Роль государства в рыночной экономике.

Производство общественных благ.

1. Принято различать чистые общественные благаи смешанные обще­ственные блага.Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример - нацио­нальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанного блага - автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки. Поскольку увеличивается соперничество на перегру­женных трассах, постольку неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд на перегруженном участке дороги.

Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к обще­ственным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, го­сударство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлени­ем, как неполнота рынков- ситуацией, когда рынки не в состоянии обес­печить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда из­держки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят ин­дивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государствен­ной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банк­ротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.

2.защита конкуренции

3.сглаживание экономических колебаний

4.политика поддержания доходов

Помимо компенсации фиаско рынка, государство выполняет и такую важнейшую задачу, как правовое обеспечение функционирования ры­ночного механизма.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обес­печить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).

Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуаль­ной собственности, деятельности банковской сферы и других областей эко­номической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стра­не и также улучшает функционирование рынка.

Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.

Теория общественного выбора.

Основной предмет теории общественного выбора - исследование взаимозависимости политических и экономических явлений.В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономи­ческих решений.

... Бюрократическое управление- это метод, при­меняемый при ведении административных дел, результаты которых не име­ют денежной ценности на рынке».1 В этой ситуации не всякое решение, принятое государственными органами, например, законодателями, будет оптимальным с экономической точки зрения. Ведь законодатели - живые люди, и в процессе принятия политических решений их частные интересы будут непременно ими учитываться.

Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни и в биз­несе, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обще­ством, зависит от экономических оценок участников голосования своих зат­рат и выгод в связи с его реализацией.

Политическая система, в ус­ловиях которой принимаются решения, может быть организована в демок­ратических странах в виде прямойи представительной демократии.

Прямая демократияпредполагает, что каждый налогоплательщик по закону имеет возможность проголосовать по любому конкретному вопро­су. В современных странах с развитым рыночным хозяйством осуществля­ется практика не прямой, а представительной демократии:все, имеющие право голоса, периодически избирают своих представителей в законода­тельные органы, а уже избранные законодатели проводят в жизнь те или иные решения, в том числе, связанные с финансированием общественных благ, предоставлением субсидий, введением таможенных тарифов и т. п.

Таким образом, в случае неравномерных затрат и равномерной выгоды будет тратиться больше средств, чем оптимально необходимо.

Возникает явле­ние лоббизма- оказание давления на правительство определенными груп­пами интересов.

Лоббисты ищут не что иное, как политическую ренту(осуществляют «погоню за политичес­кой рентой», в терминах экономической теории). Политическая рента - это получение экономической ренты через политические институтыили, иначе выражаясь, путем политического процесса.

Широкое распространение в условиях представительной демократии получил процесс под названием «логроллинг».Логроллинг - это торговля голосами, когда один индивид (группа, партия) обещает свою поддержку другому индивиду (другой группе, партии) в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку противоположной стороны при голосовании по вопросу, интересующему первую сторону.

3. Фиаско государства.

Причины:

Прежде всего следует еще рассказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами,которое может при­вести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию эконо­мического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информациитакже порождает данное не­гативное явление.

Неравенство в полу­чении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального иг­норирования.Выделенный термин означает уклонение индивидов от уча­стия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, кото­рые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования.

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии),которые, пресле­дуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество го­лосов на следующих выборах.

Следует также отметить несовместимость во времени(несоразмер­ность временных горизонтов) принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов:

Под внутренним лагомпонимают промежуток времени, который про­ходит между моментом возникновения какого-либо экономического явле­ния и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

Лаг признания(распознавания, осознания). Его возникновение свя­зано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время.

Лаг решения.Это время, которое проходит между осознанием про­блемы и принятием конкретного решения.

Внешний лаг- это промежуток времени, который проходит между мо­ментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лагвоздействия. Это период, в течение которого объект государствен­ного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непред­виденных последствий.Суть его заключается в том, что в результате осу­ществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положи­тельной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

4. Государственное регулирование экономики.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской пре­мии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Со­гласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные целиэкономической политики и сформулировать их, что обыч­но делается в терминах максимизации функции общественного благосос­тояния. На их основе определяются целевые показатели(например, пол­ная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оцени­вает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель эконо­мики, которая связывает воедино цели и инструменты.

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген - соответ­ствие между количеством целей и количеством инструментов при проведе­нии экономической политики.

. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налого­во-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что

политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инстру­ментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели ли­нейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называется целевой функцией.

По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемостьцелей означает, что невозможно достижение рас­сматриваемых целей одновременно.

Взаимодополняемыецели макроэкономической политики сочетаются друг с другом.

Нейтральныецели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определен­ного уровня может и не влиять на темпы инфляции.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государствен­ного регулирования.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в эконо­мику.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми эле­ментами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнооб­разны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, за­конов против ограничительной деловой практики (антимонопольных зако­нов) и т. п.

Косвенное вмешательствопредполагает осуществление государствен­ного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.

17. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет.

Все сразу произвести невозможно. Наличие границы производственных возможностей предполагает необходимость выбора в экономике между производством тех или иных товаров. Такой выбор называется технологическим

Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).

Для иллюстрации можно воспользоваться следующим примером, который приводит П. Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ – пушки и масло. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции (см. рис.):

Роль государства в рыночной экономике. - student2.ru

На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации. Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.

Точки A B C D E те состояния в экономике, когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.

В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой, которая оказывается расположенной ближе к началу координат (точка N). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.

Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей (точка М), т.е. выйти за ее рамки на данном уровне развития невозможно.

18. Закон возрастания затрат: при замене пр-ва одного блага пр-вом другого в условиях полного использования ресурсов, альтернативные издержки 2-го блага (выраженные в потерях опред. кол-ва 1 -го блага) возрастают. Этотзакон связан с законом убывающей доходности (производительности), которая устанавливает соотношение между затратами на пр-во и выпуска прод-ции. Более конкретно: закон убывающей доходности относится к выпуску дополн. (предельной) продукции, кот. можно получить последовательно добавляя равные дополнительные единицы изменяющегося фактора (затраты) к неизменному кол-ву др. факторов.

Закон убывающей доходности (также: закон убывающей отдачи, англ.: Law of diminishing returns) — один из фундаментальных экономических принципов, состоящий в том, что в коммерческом предприятии, производительность которого зависит от нескольких независимых ресурсов (например, трудовых, финансовых, земельных и т.п.), затраты на наращивание одного из ресурсов при фиксированном количестве остальных будет с определенного момента приносить все меньшую и меньшую отдачу.

Иными словами, закон убывающей доходности утверждает, что между ресурсами существует взаимосвязь, требующая их соразмерного наращивания при развитии предприятия. Непропорциональный рост вложений в один из ресурсов приводит к снижению отдачи от затрат из-за того, что возможность эффективного использования этого избыточного ресурса сдерживается нехваткой других дефицитных ресурсов.

Убывающая доходность — это основной закон экономики и технологии:

Убывающая доходность — это важная, часто наблюдаемая экономическая и техническая закономерность, но она не имеет универсальной силы. Часто она начинает действовать лишь после добавления значительного количества равных порций изменяющегося фактора. С определенного момента, говорим мы, закон убывающей доходности вступает в силу. (До этого изменяющиеся факторы могли приносить возрастающий дополнительный доход, поскольку мы обнаруживаем, что до определенного момента добавление дополнительных единиц изменяющихся затрат к неизменным затратам вело не к убыванию, а к возрастанию дополнительной продукции)

19.Развитие общественного производства, которое зависит от множества факторов, не является равномерным и непрерывным. В одни периоды рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы – медленнее, иногда наблюдается даже спад. Таким образом, экономическое развитие стран происходит не равномерно, т.е. для него характерна макроэкономическая нестабильность, которая проявляется в безработице и инфляции в форме цикличности развития. Последняя предполагает такой единый процесс развития экономики, в котором закономерно чередуются фазы кризисов и подъемов. Причем общее колебательное движение деловой активности складывается из нескольких составляющих с различными периодами и механизмами колебаний. Этот процесс осуществляется вокруг положения равновесия, которое считается нормальным состоянием экономики. Поэтому циклом можно назвать волнообразные колебания различной длительности вокруг положения равновесия.

экономический цикл (деловой цикл) - это перио­дические колебания уровня деловой активности, представленного ре­альным ВВП

эконо­мический цикл - это повторяющееся через определенные промежутки вре­мени состояние экономики, характеризуемое одними и теми же макроэко­номическими параметрами.

Отдельные экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но все они имеют одни и те же фазы: кризис (спад), депрессия , оживление (подъем, экспансия), пик (бум, вершина цикла).

Роль государства в рыночной экономике. - student2.ru

Кризис- отрезок bc волнообразной линии циклических колебаний; деп­рессия- отрезок cd; оживление-отрезок de; подъем- отрезок еf.

Кризис характеризуется резким сокращением деловой активности – возникает избыток товаров по сравнению со спросом на них со стороны потребителей, что ведет к снижению цен. Поскольку созданные товары не находят сбыта, товаропроизводители сворачивают производство, резко возрастает количество безработных, доходы населения уменьшаются, что вызывает дальнейшее сокращение спроса. В результате множество предпринимателей оказываются неплатежеспособными и терпят крах. Кризис усиливается потерей доверия субъектов рыночного хозяйства друг к другу, потрясениями кредитной системы.

Депрессия.Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается. Инвестиционные процессы практически затухают, хотя про­центные ставки низки, поскольку в условиях пессимистических ожиданий инвесторы не имеют стимулов осуществлять капиталовложения даже при низких значениях ставки процента.

Оживление.Постепенно объемы производства начинают увеличивать­ся, безработица сокращается, оживляются инвестиционные процессы, на­чинается циклическое повышение цен и ставки процента.

Подъем. Экономическая система приближается к своему потенциально­му уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производ­ства и ВВП, практически исчезает безработица, производственные мощно­сти работают с высокой загрузкой, продолжается рост цен и процентных ставок. Растут курсы ценных бумаг

Наши рекомендации