Глава2.Основные направления повышение занятости населения

2.1.Необходимость государственного регулирования занятости населения.

Государственная политика занятости населения зависит от темпов и характера рыночных превращений. Она предусматривает систему адаптации разных категорий незанятого населения относительно требованиям рынка труда, а также систему социальной защиты безработных и личностей с ограниченной конкурентоспособностью.

Государственное регулирование занятости населения должно основываться на:

· обеспечении социального партнерства субъектов рынка труда, то есть создании равных возможностей всем гражданам независимо от их происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, реализации права на свободный выбор вида деятельности соответственно своим способностям и профессиональной подготовки, учитывая личные интересы и общественные потребности;

· содействии обеспечению эффективной занятости, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;

· добровольности и отсутствии принуждения граждан, что касается выбора сферы занятости и рабочего места;

· гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии вакантных рабочих мест;

· поддержании трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, которые требуют социальной защиты;

· определенной гарантии занятости, то есть гарантии сохранения рабочих мест и профессий, гарантий получения доходов.

В зависимости состояния экономики на рынке труда предусматриваются осуществление активных и пассивных способов регулирования занятости.

К активным мероприятиям относятся:

· создание дополнительных и новых рабочих мест путем реструктуризации экономики, развитию частного бизнеса, особенно малого и среднего, создание условий для иностранного инвестирования и для самостоятельной занятости населения;

· профориентация, подготовка и переподготовка кадров;

· организация общественных работ;

· усиление территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы;

· развитие службы занятости.

К пассивным мероприятиям относятся: выплата помощи в связи с безработицей и предоставление помощи членам семей, которые находятся на содержании безработных.

Создание новых постоянныхи временных рабочих меств современных условиях в значительноймерезависит отразвитиямалых предприятий и кооперативов.Для созданиямалых предприятий не нужно большого стартового капитала. Одновременно эти предприятия обеспечивают работой значительную часть временно незанятых граждан.

Прогрессивным направлением

регулирования занятости следует считать льготнуюкредитную и налоговую политикуотносительнопредприятий,которые увеличивают количество рабочих мест и предоставляют их социально не защищенным группам незанятого населения.

Разделяют долгосрочные и краткосрочные (на один год) программы. Они разрабатываются как на государственном, так и на региональном уровне.

Целью государственных и региональных программ занятости является содействие занятости населения, удовлетворение потребностей граждан в труде.

Государственные и региональные программы занятости населения направлены на:содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные отрясли экономики;

предупреждение развития безработицы и его сокращения с помощью повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест с гибкими формами занятости;

совершенствование систем восстановления рабочей силы одновременно с повышением числа рабочих мест, улучшением профессиональной ориентации, повышением квалификации работников и эффективности использования трудовых ресурсов;

  • защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, которым нужна защита и не способные конкурировать на рынке труда;
  • формирование кадровой, материальной, информационной, статистической, финансовой и научно – методической базой государственной службы занятости;
  • мероприятия воздействия занятости населения, которое проживает в сельской местности.

Активная политика занятости должна включать в себя:

— формирование динамичной структуры рабочей силы с помощью системы профессионального образования и переподготовки кадров;

— стимулирование создания гибкого и регулируемого рынка труда.

Политика занятости должна иметь общегосударственный (макро), региональный или отраслевой (меза) и локальный (микро) уровни. При этом все эти уровни должны исходить из единой концепции занятости.

Государственная политика занятости на макроуровне должна быть направлена на обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижение высокого уровня жизни. Поэтому содействие полной занятости населения является стратегической целью государства.

Политика в области содействия занятости должна обеспечивать:

—создание благоприятной среды (социально-экономического пространства) для создания новых и сохранения перспективных рабочих мест с учетом специфики конкретного региона и отдельных отраслей и производства;

—активную социальную защиту безработных, достижение цивилизованных стандартов в социальном развитии.

Механизмы регулирования занятости можно сгруппировать в три блока: экономический, организационный и нормативно – правовой. Важная задача – оптимальное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

Необходимость государственного регулирования занятости, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, обусловлено тем, что:

рыночные механизмы сами по себе недостаточны для комплексного решения проблем трудовой сферы;

- желаемые результаты в трудовой сфере не могут быть достигнуты только методами рыночного регулирования.

Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальныхподходов,методов и инструментария исследований. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли.

Основные выводы неоклассической теории о проблемах безработицы состояли в следующем:

1. Рыночная система обладает автоматическим саморегулированием. При чрезвычайных внешних воздействиях равновесие на рынке труда (и других рынках) временно нарушается и возможно появление безработных. Затем равновесие восстанавливается.

2. Регулировка осуществляется за счёт гибких цен, ставок зарплаты и процента. Эластичность регуляторов обусловлена совершенной конкуренцией.

3. В условиях совершенной конкуренции рыночная система способна обеспечить полную занятость трудоспособного населения, что соответствует нормальным условиям функционирования рынка труда.

4. Существование длительной безработицы невозможно. Если она всё -таки повысилась, то это объясняется негибкостью цен, ставок зарплаты и процента.

5. Государство не должно вмешиваться в действие рынка труда.

Классическая школа исходит из того, что в условиях рынка каждый товар подчиняется закону спроса и предложения. На рынке труда это касается прежде всего самого труда (рабочей силы). Если спрос больше предложения, то растёт цена труда - зарплата и занятость работников, соответственно уменьшается безработица и, наоборот.

В принципе на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором - появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату.

Исходя из этого, причину безработицы представители классического направления виделив требованиях наёмнымиработниками высокой зарплаты. Соответственно безработица, по их мнению,могла быть устранена автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие “давления” предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость.

Из классической концепции вытекает однозначный ответ о роли государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности.

Теория Дж.Кейнса. В конце 20-х начале 30-х годов страны с рыночной экономикой поразил экономический кризис, приведший к значительной по масштабам и срокам безработице. Он продемонстрировал, что выводы неоклассической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс в работе “Общая теория занятости, процента и денег” дал объяснение экономических проблем, отличное от неоклассической теории. Основные его выводы по проблемам занятости сводились к следующим положениям:

1.Рыночная экономика не является саморегулирующей системой. При достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен значительный уровень безработицы и инфляции.

2.В краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются не эластичными, они не могут служить регуляторами экономики и восстановить полную занятость. Их жёсткость объясняется несовершенной конкуренцией на рынках;наличие монополий, препятствующих снижению цен; существованием на рынке труда объединений профсоюзов,препятствующих снижению рыночных ставок заработной платы.

3.В рыночной экономике желательно достижение полной занятости, что не тождественно

100%-ному вовлечению в производство всех трудоспособных. Полная занятостьэто максимально достижимая на практике занятость, соответствующая примерно96-97%всего трудоспособного населения. Полной занятости сопутствует безработица (34%),так называемый естественный уровень безработицы, поскольку некоторые её формы (фрикционная ,структурная) принципиально не устранимы.ВНП, произведённый в условиях полной занятости называется потенциальным.

4.В рыночной экономике не существует механизма, автоматически обеспечивающего полную занятость при всех условиях.Так, при равновесии совокупного спроса и совокупного предложения реальная занятость может быть меньше полной.

5.Необходимо систематическое вмешательство государства в экономику для достижения полной занятости и потенциального ВНП, которые рынок самостоятельно не обеспечивает.Однако,при любых вариантах вмешательства государства в рыночную экономику ведёт в конечном счёте к инфляции.

В70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась инфляция,возросла безработица.Стало очевидным,что регулирование рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным.

Кейнсианская теория подверглась критике со стороны монетаристов (М.Фридмен и др.), основные положения которых по проблемам занятости таковы:

1. Длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы, при этом темп инфляции может быть любым.

2. Условия функционирования рынка труда задают естественный уровень безработицы, который превышает безработицу, соответствующую полной занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-95%.

3. В долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы.

4. В краткосрочном периоде государство может добиться безработицы ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления всё более высокого фактического темпа инфляции.

5. Государство не должно вмешиваться в рынок труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае в результате его ошибочной политики занятости развивается стагфляция - одновременный рост инфляции и безработицы.

Наши рекомендации