Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность
Московская финансово-промышленная академия
Пашковская М.В.
Богданов Д.Д.
Руководство по изучению дисциплины
«Макроэкономика»
Москва 2006
Содержание
Содержание
Тема 1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические модели.
Введение
Вопрос 1
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность
Введение
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Тема 3. Основные макроэкономические показатели
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Тема 4. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2
Вопрос 3.
Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Модель равновесия «доходы–расходы»
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Тема 6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2
Вопрос 3.
Вопрос 4
Тема 7. Бюджетно-налоговая политика государства
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Тема 9. Денежный рынок: спрос и предложение. Равновесие на денежном рынке
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Вопрос 3
Вопрос 4
Тема 10. Кредитно-денежная политика государства
Введение
Вопрос 1.
Вопрос 2.
Вопрос 3.
Вопрос 4.
Тема 11. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках
Введение
Вопрос 1
Вопрос 2
Тема 12. Экономический рост.
Введение
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Вопрос 4
Тема 1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические модели.
Введение
Основные вопросы:
1. Основные макроэкономические проблемы.
2. Понятия макроэкономического равновесия. Виды равновесия.
3. Модель круговых потоков.
Рекомендуемая литература:
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 1, стр. 14–21.
В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:
· макроэкономика;
· агрегирование;
· основные макроэкономические цели;
· макроэкономическая политика;
· воспроизводство экономических благ;
· макроэкономический кругооборот;
· макроэкономическое равновесие;
· макроэкономические модели.
Теоретический материал:
Вопрос 1
Макроэкономика – раздел экономической науки, выявляющий закономерности функционирования хозяйства как единого целого, изучающий общенациональные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В макроэкономике оперируют агрегированными величинами (совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, безработицы и т.п.).
Основные макроэкономические проблемы:
1. Стабильный рост национального производства. Основной критерий результативности экономики – объем производства. От него зависит уровень благосостояния граждан.
2. Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции.
3. Высокий уровень занятости ресурсов. Противоречивость этой цели и цели минимизации уровня инфляции.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты.
Практические функции макроэкономики.
В макроэкономике для анализа процессов и явлений, их прогнозирования используется логическое и формально-математическое моделирование.
Макроэкономические модели – формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических процессов и явлений с целью установления между ними функциональных взаимосвязей. Любая модель – абстрактное упрощение реальности, поэтому не может быть всеохватывающей.
В моделях используются различные экономические переменные. Одна их классификация – экзогенные и эндогенные.
Экзогенные (внешние) переменные – вводятся извне, это исходная информация, они задаются до начала построения модели.
Эндогенные (внутренние) переменные – формируются внутри модели, являются результатом ее решения, определяются в ходе расчетов по модели:
Другая классификация экономических переменных связана со способом их измерения во времени.
Переменные запаса – характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату, они могут быть измерены в определенный момент времени.
Переменные потоки – характеризуют «течение» экономических процессов во времени, измеряются в единицу времени.
1. Статические модели характеризуются тем, что общий запас экономических ресурсов задан и фиксирован. Это полезно, например, для анализа эффективности их распределения.
2. Динамические модели предполагают учет следующих проблем:
- проблема вовлечения ресурсов;
- проблема накопления;
- проблема внедрения достижений НТП;
- фактор времени;
- проблема альтернативности издержек.
3. Краткосрочные модели – цены на некоторые товары не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса.
4. Долгосрочные модели – в них цены гибкие и реагируют на изменения спроса и предложения.
5. Среднесрочные модели – промежуточные между кратко- и долгосрочными.
6. Равновесные модели – описывают ситуацию, когда при неизменности внешних условий и параметров ни у одного из участников хозяйственного процесса нет стимула менять свое экономическое поведение. Имеет место совпадение планов экономических объектов и их реализации.
7. Неравновесные модели – описывают ситуацию, когда ряд процессов усложняется:
- сделки осуществляются и по неравновесным ценам, до того, как найдены равновесные;
- существует момент неопределенности, от которого каждый агент стремится себя застраховать.
Равновесные и неравновесные модели сосуществуют и переплетаются.
- часть агентов не может реализовать своих планов;
- возможность длительного несовпадения уровня эффективного спроса с уровнем экономической активности, соответствующей полной занятости.
8. Открытые модели – предполагается участие национальной экономики в международной торговле, учитываются основные макроэкономические переменные, измеряющие взаимодействие между странами.
9. Закрытые модели – модели, абстрагирующиеся от участия национальной экономики в международных экономических отношениях.
Вопрос 2.
Равновесие является одним из ключевых понятий экономической теории. Его можно определить как соответствие спроса и предложения при заданных параметрах экономической конъюнктуры.
При анализе частичного равновесия определяются равновесные цены и количества на некотором рынке при условии, что его воздействие на другие рынки отсутствует. При анализе общего равновесия изучается равновесие на рынке товаров и услуг, финансовом и ресурсном рынках, т.е. макроэкономическое равновесие на всех рынках одновременно.
Макроэкономика – эклектическая наука, так как ни одна из существующих экономических теорий не описывает всесторонне, исчерпывающе происходящие процессы и явления. Поэтому существует необходимость изучения различных подходов к исследованию макроэкономики и различных инструментов экономической политике.
1. Неоклассическое направление: основа – принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм сам устанавливает равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
а) Монетаризм: деньги – решающая пружина рыночной экономики; роль государства ограничивается поддержанием постоянных темпов роста денежной массы.
б) Экономика предложения: ориентация в государственной политике на предложение факторов производства через основной стимул – снижение налогов и предоставление льгот фирмам.
в) Теория рациональных ожиданий: хозяйственные агенты сами, без вмешательства государства, рационально улавливают перспективы на будущее и регулируют свои действия в принятии экономических решений, основываясь на всей имеющейся информации.
2. Кейнсианство: основа – эффективный спрос, который регулируется с помощью активной государственной кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Неокейнсианство – управление ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровня зарплаты и цен.
3. Институционально-социологическое направление: объектом исследования являются институты (корпорации, государства, профсоюзы). Экономика – система экономических и неэкономических отношений, складывающихся между ними.
Вопрос 3.
Модель круговых потоков – наиболее известная теоретическая модель, описывающая поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы, государства, домохозяйство, сбалансированный потоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене.
Ограничивающие условия такой модели:
1. показывает общие принципы, но не рассматривает процессы внутри секторов;
2. предполагает, что величины потоков доходов и расходов являются постоянными;
3. не затрагивает проблемы цен;
4. не учитывает проблемы экологии, то есть истощение человеческих и материальных ресурсов.
Модель предполагает:
1. участие трех экономических субъектов: домохозяйства, фирмы и государство;
2. взаимодействие трех видов рынков: рынок ресурсов, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;
3. открытость модели: участвует внешний мир.
Основной вывод из модели круговых потоков: реальные и денежные потоки беспрепятственно осуществляются при условии равенства совокупных расходов домохозяйств, фирм, государства и внешнего мира и совокупного объема производства.
Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность
Введение
Основные вопросы:
1. Необходимость и возможность государственного регулирования экономики. Модели государственного вмешательства в экономику.
2. Основные направления государственного регулирования.
3. Средства и методы государственного регулирования экономики.
4. Эффективность и границы государственного вмешательства в экономику.
Рекомендуемая литература:
1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 1, 2.
В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:
· государственное регулирование экономики;
· внешние (побочные) эффекты;
· расходы государства;
· государственные закупки товаров и услуг;
· государственное предпринимательство;
· государственное программирование;
· государственный сектор;
· текущее регулирование экономики;
· дерегулирование.
Теоретический материал:
Вопрос 1
При рассмотрении первого вопроса уясните, что государственное регулирование экономики – объективно обусловленная необходимость. Обратите внимание на то, что рыночной экономике присущ ряд недостатков. В условиях, когда рыночный механизм не в состоянии решить жизненно важные для экономики проблемы, эти функции берет на себя государство.
Обратите внимание, что необходимость государственного регулирования обусловлена и усилением межгосударственной интеграции на основе разделения труда.
Рассмотрите две основные модели государственного регулирования:
- реактивную, позволяющую реагировать на «осечки» рынка и его изменения;
- проактивную, направленную на предупреждения возможных сбоев в рыночной экономике.
Вопрос 2
При рассмотрении второго вопросаособое внимание уделяется государственному регулированию экономики.
Уясните, что государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.
Оно направлено на:
· Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.
· Обеспечение устойчивых темпов роста.
· Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции.
· Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.
· Решение экологических проблем.
Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, а также отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.
Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Однако государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.
Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции, может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство использует антимонопольное законодательство.
Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.
Создание инфраструктуры экономики – еще одно направление государственного регулирования экономики. Обратите внимание, что выделяют несколько видов инфраструктуры:
· производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);
· институциональная (государственный аппарат управления);
· социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);
· информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).
В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.
Перераспределение доходов – это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики.
Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия.
Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.
Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей.
Еще одна функция государства – макроэкономическая стабилизация экономики, направленная на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.
К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг.
Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.
Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.
Обеспечение экологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночной экономике.
Вопрос 3
При изучении третьего вопроса необходимо четко уяснить средства государственного регулирования экономики. Различают прямые и косвенные методы государственного регулирования:
- госзаказ;
- бюджетное субсидирование;
- дотации;
- регулирование доходов;
- внешнеэкономическое регулирование.
Рассмотрите, какие конкретные методы относятся к прямым и какие – к косвенным. Обдумайте, в каких случаях целесообразно применять прямые методы, а когда предпочтительнее – косвенные.
Особого внимания заслуживают инструменты государственного регулирования:
- фискальная политика;
- денежная политика;
- политика регулирования доходов;
- внешнеэкономическая политика;
- программирование, прогнозирование, планирование.
Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.
Экономические средства включают кредитно-денежные, налоговые и бюджетные методы.
Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.
Государственное программирование – это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.
Вопрос 4
При изучении четвертого вопроса весьма важно разобраться в проблеме пределов государственного вмешательства в экономику и эффективности подобного рода вмешательств.
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.