Основные черты смешанной экономики. Роль государства в рыночной экономике
Смешанная экономика - это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.
В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем - рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.
Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель - это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.
Основные черты японской и шведской моделей экономики
Японская модель | Шведская модель |
1. Глобальная цель - высокие темпы экономического роста с последующим достижением социальных результатов. | 1. Глобальная цель- решение социальных проблем. |
2. Государственные планы экономического развития, имеющие рекомендательный (необязательный) характер, но способствующие более пропорциональному и эффективному развитию. | 2. Активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов, создание для этого значительных общественных (государственных) фондов потребления. |
3. Сохранение обычаев и традиций наряду с активным изучением и внедрением передового опыта других развитых стран. | 3. Высокий уровень обеспечения гражданских прав, социальной справедливости. |
Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.
В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.
К предпосылкам рыночных отношений относятся:
- опережающее создание правовой базы рыночной экономики;
- приватизация - разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;
- либерализация ценообразования - переход от жестких государственных цен к свободным рыночным ценам.
Условиями формирования рынка являются:
- постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;
- комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка - товарного, финансового и рынка труда;
-активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры
-создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.
- постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;
- обеспечение со стороны государства социальной защищенности граждан.
Условиями функционирования рынка должны стать:
- свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;
- полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;
- свобода конкуренции, там, где она эффективна;
- свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.
Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.
Цели и методы государственного регулирования
О необходимости государственного регулирования рыночной экономики уже говорилось в главе 5. Государственное регулирование является результатом борьбы двух противоположных тенденций в государственной экономической политике: вмешательства и невмешательства государства в экономику. Необходимость государственного регулирования связана с нарастанием экономических проблем и трудностей, появляющихся в экономически развитых странах с большими масштабами производства и тесным переплетением экономических связей
Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления экономической системы к изменяющимся условиям.
Достижение глобальной цели государственного регулирования -обеспечения стабильности и приспособления к изменяющимся условиям - возможно лишь при достижении конкретных частных целей.
Объектами государственного регулирования являются экономические явления, процессы, ситуации, где возникли проблемы, неразрешимые автоматически рыночным механизмом регулирования и решение которых необходимо для стабильного социально-экономического развития. Объектами регулирования являются такие экономические процессы и условия, как экономический цикл, денежное обращение, ценообразование, концентрация производства, условия накопления капитала, конкуренции, роста занятости, условия найма на работу и социального обеспечения, условия окружающей природной среды и внешнеэкономической деятельности.
В зависимости от важности, первоочередности достижения частные цели занимают определенное место в дереве целей, представляющем собой систему соподчинения конкретных частных целей главной цели. В разные периоды времени для различных экономических ситуаций взаимосвязь и соподчинение конкретных целей между собой может меняться.
Государственное регулирование может осуществляться в двух формах - прямого (административного) и косвенного воздействия наэкономику. При этом используются различные средства (инструменты, методы) государственного регулирования.
К административным средствам относятся меры запрета, разрешения и принуждения. В качестве меры разрешения выступает выдача лицензий на осуществление какой-либо деятельности, а в качестве запрета - отзыв или невыдача лицензии, закрытие предприятий. Меры принуждения чаще всего закладываются в законах государства - государство обязывает предприятия строить очистные сооружения, создавать безопасные условия работы и т.д.
К экономическим методам относятся инструменты, представляющие собой экономические рычаги. Основой косвенных методов является ставка на заинтересованность самого объекта регулирования. Например, домохозяйство само решает покупать ему импортные лекарства, которые подорожали в результате введения импортной пошлины.
Однако вмешательство государство должно вносить ограниченный характер. Наряду с недостатками рынка, существуют и недостатки государственной экономики. Чрезмерное вмешательство государство может сделать экономику не гибкой, не отвечающей потребностям людей, неконкурентоспособной. Поэтому границы вмешательства государства в экономику является вечным актуальным вопросом.
Говоря о государственном регулировании экономики, как правило, имеют следующие виды политик:
• фискальная
• денежно-кредитная
• социальная