальной сферы, в том числе системы здравоохранения. Наряду с другими предложен индикатор, оценивающий среднюю продолжительность жизни населения страны. Значения этого показателя, достигнутого в Российской Федерации, сравниваются с аналогичными средними значениями, характерными для стран «семерки». По состоянию на 1996 г. средняя продолжительность жизни в Российской Федерации составляла 64 года, что соответствовало 91% от аналогичного показателя по странам «семерки».
Более информативным является показатель средней продолжительности предстоящей жизни. Так, например, по данным пресс-релизов Американского бюро переписи и Национального центра статистики и здоровья США, ребенок, родившийся в 1997 г., может прожить в США в среднем до 76,5 лет, что на 2,9 года дольше, чем человек, родившийся в 1990 г. Другим статистическим показателем, характеризующим качество жизни, является темп роста числа пожилых людей и увеличения их доли в населении страны. По тем же данным, в США людей в возрасте 65 лет в 1990 г. было 34,1 млн. человек, что составляло 12,7% от общего числа жителей. С 1990 по 1997 г. число пожилых людей в США возросло на 2,8 млн. человек.
Вместе с тем приведенные показатели недостаточно информативны для оценки степени угроз экономической безопасности страны, инициируемых состоянием социальной сферы. Продолжительность жизни зависит не только от таких субъективных факторов, как уровень и дифференциация доходов, качество медицинского обслуживания, степень удовлетворения социально-культурных потребностей, уровень преступности, бюджетная политика властных структур всех уровней, экологическая ситуация и др.
На продолжительность жизни влияют и объективные факторы, действующие в условиях конкретной страны. К таким факторам могут быть отнесены: природно-климатические условия, менталитет и национальные традиции, исторические тенденции развития социально-экономической сферы той или иной страны и т. п.
Значительно большей информативностью для характеристики условий обеспечения экономической безопасности страны в числе других обладает индикатор, позволяющий оценить здоровье нации. Экономически состояние здоровья населения страны может быть охарактеризовано величиной потерь в национальной экономике, обусловленных утратой трудоспособности в результате заболеваний работников. Эти потери приводят к уменьшению величины годового валового внутреннего продукта (ВВП).
Проведенные СПбГПУ совместно с Российской военно-медицинской академией (РВМА) исследования позволили разработать методику оценки величины потерь от наиболее распространенных среди населения разных возрастных групп заболеваний. Для оценки величины потерь, возникающих на уровне национальной (региональной) экономики, используется показатель величины неполученного в результате утраты трудоспособности работниками ВВП (ВРП).
Расчет потерь ведется по формуле
гдеРгп — потери, вызванные невыходом на работу в году t в связи с заболеванием вида п работника, относящегося к сегменту г, руб.
(долл. США); да0 — ВВП, приходящийся на одного жителя в базовом году, руб. (долл. США); Dt — число дней в году t; a. — среднегодовой темп прироста ВВП, доли единицы; dn — средняя продолжительность воздействия лечебной системы на пациента по заболеванию вида п, дни; Nnt — число первичных пациентов с заболеванием вида п в году t, чел.; k — коэффициент рецидивов заболевания, доли единицы; k — доля занятых экономической деятельностью в общей численности населения, доли ед.; &г — коэффициент, характеризующий вклад работника, относящегося к сегменту рынка медицинских услуг г, в процесс формирования ВВП, доли ед.
В качестве сегмента рынка медицинских услуг принимается группа потенциальных пациентов, от которых по характеру заболевания, социальному статусу, уровню дохода и другим параметрам можно ожидать примерно однотипной реакции на предложение им альтернативной лечебной системы той или иной категории. Сегментирование рынка медицинских услуг может быть осуществлено с помощью морфологических матриц. Пример такой матрицы приведен на рис. 7.4.
Общая величин потерь от заболевания работников всех сегментов (Pfn) определяется суммированием произведений PlHyNnt по всем сегментам рынка медицинских услуг.
Расчеты по этой методике позволили определить математические ожидания потерь от заболеваний дыхательных путей, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний в 1999 г. по Санкт-Петербургу и Российской Федерации. Для оценки величины этих потерь была проведена возрастная структуризация населения Российской Федерации; выявлена структура трудовых ресурсов; определены среднестатистические данные о продолжительности стационарного и амбулаторного лечения в каждой сфере; издержки, связанные с лечением; другие данные. На основе длительного (в течение более 30 лет) статистического наблюдения, проведенного в РВМА, определены среднестатистические данные о вероятности указанных заболеваний в возрастных группах (рис. 7.5).
Результаты расчетов свидетельствуют о чрезвычайно высокой степени угрозы экономической безопасности страны, которая возникает в результате утраты трудоспособности в период болезни. Так, только в Санкт-Петербурге математическое ожидание потерь составило 1,15 млрд руб. в год, то есть более 1,11% валового регионального продукта. По данным Администрации Санкт-Петербурга, валовой региональный продукт в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом предполагалось увеличить на 1,4% (Программа действий Администрации Санкт-Петербурга, 2000). Таким образом, математическое ожидание потерь от рассмотренных нами видов заболеваний вплотную приближается к планируемому годовому темпу прироста валового регионального продукта.
Кроме расчетов математического ожидания величины потерь нами были проведены расчеты на основе зафиксированных «Петербургкомстатом» статистических данных о числе заболеваний с впервые установленным диагнозом на 100 тыс. человек населения (Санкт-Петербург 1996-1999: статистический сборник, 2000). Результаты этих расчетов показывают, что потери от первичных заболеваний могут составить 1,37 млрд руб. в год (рис. 7.6), а с учетом среднестатистических показателей рецидивирования (повторных обострений заболеваний) — 2,45 млрд. руб. в год, то есть могут превысить 2,5% годового валового регионального продукта. Таким образом, реальные суммарные потери от зафиксированных статистикой заболеваний превысили математические ожидания этих потерь. Иначе говоря, реальность оказалась существенно хуже того, что можно было предположить. И это притом что в наши расчеты не вошли потери от существенно усиливающейся «инвалидизации» населения, потери от несвоевременных летальных исходов заболеваний, а также потери от таких видов заболеваний, как инфекционные и паразитарные, эндокринной системы, костно-мышечной системы и др. Заметим также, что мы смогли принять к расчету только официально зарегистрированных больных. В связи с несовершенной системой выплаты социальных пособий по болезни многие заболевания работниками просто скрываются и не регистрируются. Кроме того, существует категория так называемых скрытых заболеваний. Причинами скрытой заболеваемости являются: ограниченная доступность медицинской помощи; «самоограничивающие» болезни, на которые пациенты часто не обращают серьезного внимания; самолечение; альтернативное лечение; стадия предболезни. Вся эта скрытая заболеваемость остается незамеченной врачами и работниками здравоохранения и нигде не регистрируется. В то время как потери от этой скрытой заболеваемости могут быть не меньше, а значительно больше потерь от официально зарегистрированных заболеваний.
Результаты расчетов потерь только от официально зарегистрированных заболеваний подтверждают вывод о том, что здоровье населения с каждым годом ухудшается.
Величина математического ожидания потерь от рассмотренных нами видов заболеваний для национальной экономики Российской Федерации достигает 43,5 млрд. руб./год, а с учетом средних значений коэффициента рецидивирования приближается к 90 млрд. руб./ год. По данным о величине среднегодового ВВП, опубликованным в (Макроэкономические показатели РФ, 2000), такие потери могут составить около 2% ВВП, то есть приблизиться к планируемым годовым темпам прироста ВВП.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о крайне опасной угрозе экономической безопасности Российской Федерации, которая инициируется весьма тревожным состоянием не только системы здравоохранения, но и всей социальной сферы. Подобная ситуация должна послужить сигналом властным структурам федерального и регионального уровней о настоятельной необходимости коренного пересмотра приоритетов государственной инвестиционной политики. Важнейшим приоритетом бюджетной и инвестиционной политики государства должны стать вложения в людские ресурсы. При этом инвестиционная политика должна быть дифференцирована по сферам собственности: государственной и частной.
Рассмотрим в этой связи некоторые показатели, косвенно характеризующие приоритеты подобной политики на примере структуры бюджета США, и показатели, позволяющие оценить принципы распределения сфер финансирования между государственным и частным секторами.
Основные приоритеты бюджетной политики США за период 1990-2000 гг. характеризовались усилением ее социальной направленности. Это подтверждается изменением структуры расходов в федеральном бюджете. По данным В. Н. Сумарокова (Сумароков В. Н., 1996), эти изменения выглядят следующим образом (% к итогу):
Официальная статистика США к группе «Людские ресурсы» относит следующие программы: «Образование, профессионально-техническое обучение, занятость и социальные услуги», «Здравоохранение», «Медиэкр» (охрана здоровья престарелых), «Страхование дохода», «Социальное обеспечение», «Пособия и услуги ветеранам».
Что касается собственно расходов на здравоохранение, в частности их распределения между государственным и частным секторами, то в мировой практике наблюдаются следующие средние, отличающиеся по странам пропорции: издержки на профилактическое здравоохранение на 100% финансируются государством, издержки на лечебное здравоохранение финансируются в пропорции 30% — государство, 70% — частный сектор (Албегова И. М. и др., 1998).
Инвестирование профилактического здравоохранения отнюдь не означает, что нужно вкладывать средства только непосредственно в лечебные учреждения для проведения диспансеризаций, прививок и других исключительно медицинских форм и методов профилактики. К профилактике заболеваний относится также улучшение среды обитания (природоохранные меры, обеспечение высокого уровня качества водоснабжения, использование прогрессивных методов переработки отходов и др.); широкое распространение технологий, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов; улучшение структуры питания; меры по пропаганде здорового образа жизни; борьба с несанкционированным производством и распространением наркотических веществ и т. п. Так, в результате загрязнения атмосферы и водоемов Санкт-Петербург занимает первое место по стоматологическим и онкологическим заболеваниям. Неблагоприятна также радиологическая обстановка. Радиоактивное загрязнение на открытых территориях сформировалось из-за неконтролируемого поступления радиоактивных веществ, материалов и изделий, применяемых в науке, медицине, промышленности. Специалисты считают, что рост в последние годы онкологических заболеваний является следствием загрязнений 1960-х гг. Не исключено, что через 20-30 лет в Санкт-Петербурге возможен новый взрыв онкологических заболеваний (Глухов В. В., 2000).
Иначе говоря, здоровье нации во многом предопределяется качеством социальной сферы и принятыми властными структурами принципами управления ею. Поскольку основная ответственность за развитие социальной сферы должна стать прерогативой властных структур регионального уровня, приоритетность инвестирования социальной сферы должна рассматриваться в качестве основного направления региональной экономической политики. Предлагаемый порядок формирования инвестиционной политики региона на примере Санкт-Петербурга представлен на рис. 7.7. Следует при этом отметить, что нельзя решать проблемы региональной инвестиционной политики автономно, только в рамках одного отдельно взятого региона. Нужна координация этих политик в сопредельных субъектах Федерации. Создание федеральных округов способствует решению этой задачи. Целенаправленный подход к координации процессов формирования приоритетов инвестиционной политики в рамках округов со стороны полномочных представителей Президента РФ следует рассматривать как главный вклад этих структур в обеспечение национальной, и в частности экономической, безопасности страны.
Национальная экономика Российской Федерации переживает период крупных структурных преобразований. Разрабатываются программы реструктуризации не только отдельных предприятий, но и целых отраслей промышленности. Такие преобразования должны, естественно, способствовать усилению экономической безопасности. Однако при разработке подобных программ нельзя ограничиваться только чисто производственной или военной сферой, инвестируя в первую очередь процессы обновления материально-технической базы, разработки программ развития высоких технологий, телекоммуникаций и другие направления «индустриального» характера. Безусловно, подобные направления деятельности весьма важны для обеспечения национальной и экономической безопасности страны. Но ведь осуществлять эту деятельность должны люди. Все в конечном итоге зависит от их физического и духовного здоровья. Вместе с тем растущая в результате ухудшающегося состояния здоровья нации недееспособность населения страны не позволит эффективно и качественно решить эти проблемы. Огромные потери ВВП, вызванные растущими темпами заболеваний практически всех возрастных групп населения, требуют незамедлительных мер по приоритетному вложению средств в поддержание на высоком уровне людских ресурсов РФ. Только такой подход к бюджетной и инвестиционной политике властных федеральных и региональных структур может обеспечить высокую степень экономической безопасности Российской Федерации.
Важность проблемы изменения структуры инвестиций в пользу людских ресурсов обусловлена и таким объективным фактом, как снижение рождаемости и старение населения.
Эти тенденции присущи практически всем развитым странам. В Западной и Центральной Европе и в Японии коэффициент рождаемости уже упал ниже предела, необходимого для простого воспроизводства населения, точнее ниже 2,1 ребенка на одну женщину детородного возраста. В некоторых богатейших регионах Италии, например в Болонье, коэффициент рождаемости в 1999 г. снизился до 0,8; в Японии он составил 1,3. К концу XXI в. население Италии, которое составляет сегодня 60 млн, может снизиться до 20-22 млн чел.; население Японии, составляющее сегодня 125 млн, упадет до 50-55 млн чел. В Западной и Северной Европе коэффициент рождаемости составляет сегодня 1,5 и меньше. В США этот коэффициент не превышает 2 и устойчиво снижается (Питер Друкер, 2000). Аналогичной тенденции следует ожидать и в России.
Но важна даже не численность населения сама по себе, а соотношение людей разных возрастов в рамках популяции. Количество пожилых людей, достигших традиционного пенсионного возраста, в ряде стран Европы превышает численность молодых людей. Можно прогнозировать наступление повсеместно таких соотношений к середине XXI в.
Исходя из приведенных тенденций старения населения можно предположить, что в производственной сфере будет все больше людей, перешагнувших традиционный пенсионный возраст. По-видимому, правительства развитых стран, в том числе и России, вынуждены будут пойти на увеличение возраста выхода на пенсию. Следовательно, в производственную деятельность будут вовлечены пожилые люди, которые будут выполнять производственные функции на совершенно другой основе: неполный рабочий день, дополнительные отпуска и другие льготы. Если прибавить к этому, что в соответствии с динамикой вероятности заболеваний в зависимости от возраста вероятность практически всех рассмотренных нами заболеваний будет приближаться к 1, можно ожидать существенного увеличения потерь ВВП. Проведенные нами прогнозные расчеты математического ожидания потерь от заболеваний четырех приведенных выше видов на 2010 г. показывают, что эти потери приблизятся только по Санкт-Петербургу к 1,5 млрд. руб. (рис. 7.8). Поясним некоторые исходные положения, принятые для прогноза математического ожидания величины потерь от рассмотренных видов заболеваний на 2010 г.
Возрастная структура населения имеет «волнообразный», неравномерный характер, возрастные группы не равновелики: группы среднего возраста, наиболее продуктивные в экономическом отношении, с одной стороны, больше по величине, чем более молодые и более старые группы. С другой стороны, работники этой возрастной группы обладают наивысшей производительностью труда. Поэтому их вклад в ВВП — наибольший. Одновременно с этим совокупная вероятность заболеваний всех рассмотренных видов в группе работников среднего возраста чрезвычайно возрастает. Одновременное влияние высокого уровня производительности труда и вероятности заболеваний на величину потерь ВВП приводит к появлению на кривой потерь первого пика (рис. 7.8).
Полученные на графике изменения в виде второго пика потерь обусловлены более сложными причинами. С одной стороны, приблизится к 1 вероятность возникновения в прогнозируемой перспективе всех видов рассмотренных заболеваний у работников пожилого возраста. Естественно предположить, что будет более продолжительным и период их выздоровления. Кроме того, прогнозируется рост вклада этих работников в ВВП. Последнее, вероятнее всего, произойдет в связи с тем, что старение персонала приведет к увеличению в составе трудовых ресурсов общего числа работников всех возрастных категорий за счет менее интенсивного ухода пожилых работников на пенсию. Одновременно повысится роль пожилых людей, занятых высококвалифицированными работами как непосредственно на рабочих должностях, так и особенно в менедж рост ВВП. Совокупное влияние указанных факторов приведет к более интенсивному росту ВВП, а следовательно, и более интенсивному росту потерь ВВП, вызванных заболеваниями персонала и связанной с этим утратой на определенный период трудоспособностью. Иначе говоря, недоданного ВВП станет больше.
Таким образом, можно утверждать, что, если не будут приняты экстраординарные меры по существенному улучшению состояния социальной сферы за счет изменения приоритетов инвестиционной политики, наступит катастрофическое состояние здоровья нации. Речь пойдет тогда уже не об укреплении экономической безопасности, а о сохранении нации.