Мексиканская геополитика
В 30-40-х годах XIX в. Мексика потеряла свои северные территории, которые отошли к США после Техасского восстания и американо-мексиканской войны. По сути, США получили все земли к северу от Рио-Гранде и пустыни Сонора. США не стали проводить этническую чистку на этих территориях: их население осталось на месте, постепенно к нему добавились новые поселенцы-американцы не испанского происхождения. Граница исторически была проницаема, через нее беспрепятственно могли проходить как американские, так и мексиканские граждане. Как я уже говорил, была создана классическая приграничная территория с четкими политическими, но весьма запутанными и невнятными культурными границами.
Положение Мексики никогда не позволяло ей попытаться обратить американских завоевателей вспять. Мексиканцы привыкли думать, что у них нет выбора, кроме как жить дальше после потери северных земель. Даже во время американской Гражданской войны, когда юго-запад был сравнительно незащищен, мексиканцы не предприняли никаких действий в этом направлении. В правление императора Максимилиана Мексика оставалась слабой и разобщенной. Для каких-либо действий у страны не хватало ни воли, ни силы. Когда во время Первой мировой войны немцы обратились к Мексике с предложением создать альянс против США с целью возврата земель Северной Мексики, мексиканцы ответили отказом. СССР и кубинцы, попытавшись создать в Мексике прокоммунистическое движение, чтобы угрожать южным границам США, потерпели фиаско. Мексика не могла выступить против США, и даже иностранным державам не удавалось вовлечь ее в это, поскольку Мексика была не в состоянии мобилизоваться.
Так происходило вовсе не потому, что в Мексике отсутствовали антиамериканские настроения. Эти настроения на самом деле укоренились очень глубоко, чего и можно ожидать, принимая во внимание историю отношений между двумя странами. Однако, как мы видели, настроения мало связаны с реальными возможностями. Мексиканцы были поглощены собственным фракционным регионализмом и политическими проблемами. Они также понимали бесполезность притязаний по отношению к США.
После 1848 г. великая стратегия Мексики была проста. Во-первых, ей нужно было поддерживать внутреннюю сплоченность, которой угрожали регионализм и бунты. Во-вторых — обезопасить себя против любого иностранного вмешательства, особенно со стороны США. В-третьих — получить назад земли, отвоеванные США, и, наконец, занять место США как доминирующей силы в Северной Америке.
В своих геополитических целях Мексика никогда не заходила дальше первого пункта Со времен американо-мексиканской войны она просто пыталась сохранить внутреннюю целостность. После поражения Мексика потеряла равновесие и так никогда и не обрела его. В прошлом это происходило за счет американской политики, которая способствовала дестабилизации, однако особенно ослабило Мексику то, что она находилась рядом с динамически развивающимся гигантом. Силовое поле, созданное США, всегда формировало мексиканскую реальность сильнее, чем это делал Мехико.
В XXI в. когда-то дестабилизирующее соседство с США превратилось в уравновешивающую силу. Америка все еще будет влиять на Мексику, однако отношения между двумя странами будут развиваться таким образом, что Мексика станет реально сильнее. К середине XXI в., по мере того как возрастет экономическая мощь Мексики, станет неизбежен и подъем мексиканского национализма, который, учитывая геополитические реалии, проявится не только в национальной гордости, но и в антиамериканских настроениях. Из-за американских программ, созданных для вытеснения мексиканских иммигрантов из США, в то время как в Мексике падает рождаемость, США обвинят в проведении политики, которая вредит экономическим интересам Мексики.
Напряжение между США и Мексикой никогда не ослабевало. В 40-х годах XXI в. ситуация будет отличаться лишь в силу того, что мощь Мексики возрастет и, следовательно, увеличится ее уверенность и настойчивость. При сравнении сил двух стран преимущество останется за США — хотя и не настолько подавляющее, как полувеком ранее, однако к 70-м годам и это изменится. Мексика перестанет быть страной-инвалидом и превратится в крупную региональную державу, чего США, однако, не заметят. Во время войны в середине XXI столетия Вашингтон будет рассматривать Мексику лишь как потенциального союзника японо-турецкой коалиции. А когда подозрения окажутся беспочвенными, Вашингтон потеряет к Мексике всякий интерес. В эйфории и экономическом росте, который последует после войны, США будут сохранять традиционное безразличие к проблемам Мексики.
Правда, через какое-то время США, заметив, что Мексика начинает представлять угрозу, очень встревожатся тем, что происходит как внутри Мексики, так и среди мексиканцев на территории США, однако успокоятся в уверенности, что смогут навязать Мехико любое разрешения ситуации по собственному желанию. Напряжение между Мексикой и США, которое до сих пор не всплывало на поверхность, будет нарастать по мере усиления Мексики. США станут считать, что укрепление экономики южного соседа способствует стабилизации как Мексики, так и ее отношений с США, а поэтому и дальше будут поддерживать быстрое экономическое развитие Мексики. По сути, мнение американцев о Мексике как о государстве-клиенте останется неизменным.
К 80-м годам XXI в. США все еще будут самым сильным государством в Се верной Америке. Но, как американцы будут осознавать снова и снова, даже очень сильный — не значит всемогущий. Закрывая глаза на этот факт, США могут быстро растерять свою мощь. В это время перед американцами встанет новая проблема, однако на этот раз она будет гораздо сложнее и тоньше, чем то, с чем они столкнулись во время войны в середине XXI века.
Никто из сторон не начнет планировать конфронтацию, поскольку у США не будет интересов в Мексике, а мексиканцы не станут питать иллюзий о том, насколько они сильны по сравнению с США. Однако противостояние органично вырастает из геополитической реальности двух стран. В отличие от большинства подобных региональных конфликтов, в данный конфликт будут вовлечены мировой гегемон и его сосед-выскочка, а призом победителя будет центр притяжения международной системы — Северная Америка. Конфронтацией будут управлять три фактора:
1. Мексика станет одной из важнейших экономических держав глобального масштаба. Занимая в начале XXI в. лишь 14-е или 15-е место по уровню экономического развития, к 80-м годам она твердо укрепится в рядах первой десятки. С населением в 100 миллионов человек она превратится в силу, с которой будут считаться во всем мире, за исключением южной границы США.
2. В 70-х годах XXI в. США столкнутся с очередным витком кризиса, который достигнет кульминации во время выборов 2080 г. Новые технологии в сочетании с рационализацией демографической кривой снизят потребность в новых иммигрантах. Власти начнут настаивать на возвращении на родину, в Мексику, временных иммигрантов даже в том случае, если эти люди приехали в США около 50 лет назад и уже обзавелись детьми и внуками. Следует отметить, что многие из них все еще будут заниматься черной работой. Таким образом, США начнут выдавливать давних поселенцев обратно в Мексику, загружая ее экономику самыми нежелательными работниками, которые к тому же многие годы были жителями США.
3. Несмотря на это, повернуть вспять массовое переселение людей на приграничных территориях не удастся. Доминирование мексиканцев (как граждан, так и не граждан США) будет постоянным. Те части Мексики, которые были оккупированы США в 40-х годах XIX столетия, с культурной, социальной и во многих смыслах политической точки зрения вновь станут мексиканскими. Политика репатриации временных работников станет, по мнению американцев, законным процессом, однако мексиканцы будут считать ее этнической чисткой.
В прошлом Мексика вела себя достаточно пассивно перед лицом перемен в американской политике. Однако по мере того, как в 70-е годы XXI в. иммиграция станет главной проблемой США, или, иными словами, основным пунктом, вокруг которого будут вращаться выборы 2080 г., Мексика начнет вести себя беспрецедентным образом. Кризис в США и взросление мексиканской экономики совпадут и приведут к быстрому росту напряженности. Основной социальный и экономический сдвиг в США (который, к сожалению, затронет мексиканцев, живущих там) и крупнейшее перераспределение населения юго-западной части Америки приведут к кризису, который нелегко будет разрешить с помощью американских технологий и власти.
Кризис начнется как внутреннее дело Америки. США — демократическое общество, и в больших регионах страны англоязычная культура уже не будет доминировать. США станут страной двух культур, как Канада или Бельгия. Вторая культура не будет формально признана, однако она будет реально существовать, представлять собой не просто культурный феномен, а четко определенную географическую реальность.
Бикультурализм это проблема, если его игнорировать, как происходит, когда доминирующая культура отвергает идею его формализации, вместо этого пытаясь сохранить статус-кво. А особенно сложной проблемой бикультурализм становится, когда доминирующая культура начинает предпринимать шаги к уничтожению культуры меньшинства. И если культура меньшинства является, по сути, продолжением страны-соседа, которая считает, что ее граждане заселяют когда-то украденную у нее территорию, ситуация может стать взрывоопасной.
К 70-м годам XXI в. мексиканцы и лица мексиканского происхождения будут составлять доминирующую часть населения по крайней мере на две сотни километров к северу от американо-мексиканской границы в Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексико и Техасе, а также на значительной части земель «мексиканской уступки». Обстановка в этом регионе будет отличаться от ситуации в других районах страны с большим количеством иммигрантов. Скорее, как бывает на приграничных территориях, он станет с культурной и во многих смыслах экономической точки зрения расширением Мексики в северном направлении. Во всех смыслах, кроме юридического, граница передвинется к северу.
Эти поселенцы не будут пеонами, лишенными гражданских прав. Экономический рост Мексики и взрывное развитие американской экономики в 50-60-х годах приведут к тому, что поселенцы будут достаточно обеспеченными людьми. Кроме того, они станут способствовать торговле между США и Мексикой, то есть одному из самых прибыльных видов деятельности в конце XXI в. Эта группа будет доминировать не только в местных политических органах, но и в правительствах своих штатов (Аризоны и Нью-Мексико) и в большей части органов управления Калифорнии и Техаса. Только размер двух последних не позволит иммигрантам контролировать их полностью. В США появится субнациональный блок, вроде Квебека в Канаде.
По достижении определенной критической массы географически близкая группа населения приобретает уверенность в себе как отдельная величина внутри страны. Точнее, она начинает считать регион, в котором доминирует, особенным, и стремится добиться признания своих требований, основанных на этом статусе. Родственные связи в соседней стране заставят часть этой группы ощущать свою принадлежность к ней и считать, что они живут под иностранным владычеством. А по ту сторону границы, в соседнем государстве, может возникнуть движение за аннексию этой территории.
Данная проблема расколет блок американских мексиканцев. Одни его представители будут считать себя в первую очередь американцами. Другие станут нехотя разделять эти проамериканские настроения, но при этом думать, что находятся в Америке на уникальном положении, и просить законного признания этого статуса. Третью, самую немногочисленную, группу составят сепаратисты. Такое же распределение начнет наблюдаться и в Мексике. Важно помнить, что в 30-х годах XXI в. нелегальная иммиграция в США практически прекратится, поскольку приток мигрантов получит поощрение на уровне национальной политики. Часть людей по обе стороны границы будут считать проблему чисто американской и постараются не иметь с ней ничего общего до тех пор, пока она не мешает мирным экономическим отношениям с Мексикой. Однако найдутся и те, кто станет считать демографические проблемы в США поводом к пересмотру отношений Мексики и США. В обмен на политику «руки прочь от миграции» кто-то захочет, чтобы США пошли на уступки Мексике в других вопросах. А меньшинство будет поддерживать аннексию. Между Вашингтоном и Мехико развернется сложная политическая борьба, и каждая сторона будет манипулировать ситуацией по другую сторону границы.
На выборах победит большое количество сенаторов и представителей мексиканского происхождения. Многие из них станут воспринимать себя не законодателями, волей случая имеющими мексиканское происхождение и при этом представляющими свои штаты, а скорее, представителями мексиканского сообщества, живущего на территории Соединенных Штатов Америки. Подобно Parti Quebecois [6]в Канаде, они будут считать регионы своего проживания представительством конкретной нации, живущей в США. Региональный политический процесс начнет отражать эту новую реальность. Возникнет Partido Mexicano [7], которая будет посылать своих представителей в Вашингтон как отдельный блок.
Такое состояние дел ускорит полное изменение политики иммиграции в 70-х годах XXI в. и выборы, которые пройдут в 2080 г. Кроме демографической потребности переоценки иммиграционной политики 30-х годов XXI в., сам процесс пересмотра приведет к радикализации юго-запада страны. Обострение ситуации, в свою очередь, испугает остальных американцев и приведет к росту антимексиканских настроений. По большей части люди будут бояться, что результаты Техасской революции и американо-мексиканской войны, остающиеся в силе уже более двух столетий, могут быть пересмотрены, что вызовет в США враждебность как к американским мексиканцам, так и к Мексике.
Этот страх не будет иррациональным. Юго-запад США — это оккупированная территория, на которую американские поселенцы стекались с середины XIX в. по начало XXI в. С начала XXI столетия поток мексиканских переселенцев начал менять направление, и новые иммигранты из Мексики присоединяются к тем мексиканцам, которые никогда отсюда не уезжали. Таким образом, движение населения повернуло вспять социальную реальность, навязанную в XIX в. военным путем. Американцы принудительно создали военно-политическую реальность и затем сформировали подходящую к ней демографическую. Мексиканцы, больше за счет американской политики, чем чего-либо еще, создадут новую демографическую реальность и займутся обсуждением нескольких вариантов: попытаться ли повернуть вспять навязанную Америкой военно-политическую реальность; создать новую, уникальную реальность или принять то, что существует здесь и сейчас. Американцы начнут размышлять о том, стоит ли развернуть вспять демографическую ситуацию и вернуть население в государственные границы.
Однако все эти разговоры будут вестись в контексте прежних границ. Границы не изменятся лишь потому, что мексиканцы по обе их стороны говорят об этом, подобно тому, как демографическую реальность не поменять одним лишь желанием американцев. Границу будет укреплять мощнейшая политическая и военная сила — Вооруженные силы США. Мексиканское население земель «мексиканской уступки» пустит глубокие корни в экономической жизни Соединенных Штатов. Если убрать мексиканцев — возникнет всеобщая нестабильность. Статус-кво будут поддерживать влиятельные силы, и не менее влиятельные — противостоять ему.
Сильнейшая отрицательная реакция остальной части США запрет границу и усилит напряжение. По мере того как промексиканские настроения будут все больше накаляться, то же самое произойдет и с проамериканскими. Разногласия в сообществах американских мексиканцев по всей стране будут все менее заметны. В Мексике о США начнут судить по высказываниям более радикально настроенных политиков из Вашингтона, а некоторые достаточно разумные и осуществляемые с лучшими намерениями попытки отдельных политиков прийти к умеренному компромиссу будут считаться предательством фундаментальных интересов одной или другой стороны, а иногда и обеих сразу. Фундаментальные геополитические споры редко можно разрешить с помощью разумного компромисса — стоит вспомнить хотя бы арабо-израильской конфликт.
На фоне подобного развития событий граждан Мексики, живущих в США по временным визам, выданным многие десятилетия назад, заставят вернуться на родину, вне зависимости от того, сколь долго они прожили в Америке. США развернут на мексиканской границе усиленные устройства слежения — не для того, чтобы не пускать иммигрантов, поскольку к этому моменту уже никто не будет пытаться пробраться сюда, а чтобы вбить клин между Мексикой и этническими мексиканцами в США. Эти шаги будут представлены как мера безопасности, однако на самом деле они окажутся методом насаждения реальности, созданной еще в 1848 г. Подобные шаги будут, естественно, раздражать мексиканцев по обеим сторонам границы, подогревать настроения радикалов и представлять угрозу для жизненно важной торговли между двумя странами.
Внутри Мексики будет расти политическое давление, заставляющее правительство страны отстаивать свои права. В Мексике возникнет фракция, стремящаяся аннексировать оккупированный район, вернув Мексике американские завоевания 1848 г. Это будет не малочисленная группа радикалов, а крупная, едва ли не доминирующая фракция политиков. Часть политиков начнет требовать, чтобы США сохранили контроль над регионами в границах «мексиканской уступки» и защитили права мексиканцев, проживающих на территории США, в особенности прекратили изгнание мексиканцев, вне зависимости от статуса их визы. Группа, стремящаяся к сохранению статуса-кво — под руководством бизнеса, которому выгодна стабильность, — будет постепенно слабеть. Призывы к аннексии завершатся требованием региональной автономии.
Враждебные мексиканцам элементы в США используют радикализацию мексиканской политики для заявлений, что эта страна стремится вмешаться во внутренние дела Америки и даже захватить юго-запад, к чему самые радикально настроенные мексиканцы действительно будут призывать. Это, в свою очередь, оправдает требования американских экстремистов о введении еще более драконовских мер, в том числе депортации всех этнических мексиканцев, независимо от гражданского статуса, и завоевании Мексики в случае сопротивления ее правительства. Риторика на границах будет подпитывать себя, управляя этим процессом.
Давайте проиграем ситуацию дальше, представив себе, как может разворачиваться данный конфликт, однако не будем забывать и о том, что в нашей власти — только воображать его подробности.
В 80-х годах XXI в. в Мехико начнутся антиамериканские демонстрации. Они также пройдут в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Хьюстоне, Сан-Антонио, Фениксе и других городах на приграничных территориях, которые станут по большей части мексиканскими. Их основной причиной будет являться нарушение прав этнических мексиканцев, получивших гражданство США. Однако будут и те, кто выйдет на улицы с требованием аннексии территорий в США, где преобладает мексиканское население. Небольшая радикальная фракция мексиканцев в США начнет проводить диверсионные акты и мелкие террористические акты в региональных государственных учреждениях. Эти террористические акты, не имеющие поддержки ни правительства Мексики, ни правительств штатов, где доминируют мексиканцы, ни большинства мексиканцев по обе стороны границы, будут восприниматься как первые признаки бунта и отделения региона. Американский президент, под сильным давлением требований взять ситуацию под контроль, привлечет к защите федеральной собственности в этих штатах Национальную гвардию, объявив о том, что она будет подчиняться федеральному правительству.
В Нью-Мексико и Аризоне губернаторы, однако, будут продолжать утверждать, что национальная гвардия отчитывается перед ними, и откажутся выполнять приказ о ее подчинении федеральному правительству. Вместо этого они прикажут Национальной гвардии защищать федеральные учреждения, однако при этом будут настаивать, чтобы ее силы остались под контролем штата. Подразделения гвардии в этих штатах (по большей части мексиканские) останутся в подчинении губернаторов. В конгрессе потребуют, чтобы это признали неповиновением. Президент будет сопротивляться, но попросит конгресс позволить проведение мобилизации американских войск в этих штатах, что приведет к прямой конфронтации между Национальной гвардией и подразделениями вооруженных сил США.
По мере того как ситуация начнет выходить из-под контроля, проблема усугубится, когда президент Мексики (который больше не может противостоять требованиям совершить какие-нибудь решительные шаги) мобилизует мексиканскую армию и пошлет ее на север к границе с США. Его будет оправдывать то, что вооруженные силы США уже мобилизованы вдоль мексиканской границы и он хочет предотвратить беспорядки и осуществлять согласованные с Вашингтоном действия. На самом деле причина будет лежать глубже. Президент Мексики начнет опасаться, что американская армия возьмется за мексиканцев (граждан США, держателей зеленых карт и тех, кто находится там по визе) в этих районах и заставит их перейти мексиканскую границу. Мексика не захочет, чтобы ее накрыло волной беженцев. Кроме того, президента Мексики будет страшить перспектива, что в США мексиканцев лишат ценной собственности.
После мобилизации мексиканской армии американские военные будут приведены в полную боевую готовность. Вооруженные силы США не привыкли поддерживать порядок среди враждебно настроенного мирного населения, особенно среди граждан США. Однако они прекрасно умеют нападать на армии врага и уничтожать их. Поэтому военно-воздушные силы и наземные войска США сосредоточатся на возможности конфронтации с многочисленными войсками, стянутыми к мексиканской границе.
Ситуация разрядится встречей двух президентов, после которой станет понятно, что на самом деле ни один из них не хочет войны. В реальности никто из власть имущих не захочет развертывания кризиса на юго-западе США. Однако проблема останется: в ходе этих переговоров, как бы обе стороны ни хотели возврата к докризисному статус-кво, на деле, президент Мексики будет высказываться от имени американских граждан мексиканского происхождения, живущих в США В снижении напряженности сыграет свою роль обсуждение статуса мексиканцев на землях «мексиканской уступки». К тому моменту, как дискуссия свернет к ослаблению кризиса, уже решится вопрос, кто будет представлять мексиканцев на территории «мексиканской уступки», а именно — президент Мексики.
Хотя кризис 80-х годов XXI в. пойдет на убыль, проблема, вызвавшая его, так и не разрешится. На карту будут поставлены приграничные территории, и в то время как у мексиканцев не хватит сил навязать военное решение проблемы, американское правительство не сможет справиться с нею политическим путем. Введение американских войск в регион и его дальнейшее патрулирование (как будто это зарубежная страна) изменит его статус в глазах общественности. То, что Мексика будет вести переговоры от лица жителей этого региона, укрепит предубеждение. Радикальное сепаратистское движение на данных территориях, финансируемое мексиканскими националистами, будет и дальше усугублять ситуацию, особенно когда отдельные террористические группы начнут осуществлять случайные взрывы и похищать людей — не только на землях «мексиканской уступки», но и по всей территории США. Вновь возникнет вопрос мексиканского завоевания. Регион все еще будет частью США, однако многие начнут вслух обсуждать вопрос о его лояльности.
Изгнание десятков миллионов человек — не вариант, это невозможно с точки зрения логики и будет иметь разрушительные последствия для США. Однако в то же время исчезнет ощущение, что люди мексиканского происхождения являются простыми гражданами США. Многие уже не будут считать себя таковыми, как и жители остальных американских штатов. Политическая ситуация начнет приобретать все большую радикальность.
Приблизительно к началу 90-х годов XXI в. мексиканские радикалы станут причиной возникновения нового кризиса. В результате изменения конституции Мексики, живущим за пределами страны мексиканцам (по происхождению и культуре), вне зависимости от их гражданства, будет разрешено принимать участие в выборах в мексиканские органы власти. В рамках нового закона избирательные участки будут организованы за пределами Мексики, так что, например, мексиканцы, живущие в Аргентине, смогут голосовать за кандидата в конгресс Мексики, представляющего их интересы.
Множество живущих в США мексиканцев получат право голоса (а на это и будут направлены изменения), и земли «мексиканской уступки» будут поделены на избирательные участки, так что в конгрессе Мексики появится около двадцати конгрессменов от Лос-Анджелеса и пяти от Сан-Антонио. Мексиканские сообщества станут оплачивать выборы из частных средств, и останется неясным, будут ли они нарушать законы США. Конечно, несмотря на ярость, кипящую в остальной части страны, федеральное правительство побоится вмешиваться. Кроме того, в 2090 г. пройдут своим чередом выборы в конгресс США, и «американские» мексиканцы будут голосовать за конгрессменов как в Вашингтоне, так и в Мехико. В некоторых случаях один человек будет выбран в два конгресса. Ловкий шаг — поставить США в оборонительную позицию, лишив их возможности принимать адекватные контрмеры.
К этому времени внутренняя ситуация в США осложнится: страна столкнется с возможностью конфронтации с Мексикой, усиленно вооружающейся из опасений, что США попытаются решить свои проблемы путем военного конфликта. Американцы понадеются на свое огромное преимущество в космосе, однако на земле превосходство окажется у мексиканцев. Армия США будет не особенно велика, а для того, чтобы контролировать такой город, как Лос-Анджелес, нужны самые обычные пехотинцы.
В ответ на ввод армии США по всему региону возникнут военизированные группы мексиканцев, которые не исчезнут и после вывода войск. Из-за сильной милитаризации приграничных территорий возникнет вполне реальная возможность, что эти группы нарушат линии поставок, изолируя американских военных у границы. США будут в состоянии уничтожить армию Мексики, однако это не значит, что они смогут усмирить собственные юго-западные территории или, если уж на то пошло, саму Мексику. В то же время Мексика начнет запуск в космос собственных спутников и построит беспилотные летательные аппараты.
Что касается международной реакции на эту ситуацию, то мир предпочтет наблюдать за событиями со стороны. Мексиканцы будут надеяться на поддержку из-за рубежа, и Бразилия, которая сама по себе превратится в существенную силу, проявит некоторую солидарность с Мексикой. Но поскольку втайне весь мир будет надеяться, что Мексика оттаскает своего соседа «за нос», никто не будет ввязываться в столь важную для США проблему. Мексика останется в одиночестве. Она примет стратегическое решение и дальше представлять собой проблему на американской границе, в то время как другие державы бросят вызов США на иных театрах. Поляки сильно обижены на американцев, а новые, поднимающиеся страны (как, например, Бразилия), почувствуют, что Америка душит их ограничениями, наложенными на космические разработки.
Мексиканцы не смогут начать войну с США до тех пор, пока не сравняются с ними в военной мощи. Мексике понадобится коалиция, а создание коалиции требует времени. Однако Мексика будет иметь огромное преимущество: внутренняя обстановка в США окажется неспокойной, и хотя дело не дойдет до беспорядков, напряженность будет отнимать энергию и ограничивать возможности США. Завоевание и поражение Мексики не решит этой проблемы и может лишь усугубить ее. Неспособность Америки решить свою проблему станет важнейшим преимуществом Мексики, которое позволит ей выиграть время.
Американо-мексиканская граница отдалится от территории Мексики. Реальная социальная граница между двумя странами будет находиться на сотни километров к северу от юридической. И дело в том, что, даже если Соединенные Штаты смогут нанести Мексике военное поражение, их основная дилемма не будет решена. Мексиканская проблема превратится для США в безнадежный тупик.
В основу всех этих событий ляжет вопрос, с которым США пришлось столкнуться сразу после своего возникновения: где должна находиться столица Северной Америки — в Вашингтоне или в Мехико? Сначала нам покажется, что предпочтительнее второй вариант. Затем, века спустя, станет очевидно, что первый. И вновь этот вопрос возникнет. Его решение можно отложить, однако уклоняться от него вечно не удастся.
В XVII в. такой же вопрос стоял перед Испанией и Францией. Испания 100 лет правила единолично, доминируя в Атлантической Европе и мире до тех пор, пока новая сила не бросила ей вызов. Кому же обладать всей полнотой власти — Испании или Франции? Спустя 500 лет, в конце XXI в., доминированию США исполнится более 100 лет. И Мексика начнет поднимать голову. Кому в дальнейшем станет принадлежать власть? США будут управлять небесами и морем, однако угроза со стороны Мексики придет с земли, и возникнет опасность, которую может представлять только Мексика, — угроза внутри границ самих США. Умения бороться с этой угрозой у американских военных не окажется. Поэтому, когда XXI в. приблизится к закату и станет ясно, что Северная Америка — центр притяжения международной системы, ребром встанет вопрос: кто будет контролировать Северную Америку? Ответом на него явятся события XXII в.
Эпилог
Кому-то может показаться, что разговор о том, что поднимающая голову Мексика в конце концов бросит вызов гегемонии США, — несколько притянут за уши. Однако подозреваю, что и наш современный мир показался бы людям, жившим в начале XX в., также притянутым за уши. Как я написал в предисловии к этой книге, когда мы пытаемся предсказывать будущее, здравый смысл почти всегда нас предает — стоит только взглянуть на потрясающие перемены, произошедшие в течение XX в., и постараться предсказать их с помощью здравого смысла. Сразу станет очевидно, что строить прогнозы на будущее следует, прежде всего поставив под сомнение ожидаемое.
Люди, родившиеся сегодня, будут жить и в XXII в. Когда я рос в 50-х годах XX в., то следующее столетие ассоциировалось лишь с научной фантастикой, а не с той реальностью, в которой пройдет моя жизнь. Практичные люди сосредотачиваются на завтрашнем дне и оставляют века мечтателям. Однако правда оказалась в том, что для меня XXI в. повернулся весьма практичной стороной и немалая часть моей жизни охвачена событиями этого времени. И то, что сейчас на подходе история нового века, его войны, его технологические изменения, социальные трансформации, поразительно меняет мою жизнь. Я не погиб в ядерной войне с Советами, хотя был свидетелем многих войн, большинство из которых никто не мог предсказать. «Джетсоны» [8]не определяли жизнь в 1999 г., однако я пишу эти слова на компьютере, который могу удержать одной рукой и который, обходясь без проводов, за секунды умеет получать информацию со всего мира. Организация Объединенных Наций не решила проблем человечества, однако статус чернокожих и женщин претерпел разительные изменения. То, чего я ожидал и что произошло, совершенно не совпало.
Оглядываясь назад, в XX в., мы видим то, в чем можем быть уверены, что было вполне вероятно и что осталось неизвестным. Мы можем быть уверены, что национальные государства и дальше будут способом организации человечества в нашем мире. Мы полагаем, что войны могут стать более смертоносными. Альфред Нобель знал, что его изобретение превратит военные действия в бесконечный ужас, это знал и я. Мы стали свидетелями революционных изменений в том, как мир стал общаться и путешествовать — радио, автомобили и самолеты уже существовали, и чтобы увидеть, что они будут значить для завтрашнего мира, требовалось только воображение и желание верить. Нам нужно было лишь подавить свой здравый смысл.
Зная, что войны неизбежны и что с течением времени они становились только страшнее, несложно было предположить, кто с кем будет воевать. Вновь объединившиеся европейские силы — Германия и Италия — и вновь развивающая свою промышленность Япония попытались переопределить международную систему, которую контролировали страны Атлантической Европы, главным образом Британия и Франция. И по мере того, как эти войны раздирали Европу и Азию, несложно было предположить (и многие прогнозировали это), что Россия и Америка станут крупнейшими мировыми гегемонами. То, что последовало за этим, более туманно, однако также доступно воображению.
В начале XX в. писатель-фантаст Герберт Уэллс описывая оружие, которым будут вести сражения будущие поколения. Для этого ему нужно было лишь взглянуть на уже разработанные, готовые для практического внедрения технологии и включить их в войны будущего. Но вообразить можно не только технологические достижения. Военные игры в Военно-морском колледже США и японских оборонных войсках помогут очертить контуры будущих боев между США и Японией. Германские генералы перед обеими мировыми войнами прогнозировали их вероятный ход и риски. Уинстон Черчилль предвидел последствия войны: потерю Британской империи и будущую холодную войну. Никто не мог представить себе точные подробности событий, однако основные принципы XX в. можно было почувствовать.
Именно это я попытался сделать в своей книге — почувствовать XXI в., опираясь в первую очередь на геополитику. Я начал с вечного: с постоянства человеческой натуры, балансирущей между небесами и адом. Затем я стал искать долгосрочные тенденции и нашел их в закате и упадке Европы как центра мировой цивилизации, приходе ей на замену Северной Америки и доминирующей в этом регионе силы — США. Предположив подобное кардинальное изменение расклада сил международной системы, несложно разглядеть и характер США — своевольный, незрелый и блестящий, и реакцию на него остального мира — страх, зависть и сопротивление.
Затем я сосредоточился на двух вопросах: первый — кто же окажет сопротивление новому гегемону; второй — как США отреагируют на этот отпор. Противостояние будет возникать волнами, продолжая короткие сменяющие друг друга периоды XX в. Сначала в ряды несогласных встанут страны ислама, затем Россия, потом коалиция новых сил (Турции, Польши и Японии) и наконец Мексика. Дня того чтобы понять, как будут реагировать США, я изучил процессы, складывающиеся в американском обществе в 50-летние циклы (которые сменяют друг друга последние несколько сотен лет), и пытался представить себе, какими будут 30-е и 80-е годы XXI в. Это позволило мне уловить радикальную социальную перемену, которая происходит в настоящее время, — прекращение роста населения, — и представить себе, что она будет значить для будущего. Я также попытался вообразить, как новые, уже существующие технологии станут ответом на социальные кризисы — сделать это мне позволила связь, которую я заметил между развитием робототехники и получением солнечной энергии в космосе.
Чем ближе мы подойдем к деталям, тем скорее ошибемся — я, как никто другой, знаю это. Но моя задача — как я ее вижу — передать читателю ощущение от предстоящего в XXI в., дать возможность почувствовать его события. Я могу во многом ошибаться. Я могу быть не прав и в том, какие страны обретут большую мощь и как они будут сопротивляться США. Но я совершенно уверен, что положение Америки в международной системе станет самым спорным вопросом XXI в. и что другие страны попытаются бороться с ее подъемом. В конце концов, если мне придется выделить самое важное в этой книге, я скажу, что это США — которые далеки от упадка и уже начали свой подъем.