Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность

Московская финансово-промышленная академия

Пашковская М.В.

Богданов Д.Д.

Руководство по изучению дисциплины

«Макроэкономика»

Москва 2006

Содержание

Содержание

Тема 1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические модели.

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Тема 3. Основные макроэкономические показатели

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 4. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2

Вопрос 3.

Тема 5. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Модель равновесия «доходы–расходы»

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 6. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и безработица

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2

Вопрос 3.

Вопрос 4

Тема 7. Бюджетно-налоговая политика государства

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Тема 8. Деньги, денежное обращение. Кредитная система государства.

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Тема 9. Денежный рынок: спрос и предложение. Равновесие на денежном рынке

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3

Вопрос 4

Тема 10. Кредитно-денежная политика государства

Введение

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

Вопрос 4.

Тема 11. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2

Тема 12. Экономический рост.

Введение

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Тема 1. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические модели.

Введение

Основные вопросы:

1. Основные макроэкономические проблемы.

2. Понятия макроэкономического равновесия. Виды равновесия.

3. Модель круговых потоков.

Рекомендуемая литература:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М. «Дело и Сервис», 2005, глава 1, стр. 14–21.

В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:

· макроэкономика;

· агрегирование;

· основные макроэкономические цели;

· макроэкономическая политика;

· воспроизводство экономических благ;

· макроэкономический кругооборот;

· макроэкономическое равновесие;

· макроэкономические модели.

Теоретический материал:

Вопрос 1

Макроэкономика – раздел экономической науки, выявляющий закономерности функционирования хозяйства как единого целого, изучающий общенациональные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. В макроэкономике оперируют агрегированными величинами (совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, безработицы и т.п.).

Основные макроэкономические проблемы:

1. Стабильный рост национального производства. Основной критерий результативности экономики – объем производства. От него зависит уровень благосостояния граждан.

2. Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции.

3. Высокий уровень занятости ресурсов. Противоречивость этой цели и цели минимизации уровня инфляции.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты.

Практические функции макроэкономики. Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность - student2.ru

В макроэкономике для анализа процессов и явлений, их прогнозирования используется логическое и формально-математическое моделирование.

Макроэкономические модели – формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических процессов и явлений с целью установления между ними функциональных взаимосвязей. Любая модель – абстрактное упрощение реальности, поэтому не может быть всеохватывающей.

В моделях используются различные экономические переменные. Одна их классификация – экзогенные и эндогенные.

Экзогенные (внешние) переменные – вводятся извне, это исходная информация, они задаются до начала построения модели.

Эндогенные (внутренние) переменные – формируются внутри модели, являются результатом ее решения, определяются в ходе расчетов по модели:

Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность - student2.ru

Другая классификация экономических переменных связана со способом их измерения во времени.

Переменные запаса – характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату, они могут быть измерены в определенный момент времени.

Переменные потоки – характеризуют «течение» экономических процессов во времени, измеряются в единицу времени.

Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность - student2.ru

1. Статические модели характеризуются тем, что общий запас экономических ресурсов задан и фиксирован. Это полезно, например, для анализа эффективности их распределения.

2. Динамические модели предполагают учет следующих проблем:

- проблема вовлечения ресурсов;

- проблема накопления;

- проблема внедрения достижений НТП;

- фактор времени;

- проблема альтернативности издержек.

3. Краткосрочные модели – цены на некоторые товары не являются гибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса.

4. Долгосрочные модели – в них цены гибкие и реагируют на изменения спроса и предложения.

5. Среднесрочные модели – промежуточные между кратко- и долгосрочными.

6. Равновесные модели – описывают ситуацию, когда при неизменности внешних условий и параметров ни у одного из участников хозяйственного процесса нет стимула менять свое экономическое поведение. Имеет место совпадение планов экономических объектов и их реализации.

7. Неравновесные модели – описывают ситуацию, когда ряд процессов усложняется:

- сделки осуществляются и по неравновесным ценам, до того, как найдены равновесные;

- существует момент неопределенности, от которого каждый агент стремится себя застраховать.

Равновесные и неравновесные модели сосуществуют и переплетаются.

- часть агентов не может реализовать своих планов;

- возможность длительного несовпадения уровня эффективного спроса с уровнем экономической активности, соответствующей полной занятости.

8. Открытые модели – предполагается участие национальной экономики в международной торговле, учитываются основные макроэкономические переменные, измеряющие взаимодействие между странами.

9. Закрытые модели – модели, абстрагирующиеся от участия национальной экономики в международных экономических отношениях.

Вопрос 2.

Равновесие является одним из ключевых понятий экономической теории. Его можно определить как соответствие спроса и предложения при заданных параметрах экономической конъюнктуры.

При анализе частичного равновесия определяются равновесные цены и количества на некотором рынке при условии, что его воздействие на другие рынки отсутствует. При анализе общего равновесия изучается равновесие на рынке товаров и услуг, финансовом и ресурсном рынках, т.е. макроэкономическое равновесие на всех рынках одновременно.

Макроэкономика – эклектическая наука, так как ни одна из существующих экономических теорий не описывает всесторонне, исчерпывающе происходящие процессы и явления. Поэтому существует необходимость изучения различных подходов к исследованию макроэкономики и различных инструментов экономической политике.

1. Неоклассическое направление: основа – принцип невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм сам устанавливает равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.

а) Монетаризм: деньги – решающая пружина рыночной экономики; роль государства ограничивается поддержанием постоянных темпов роста денежной массы.

б) Экономика предложения: ориентация в государственной политике на предложение факторов производства через основной стимул – снижение налогов и предоставление льгот фирмам.

в) Теория рациональных ожиданий: хозяйственные агенты сами, без вмешательства государства, рационально улавливают перспективы на будущее и регулируют свои действия в принятии экономических решений, основываясь на всей имеющейся информации.

2. Кейнсианство: основа – эффективный спрос, который регулируется с помощью активной государственной кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики. Неокейнсианство – управление ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровня зарплаты и цен.

3. Институционально-социологическое направление: объектом исследования являются институты (корпорации, государства, профсоюзы). Экономика – система экономических и неэкономических отношений, складывающихся между ними.

Вопрос 3.

Модель круговых потоков – наиболее известная теоретическая модель, описывающая поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы, государства, домохозяйство, сбалансированный потоком денежных платежей, совершаемых при этом обмене.

Ограничивающие условия такой модели:

1. показывает общие принципы, но не рассматривает процессы внутри секторов;

2. предполагает, что величины потоков доходов и расходов являются постоянными;

3. не затрагивает проблемы цен;

4. не учитывает проблемы экологии, то есть истощение человеческих и материальных ресурсов.

Модель предполагает:

1. участие трех экономических субъектов: домохозяйства, фирмы и государство;

2. взаимодействие трех видов рынков: рынок ресурсов, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;

3. открытость модели: участвует внешний мир.

Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность - student2.ru

Основной вывод из модели круговых потоков: реальные и денежные потоки беспрепятственно осуществляются при условии равенства совокупных расходов домохозяйств, фирм, государства и внешнего мира и совокупного объема производства.

Тема 2. Макроэкономическая политика государства: необходимость и эффективность

Введение

Основные вопросы:

1. Необходимость и возможность государственного регулирования экономики. Модели государственного вмешательства в экономику.

2. Основные направления государственного регулирования.

3. Средства и методы государственного регулирования экономики.

4. Эффективность и границы государственного вмешательства в экономику.

Рекомендуемая литература:

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 1, 2.

В данной теме студенту необходимо акцентировать свое внимание на следующих понятиях:

· государственное регулирование экономики;

· внешние (побочные) эффекты;

· расходы государства;

· государственные закупки товаров и услуг;

· государственное предпринимательство;

· государственное программирование;

· государственный сектор;

· текущее регулирование экономики;

· дерегулирование.

Теоретический материал:

Вопрос 1

При рассмотрении первого вопроса уясните, что государственное регулирование экономики – объективно обусловленная необходимость. Обратите внимание на то, что рыночной экономике присущ ряд недостатков. В условиях, когда рыночный механизм не в состоянии решить жизненно важные для экономики проблемы, эти функции берет на себя государство.

Обратите внимание, что необходимость государственного регулирования обусловлена и усилением межгосударственной интеграции на основе разделения труда.

Рассмотрите две основные модели государственного регулирования:

- реактивную, позволяющую реагировать на «осечки» рынка и его изменения;

- проактивную, направленную на предупреждения возможных сбоев в рыночной экономике.

Вопрос 2

При рассмотрении второго вопросаособое внимание уделяется государственному регулированию экономики.

Уясните, что государственное регулирование экономики – это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Оно направлено на:

· Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

· Обеспечение устойчивых темпов роста.

· Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции.

· Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.

· Решение экологических проблем.

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, а также отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ – другое важное направление государственного регулирования экономики. Однако государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции, может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство использует антимонопольное законодательство.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство.

Создание инфраструктуры экономики – еще одно направление государственного регулирования экономики. Обратите внимание, что выделяют несколько видов инфраструктуры:

· производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

· институциональная (государственный аппарат управления);

· социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

· информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов – это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей.

Еще одна функция государства – макроэкономическая стабилизация экономики, направленная на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг.

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики.

Обеспечение экологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночной экономике.

Вопрос 3

При изучении третьего вопроса необходимо четко уяснить средства государственного регулирования экономики. Различают прямые и косвенные методы государственного регулирования:

- госзаказ;

- бюджетное субсидирование;

- дотации;

- регулирование доходов;

- внешнеэкономическое регулирование.

Рассмотрите, какие конкретные методы относятся к прямым и какие – к косвенным. Обдумайте, в каких случаях целесообразно применять прямые методы, а когда предпочтительнее – косвенные.

Особого внимания заслуживают инструменты государственного регулирования:

- фискальная политика;

- денежная политика;

- политика регулирования доходов;

- внешнеэкономическая политика;

- программирование, прогнозирование, планирование.

Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Экономические средства включают кредитно-денежные, налоговые и бюджетные методы.

Ускоренная амортизация – это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Государственное программирование – это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др.

Вопрос 4

При изучении четвертого вопроса весьма важно разобраться в проблеме пределов государственного вмешательства в экономику и эффективности подобного рода вмешательств.

Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

Наши рекомендации