Оценка эффективности системы управления социально-экономическим развитием территорий
Мониторинг – это методика и система наблюдений за состоянием объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять влияние различных факторов. На основе мониторинга возможно внесение корректив в управление объектом или процессом.
Оценка – это исследование происходящих процессов в объекте управления с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития и последующее их сравнение по установленной шкале оценочных параметров (индикаторов) с запланированным результатом.
Результативность – мера достижения результата или степень приближения к нему. Определяется значениями показателей результата
Эффективность – производительность, продуктивность.
В макроэкономическом анализе выпуск товаров и услуг в расчёте на:
единицу затрат
единицу капиталовложений
В органах управления: в расчете на единицу затрат бюджета (бюджетная эффективность)
Виды эффективности управления, актуальные для органов МСУ.
-социальная
-бюджетная
-экономическая
Повышение эффективности бюджетных затрат на решение вопросов местного значения:
-Создание системы учёта потребности муниципальных услуг
-Установление стандартов качества услуг
-Формирование ведомственных программ расходов
-Формирование целевых муниципальных программ
-Реформирование муниципального сектора экономики
-Инвестиционные проекты с участием бюджетных средств
-Вопрос о льготах на муниципальном уровне
Эффективность деятельности администрации муниципалитета в целом и каждого из функциональных подразделений определяется двумя критериями:
-уровнем достижения целей социально-экономического развития, находящихся в сфере компетенции данных органов
-качеством процессов и функций
Развитие территории – это Улучшение качества среды обитания Перспективные условия для бизнеса Рост благосостояния населения Рост конкурентоспособности территории
Управление - Сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на объект управления с целью получения результата
Управление = обеспечение всех элементов управления. Элементы управления: постановка целей
Прогнозирование, планирование, финансирование, учёт, контроль, Регулирование, нормативно-правовое и методическое обеспечение, информационное обеспечение.
Управление в органах местного самоуправления
Что должен сделать управляющий:
-Поставить цели и задачи;
-Определить показатели, индикаторы для оценки;
-Выбрать адекватные инструменты управления;
-Спланировать действия;
-Обеспечить ресурсами;
-Организовать учёт;
-Организовать мониторинг
-Организовать анализ;
-Обеспечить контроль;
-Сделать возможным регулирование;
-Создать «правила игры»;
-Выбрать методику;
-Организовать информационное сопровождение
Определение объекта управления: Земля (в границах собственности), Население, Системы жизнеобеспечения, Ресурсы, Муниципальное имущество, Бюджет, Риски в территории
Социальная стабильность.
Три основных этапа деятельности органов управления:
-Планирование деятельности, ресурсов, результатов
-Исполнение деятельности, ресурсов, результатов
-Отчетность за деятельность, ресурсы, результаты
Необходимо соблюдать последовательность элементов управления и баланса ресурсов. Необходима система показателей/индикаторов для обеспечения мониторинга и оценки. Нет показателя без цели
Показатель «вытекает» из цели: он имеет смысл только в том случае, если проводится анализ стратегии, курса и результатов, которые должны быть достигнуты. Измерение результата является направляющим элементом деятельности органов власти
Показатель – это: характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно- качественное выражение. Требования к показателю:
-Логическое соответствие целям
-Отражение результата деятельности
-Статистически наблюдаем или есть статистическая база для расчёта
-Минимальная зависимость от внешних факторов (органы власти другого уровня, экономические факторы, климат и т.д.)
-Минимальная зависимость от предыдущего развития
Типология показателей результативности:
-Показатель непосредственного результата
-Показатель использования ресурсов
-Показатели, связанные с процессами
Виды показателей:
Базисный: параметр, его значение, по отношению к которому ставятся целевые значения; значение, с которым сравниваются итоговые, а также промежуточные результаты
Интегральный – рассчитанный на основе нескольких показателей, имеющих вес внутри группы. Пример – рейтинги
Требования к показателям
Соотнесенность – должны соответствовать целям и задачам
Четкость и однозначность, простота в понимании и использовании – должен быть четко определен, понятен пользователю, позволяет сразу оценить: произошло улучшение или ухудшение
Сравнимость – в идеальном случае должен обеспечивать сопоставимость во времени и позволять проводить сравнение
Проверяемость – их можно проверить.
Статистическая надежность – должны основываться на надежных системах сбора данных, с возможностью проверки их достоверности
Экономическая целесообразность – важно соблюдать разумное соотношение между затратами на сбор данных и полезностью этих данных.
Индикатор – это ориентирующий показатель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов. Индикатор может выражать два вида значений: Фактическое значение за истекший период и пороговое значение. Пороговое значение подразделяется на значение, прогнозируемое на планируемый период и абсолютный порог (идеальное или оптимальное значение).