Анализ существующей системы рейтинга преподавателей

О Т Ч Е Т

по преддипломной практике

База практики: Московский государственный университет

дизайна и технологии

Исполнитель:

студентка группы ЭЭ-091 Далакова Л.Х.

Руководитель практики Гусарова А.С.

Руководитель практики от организации Морозова Т.Ф.

Москва

2014г.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
1.Анализ существующей системы рейтинга преподавателей........
2. Совершенствование рейтинговой оценки деятельности преподавателей ………………………………………………………..  
Заключение……………………………………………………………  
Список использованной литературы……………………………….
Характеристика……………………….………………………………  
Приложение…………………………………………………………...

Введение

Деятельность преподавателя ВУЗа многогранна: он является основным звеном в образовательном процессе, преподаватель одновременно участвует в научной, организационно-методической, воспитательной и общественной работе. Вся сложность оценки результатов деятельности преподавателя заключается в том, что многие критерии оценки деятельности трудно сформулировать, сам выбор этих критериев зависит от множества взаимосвязанных и взаимоисключающих факторов.

Одним из элементов системы управления качеством образовательного процесса является рейтинговая система оценки результатов деятельности преподавателей, институтов и кафедр, осуществляющих образовательный процесс.

Рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг. Вместе с тем рейтинг – один из возможных, в рамках независимой системы оценки качества образования, подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций. Именно этим обусловлен выбор темы дипломной работы.

Рейтинговая система оценки деятельности преподавателя прямо связана с размером доплат, премий, т.е. зарплата специалиста зависит не только от пребывания и нахождения на рабочем месте, но и от эффективности его работы, которая определяется по результатам исследований среди подразделений: институтов, кафедр и отдельно каждого преподавателя.

Целью исследования представленного в данной работе является анализ системы рейтинговой оценки деятельности преподавателей и разработка путей совершенствования существующей системы оценки преподавателей МГУДТ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить нормативные акты, регулирующие права граждан в сфере труда;

- изучить теоретические аспекты системы оплаты труда в бюджетных учреждениях;

- исследовать на основе практики действующую систему оплаты труда в МГУДТ;

- проанализировать и рассмотреть основные направления совершенствования рейтинговой системы оценки преподавателей МГУДТ.

Объектом исследования является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии» (далее МГУДТ), занимающийся образовательной и научной деятельностью.

Методами исследования являлись аналитический метод – изучение конкретной документации, метод сравнения, системный метод и другие.

В качестве информационной базы для написания дипломной работы использовались:

- Устав МГУДТ;

- Нормативные и иные документы МГУДТ;

- Положение об оплате труда;

Теоретической базой исследования послужили специальная и справочная литература, публицистические статьи и др.

Нормативную и правовую основу дипломной работы составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Законы РФ, Постановления Правительства РФ и другие законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам, касающимся прав граждан в сфере труда.

Анализ существующей системы рейтинга преподавателей

Положение о рейтинговой системе оценки качества научно-исследовательской, учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии» (далее Положение) определяет общие принципы проведения рейтинговой оценки и порядок принятия решения по ее итогам. Положение является внутренним нормативным документом Московского государственного университета дизайна и технологии.

Рейтинговая система создана для получения данных для текущего внутривузовского менеджмента, материального и морального поощрения лучших по совокупности учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и других видов деятельности кафедр (структурных подразделений) и профессорско-преподавательского состава университета.

Целью рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей университета в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273–ФЗ и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, является обеспечение соответствия качества образования в МГУДТ требованиям общества и государства, совершенствование системы управления структурными подразделениями и создание условий динамичного развития на основе максимально полного использования имеющегося кадрового потенциала.

Основными задачами рейтинговой оценки МГУДТ являются:

1. оценка деятельности преподавателей для совершенствования процесса управления вузом;

2. стимулирование видов деятельности профессорско-преподавательского состава, способствующих повышению рейтинга университета в целом;

3. повышение мотивации преподавателей к профессиональному совершенствованию;

4. создание системы внутреннего аудита результативности деятельности профессорско-преподавательского состава как основания при определении сроков действия эффективных трудовых договоров (контрактов);

5. получение единых комплексных критериев для оценки и контроля уровня эффективности работы институтов, кафедр и преподавателей;

6. создание максимально полной информационной базы данных, отражающих динамику эффективности деятельности преподавателей, для анализа и корректировки работы кафедр, институтов, университета в целом;

Проведение рейтингового анализа осуществляет «Отдел контроля качества образовательного процесса», который выполняет следующие функции:

1. организации и координации деятельности, ориентированной на разъяснение требований, методики и инструментария рейтингового анализа;

2. формирования банка данных рейтингов кафедр и профессорско-преподавательского состава;

3. оказания содействия руководству структурных подразделений и уполномоченным от структурных подразделений по качеству в проведении рейтинговой оценки;

4. подготовки аналитической и статистической информации для руководства университета;

5. контроля объективности представляемой информации, являющейся основой как для расчета рейтинговых показателей, так и для составления отчетов по основным направлениям деятельности университета и его структурных подразделений;

Анализ и подведение итогов рейтинговой оценки деятельности преподавателей и кафедр осуществляет комиссия, назначаемая ежегодно приказом ректора.

Результаты изменения динамики рейтинга могут быть использованы:

- при конкурсном отборе на должность;

- при выделении финансирования на приобретение оборудования, на научные исследования, поездки на конференции, стажировки и т.п.;

- дифференциации заработной платы в зависимости от величины рейтинга.

Положение распространяется на преподавателей, работающих на постоянной основе, занимающих должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора.

Положение разработано в соответствии с:

¾ Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011, с изменениями вступающими в силу с 01.02.2012);

¾ Федеральным законoм от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

¾ Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря.2001 г. № 197-ФЗ;

¾ Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»;

¾ Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»;

¾ Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года № 71;

¾ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

¾ Письмом Министерства образования РФ от 26 июня 2003 г. №14-55-784ин/15 «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования»;

¾ Уставом ФГБОУ ВПО «МГУДТ»;

¾ Коллективным договором;

¾ Положениями о структурных подразделениях ФГБОУ ВПО «МГУДТ»;

¾ Должностными инструкциями ППС.

Оценка проводится по двум блокам: «базовому», отражающему квалификационный потенциал (накопленный за время работы) и вклад в развитие университета и «текущему», учитывающему активность.

Ответственность за правильное и своевременное заполнение рейтинг-листов, на основании которых проводится оценка, возлагается на преподавателей. В случае представления заведомо ложной информации рейтинговые показатели не засчитываются.

Контроль достоверности значений показателей, на основе которых проводится оценка структурных подразделений, возлагается на их руководство. Для подведения итогов рейтинговой оценки создается комиссия из представителей различных структурных подразделений и факультетов университета, ежегодно назначаемая приказом ректора.

Комиссия ежегодно (при необходимости – в конце каждого учебного семестра) подводит итоги и вырабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию рейтинговой системы.

Комиссия имеет право проводить проверку достоверности сведений, представленных в анкетах преподавателей, и аннулировать рейтинговую оценку при недостоверных сведениях.

Работа по уточнению критериев, количественных и качественных показателей, требований, методик и инструментария рейтингового анализа производится в случаях:

- предложений ректората;

- решения Ученого совета и др.

Общие принципы проведения рейтинговой оценки преподавателей заключаются не только в оценке деятельности каждого отдельного преподавателя, но и составление рейтинга работы профессорско-преподавательского состава.

Рейтинговая оценка деятельности преподавателей осуществляется по группам преподавателей с учетом их должности:

- профессора;

- доценты;

- преподаватели;

в каждой из четырех групп (трех подгрупп) кафедр:

- выпускающие кафедры:

a. инженерно-технические;

b. гуманитарно-экономические;

c. искусства;

- общие гуманитарные и социально-экономические;

- общие математические и естественнонаучные;

- общие профессиональные;

Рейтинг работы профессорско-преподавательского состава рассчитывается по показателям, отражающим оценки:

- общих сведений о преподавателе;

- учебной;

- методической;

- воспитательной;

- научной.

При подсчете индивидуального рейтинга преподавателя кафедры, в случае положительного ответа количество баллов будет равно коэффициенту, указанному в предпоследнем столбце в данной строке. Учитываются все ученые степени и ученые звания, которые преподаватель имеет. При указании количества или других единиц измерения данные, указанные за отчетный период умножаются на коэффициент, указанный в соответствующей строке.

В случае, если по какому-либо виду работы у преподавателя отсутствуют данные, его результаты не учитываются при определении лучших результатов.

Расчет рейтинга профессорско-преподавательского состава, подписанный заведующим кафедрой и преподавателем, представляется уполномоченным кафедры по качеству:

- по учебной, учебно-методической и воспитательной работе за учебный год в срок до 01 июля текущего учебного года;

- по научной работе за прошедший календарный год до 15 января текущего календарного года.

Исходные данные для расчета рейтинга (таблицы) по показателям заполняются и подписываются лично преподавателем и предоставляются в отдел контроля качества образовательного процесса на электронном и бумажном носителях.

Отдел контроля качества образовательного процесса обеспечивает преподавателей материалами для проведения оценки (электронная форма для внесения личных данных, бланки анкет и диагностических методик). Первичная обработка и анализ материалов оценивания проводится отделом контроля качества образовательного процесса.

Методический инструментарий, описание технологий его применения для процедуры оценивания разрабатывается отделом контроля качества образовательного процесса. В целях придания рейтинговой системе функций управления качеством деятельности структурных подразделений предусматривается введение коэффициентов, позволяющих регулировать весовое значение отдельных показателей. Значения коэффициентов и оцениваемые формы активности определяются рейтинговой комиссией. Их весомость при оценке рейтинга кафедр и профессорско-преподавательского состава могут изменяться.

По итогам истекшего отчетного периода каждый преподаватель кафедры самостоятельно заполняет лист самооценки деятельности, форма которого утверждается Ученым советом университета на данный отчетный период. Лист самооценки (приложение 1) удостоверяется подписью преподавателя и представляется заведующему кафедрой 12 февраля года, следующего за отчетным.

Рейтинговая оценка преподавателя формируется из двух частей: постоянной, характеризующей квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы, и текущей, учитывающей его профессиональную активность за истекший отчетный период (приложение 6).

Личный рейтинг каждого преподавателя определяется как простая сумма итоговых баллов по показателям листа самооценки деятельности.

Заведующий кафедрой анализирует полученные от преподавателей листы самооценки и представляет их в деканат института (факультета) к 15 февраля года, следующего за отчетным.

Листы оценки деятельности преподавателей кафедр (приложение 1) и институтов (факультетов) представляются деканами в комиссию к 20 февраля года, следующего за отчетным.

Листы оценки деятельности преподавателей кафедр (приложение 1) и институтов (факультетов) представляются деканами в комиссию к 20 февраля года, следующего за отчетным.

Рейтинг кафедры определяется по следующей формуле:

Анализ существующей системы рейтинга преподавателей - student2.ru , где

РЛ1, РЛ2 …..личные рейтинги всех штатных членов ППС кафедры,

m – количество ставок, занимаемых штатными членами ППС.

Общий рейтинг заведующего кафедрой рассчитывается по формуле:

Рзк = Рл + 0,5Рк, где

Рл личный рейтинг заведующего кафедрой, как преподавателя,

Рк – рейтинг кафедры, определяемый в соответствии с пунктом 2.5 настоящего положения.

При наличии на кафедре заместителя заведующего кафедрой, полномочия которого определены распоряжением по институту (факультету), общий рейтинг заведующего кафедрой – по формуле:

Рзк = Рл + 0,25Рк,

общий рейтинг заместителя заведующего кафедрой — по формуле:

Рззк = Рл + 0,25Рк, где

Рл – личный рейтинг заместителя заведующего кафедрой как преподавателя,

Рк – рейтинг кафедры, определяемый в соответствии формулой описанной выше.

Общий рейтинг института ( факультета) рассчитывается по формуле:

Анализ существующей системы рейтинга преподавателей - student2.ru , где

РК1, РК2……. рейтинги кафедр,

m – количество кафедр в институте, на факультете,

Рф – рейтинг института (факультета), определяемый в соответствии с приложением 2.

Подведение итогов оценки качества работы кафедр и профессорско-преподавательского состава университета по учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работе за прошедший учебный и календарный годы проходит в 1 квартале текущего года.

Обладатели наибольших рейтингов в каждой группе могут быть представлены к моральному и материальному поощрению со стороны руководства.

Кафедрам-победителям в соответствующей группе и победителям из числа профессорско-преподавательского состава за высокие достижения в учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работе вручается диплом:

- «Кафедра года»;

- «Преподаватель года»

Диплом «Преподаватель года» вручается в следующих номинациях:

- «Профессор года»;

- «Доцент года»;

- «Преподаватель года» (старший преподаватель, ассистент, преподаватель).

Вышеуказанные дипломы вручаются за подписью ректора скрепленной печатью университета и выплачивается стимулирующая надбавка, размер которой определяется администрацией университета.

Размер стимулирующей надбавки профессорско-преподавательскому составу и учебно-вспомогательному персоналу победившей кафедры распределяется на заседании кафедры. Выписка из протокола заседания кафедры с указанием ФИО, должности и суммы надбавки передается в планово-финансовый отдел университета в недельный срок после объявления результатов на ученом совете университета.

Наши рекомендации