Пути активизации экономического роста в Республике Беларусь

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.

Для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем.

Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза и составит не менее 80% от зарплаты в сопредельных европейских странах. Основной для этого станет рост ВВП в 1,62–1,68 раза, производительности труда в 1,63–1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39–1,45 раза, промышленности в 1,54–1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21% в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9–1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест. [14]

На обеспечение высоких темпов роста ВВП в долгосрочной перспективе должна работать налогово-бюджетная, кредитно-денежная и ценовая политика. Это будет содействовать финансовому оздоровлению предприятий реального сектора, созданию нормального делового и инвестиционного климата в стране, обеспечению благоприятных стимулирующих условий ускорения воспроизводственных процессов.

Необходимо увеличить число предприятий пятого и шестого технологического уклада. Для этого должна развиваться инновационная инфраструктура – технопарки, инновационные центры и центры трансфера технологий. Инновационное развитие экономики – одно из наиболее актуальных особенностей развития республики. Если в прошлой пятилетке в республике было построено 185 предприятий, то в текущей предстоит создать более 220 новейших предприятий, основанных на современных технологиях.

Достижение прогнозных параметров в текущей пятилетке предусматривает решение следующих задач:

– ускорение структурной перестройки и реструктуризация предприятий за счет приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости, а также прогрессивных видов услуг;

– создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы, организации малых и средних частных предприятий, усиления роли частного капитала в модернизации экономики;

– повышение эффективности управления государственной собственностью, формирование механизмов государственно-частного партнерства;

– структурная диверсификация экономики на основе интегрированных корпоративных структур;

– активизация инвестиционных процессов, направленных на создание новых и модернизацию действующих рабочих мест, обладающих высокой производительностью, в том числе за счет увеличения доли внешних инвестиций;

– создание механизмов мотивации эффективной работы предприятий и повышения ответственности работников за результаты труда;

– формирование новой профессионально-кадровой структуры, соответствующей потребностям новой экономике;

– расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем на своей территории.

Глава государства А.Г. Лукашенко, выступая перед депутатами Национального собрания в январе 2011г., определил следующие первоочередные задачи:

– провести структурную перестройку экономики. С одной стороны, это модернизация действующих предприятий и создание принципиально новых производств и секторов, выпускающих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, а с другой – принятие радикальных мер к хронически убыточным предприятиям;

– ликвидировать диспропорции во внешней торговле. К 2014г. важно выйти на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Для этого необходимо повысить энергоэффективность производства до уровня развитых стран, снизить материалоемкость продукции, заниматься импортозамещением;

– раскрепостить деловую инициативу и создать благоприятный бизнес-климат в Беларуси. [15]

В будущем модель роста должна будет опираться на существенный рост производительности в результате структурных реформ в условиях макроэкономической стабильности. Макроэкономическая корректировка, которая эффективным образом решает проблему источников внешних дисбалансов в Республике Беларусь, критически важна и необходима, но является недостаточным условием для достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. Экономика столкнулась с

вызовами, которые выходят за рамки макроэкономической проблемы адекватного финансирования внешних дисбалансов страны: (1) как произвести

перераспределение трудовых ресурсов и капитала в пользу сегментов экономики с высокой производительностью; (2) как осуществить реструктуризацию сектора государственных предприятий; и (3) как поддержать недостаточно развитые частный сектор и сектор услуг. Успешно решив эти задачи, Республика Беларусь даст стимул конкурентоспособным сегментам экономики и раскроет неиспользованный потенциал для экономического роста. Это также уменьшит зависимость экономики от поставок энергоносителей из Российской Федерации по сниженным ценам и позволит ей подняться вверх в цепочке создания стоимости в рамках мировой интеграции. Учитывая благоприятное географическое положение и наличие квалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, Республика Беларусь могла бы осуществить реструктуризацию экономики, диверсифицировать экспорт и повысить благосостояние населения. Параллельно следует укреплять систему социальной защиты с тем, чтобы она более эффективно выполняла функции автоматических стабилизаторов, обеспечивая защиту наиболее уязвимых слоев населения. [10, С. 3-4]

Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране, что позволит повысить качество жизни населения страны и приблизит к заподноевропейскому уровню социальных параметров.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1 Под экономическим ростом подразумевается увеличение реального объема выпуска в экономике. Для характеристики динамики объем производства используют показатель темпов его роста, представляющий собой выраженное в процентах отношение величины изменения реального выпуска, происшедшего за один год, к его первоначальному значению. Экономический рост ценен не сам по себе, а как основа повышения благосостояния населения. Поэтому часто для оценки экономического роста используется рост реального ВВП в расчете на душу населения.

2 Экономический рост называется экстенсивным, если осуществляется за счет количественного увеличения факторов производства при неизменном качестве. Интенсивный рост происходит за счет качественного совершенствования факторов производства и технологии, т. е. осуществляется не путем увеличения объемов затрат ресурсов, а в результате роста отдачи от них.

3 Способность экономики к росту зависит от множества факторов, которые группируют в соответствии с типами экономического роста. К экстенсивным факторам относят рост затрат капитала, труда, к интенсивным – технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствования управления производством и т. д., т. е. все, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования.

4 В теоретических моделях экономического роста главной задачей является определение условий, обеспечивающих равенство совокупного спроса и совокупного предложения в развивающейся экономике и совместимость динамического равновесия с полной занятостью.

5 Модель Е. Домара и Р. Харрода сходны по содержанию. В модели Р.Харрода норма уравновешенного роста также зависит от определенного соотношения роста национального дохода и инвестиций. Поэтому в литературе часто обе модели называют моделью Харрода-Домара. Однако между ними существуют и важные различия. В модели Домара для определения нормы роста инвестиций, обеспечивающей необходимый рост национального дохода, используется мультипликактор. Модель Харрода включает эндогенную функцию инвестиций (в отличии от экзогенно заданных инвестиций у Домара) и определяет норму сбалансированного роста на основе принципа акселератора и ожиданий предпринимателей. Неустойчивость экономического роста в модели Харрода-Домара вытекает из трех ее исходных предпосылок: невзаимозаменяемости факторов производства, жесткости цен на них и экзогенно заданной нормы сбережений. В неоклассических моделях устойчивый рост при экзогенной норме сбережений существует в результате взаимозаменяемости факторов производства и гибкости их цен.

6 В модели Р. Солоу показано, как связаны между собой рост запасов капитала, рабочей силы и улучшение технологии и как они воздействуют на объем выпуска. При этом темп экономического роста в отсутствии технологического прогресса определяется темпом прироста трудовых ресурсов. Изменение нормы сбережений меняет только капиталовооруженность и производительность труда, оставляя в длинном периоде темп равновесного роста постоянным. При отсутствии технического прогресса максимальный рост потребления на душу населения достигается тогда, когда предельная склонность к сбережению равна эластичности выпуска по капиталу.

7 Устойчивый экономический рост любой страны должен быть основан на существующей объективной реальности экономики и политики и являться отражением долгосрочной программы социально-экономического развития страны как главной ее составной части. Основной целью экономического роста страны является «увеличение объемов производства благ и услуг, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни». Государство как субъект рынка должно проводить политику по стимулированию экономического роста, для того чтобы обеспечить развитие национальной экономики по важнейшим отраслям. Эта политика государства должна быть скоординирована с бюджетно-налоговой, кредитной и другими видами экономической политики. Эта взаимосвязь необходима, так как именно она сможет обеспечить достаточную устойчивость страны как сложной социостемы в условиях рынка, чтобы добиться экономического роста.

8 В результате макроэкономических кризисов последних лет в модели экономической политики Республики Беларусь, в которой центральную роль играет государство, были выявлены глубокие структурные ограничения. Учитывая преобладание государственных предприятий, частный сектор, и особенно малые и средние предприятия, по-прежнему играет второстепенную роль. Сохраняется зависимость экономики от энергоемких и ресурсоемкого экспорта. При этом темпы роста производительности в неэнергетических секторах не увеличиваются, особенно в секторе государственных предприятий.

9 Реализация предусмотренных мер Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране, что позволит повысить качество жизни населения страны и приблизит к заподноевропейскому уровню социальных параметров.

Наши рекомендации