Прогнозирование экономического роста и совокупного спроса
Под экономическим ростом принято понимать изменение результатов функционирования экономики и использования ресурсов. Конечной целью экономического роста является рост потребления и благосостояния народа. В масштабе всего общественного производства он характеризует увеличение объема производства товаров и услуг и измеряется как в абсолютных, так и в относительных величинах.
Экономический рост может быть различным. Для характеристики его изменения используется динамика общественного производства, показателями которой являются темпы роста и прироста.
В практике прогнозирования и планирования развития экономики различают и используют годовые и среднегодовые темпы роста и прироста.
Годовые темпы роста рассчитываются как отношение физического объема показателя, характеризующего экономический рост за два определенных года.
Среднегодовые темпы роста (прироста) рассчитываются исходя из темпов роста (прироста) показателя по годам прогнозируемого периода.
Темпы и качество экономического роста зависят от потенциала национального хозяйства и эффективности его использования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.
Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Сущность первого состоит в том, что увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет увеличения использования производственных ресурсов: трудовых, топливно-энергетических, сырьевых, основного капитала. Интенсивный тип экономического роста характеризуется тем, что прирост производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, прогрессивных технологий, т.е. за счет НТП, который способствует уменьшению удельного расхода ресурсов, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции. Следует отметить, что в чистом виде не бывает экстенсивного или интенсивного типа экономического роста. Как правило, имеет место преимущественно интенсивный или экстенсивный тип.
Существенное влияние на экономический рост, его темпы и качество оказывают следующие факторы: количество и качество природных и трудовых ресурсов; размеры основного капитала; НТП и совокупный спрос общества. Все эти факторы взаимосвязаны.
К факторам экономического роста следует отнести и экономическую политику государства.
При прогнозировании и планировании экономического развития по методологии, базирующейся на марксистской теории расширенного воспроизводства, для расчета макроэкономических показателей разрабатывался баланс народного хозяйства, включавший в себя ряд разделов (важнейших сводных балансов).
Научное прогнозирование спроса необходимо для выработки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами народного потребления.
Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управления экономикой.
На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государственного воздействия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах как в текущем периоде, так и в перспективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне.
На микроуровне прогнозы спроса разрабатываются как торговыми организациями, так предприятиями-потребителями и изготовителями.
Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса. Различия целей отдельных видов прогнозов временного аспекта придают каждому из них специфические особенности. Так, краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерческих решений. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на месяц, квартал, год. Они должны отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании определяется довольно широкий круг показателей (совокупный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структура и т.д.).
При разработке среднесрочных прогнозов учитываются сложившаяся структура, возможности производства и влияние инвестиций на развитие производственной деятельности. В течение 3—5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно определить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.
Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Особенностью долгосрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обусловливает необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся структурой производства. Напротив, сам долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производства товаров и торговли.
Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.
Для повышения точности прогнозов необходимо применять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.
Поскольку спрос выступает в качестве определяющего фактора при принятии решений о производстве или импорте того или иного вида продукции, он должен изучаться как внутри страны по регионам, так и на мировом рынке.
Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:
• комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;
• анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных товарах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;
• выбор методов прогнозирования;
• осуществление прогноза спроса;
• оценка надежности прогноза;
• определение перспектив развития спроса населения;
• разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.
Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда факторов, определяющих спрос.
Для осуществления прогнозных расчетов необходима следующая исходная информация:
• сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозируемом периоде, количестве городских и сельских жителей;
• динамика спроса и предложения;
• данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;
• балансы денежных доходов и расходов населения;
распределение населения по размеру доходов
• бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;
•данные специальных единовременных выборочных обследований запасов предметов длительного пользования у населения, доходов и расходов;
• сведения об индексах потребительских цен (общих и индивидуальных — по конкретным товарам), соотношение внутренних и мировых цен;
• данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров;
•рекомендуемые нормы и фактическое потребление важнейших продуктов питания и товаров на душу населения;
• изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозируемом периодах;
• доля расходов населения на продовольственные, непродовольственные товары, отдельные группы товаров в предшествующие периоды.
На начальном этапе прогнозирования выявляются тенденции изменения спроса.
При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления.
Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с учетом корректировки норм потребления. Для этого фактическое потребление на душу населения анализируется по периодам и сопоставляется с рекомендуемыми нормами. Выявляются тенденции потребления продукции, темпы падения или увеличения спроса, причины его изменения. Затем с учетом влияния факторов, прежде всего изменения доходов населения и потребительских цен, определяется реальное потребление на душу населения в прогнозируемом периоде.
Прогнозы спроса по важнейшим товарам разрабатываются для анализа и прогнозирования состояния товарных рынков и выработки рекомендаций о мерах государственного воздействия на эти рынки, а также обеспечения заинтересованных организаций информацией о динамике спроса.