Подходы и методы оценки интеллектуального капитала
На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуального капитала (Приложение Б, В) [9, С. 28]. Подход к оценке стоимости – общий способ определения стоимости, в рамках которого используется один или несколько методов оценки. Методами оценки рыночной стоимости интеллектуального капитала являются – оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (НМА) [14, С. 143].
К методам оценки интеллектуальной собственности относятся (Приложение Г) [24, С. 114]:
Рыночный подход: метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности.
Затратный подход: метод стоимости замещения; метод восстановительной стоимости; метод исходных затрат метод.
Доходный подход: расчета роялти; метод исключения ставки роялти; методы DCF; методы прямой капитализации; экспресс – оценка; метод избыточной прибыли; метод, основанный на «правиле 25%»; экспертные методы.
Отдельной чертой выделяется косвенный метод, основанный на анализе того, что руководитель компании считает наиболее важной составляющей интеллектуального капитала. А так же комплексная оценка интеллектуального капитала, основанная на отражении многогранной деятельности компании. Это схематично представлено на рисунке 10.
При рыночном подходе используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.
Двумя наиболее распространенными источниками данных, используемыми в сравнительном подходе, являются рынки, на которых продаются как интересы в собственности на аналогичные неосязаемые активы, так и деривативы (фьючерсы и опционы). Должна существовать обоснованная база для сравнения, когда опора делается на сравнимые ИС, которые присутствуют в той же отрасли или бизнесе, что и рассматриваемая ИС, или в той же, которая реагирует на те же экономические переменные.
Когда для обеспечения ориентиров при определении величины стоимости используются предыдущие сделки в отношении предмета оценки, могут потребоваться корректировки данных с учетом течения времени и изменившихся обстоятельств в экономике.
Основными элементами сравнения, которые должны рассматриваться при отборе и анализе сделок по продаже являются следующие [12]:
1. Структура и объем юридических прав собственности на неосязаемое имущество, передаваемых в сделке.
2. Существование каких-либо специальных условий и соглашений о финансировании.
3. Экономические условия, которые существовали на соответствующем вторичном рынке во время сделки по продаже.
4. Отрасль или бизнес, где использовался (или будет использоваться) неосязаемый актив.
5. Физические характеристики ИС.
6. Функциональные характеристики ИС.
7. Технологические характеристики ИС.
8. Включение других нематериальных активов в сделку.
Нижняя граница диапазона рассчитывается обеими сторонами как минимальная приемлемая для собственника оценка платежа за раздел с конкурентом области технической исключительности, обеспечиваемой патентом. Эта оценка служит базой, на которой стоится стратегия поведения собственника при переговорах.
Верхняя граница цены патента рассчитывается как максимальная приемлемая для конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.
Таким образом, в процессе определения цены существуют [25]:
- две оценки, минимальные среди приемлемых для патентообладателя, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом;
- две оценки, максимальные среди приемлемых для конкурента, одна из которых вычислена патентообладателем, другая конкурентом.
Предполагается, что патентообладатель и конкурент для переговоров находят частично совпадающее пространство между соответствующими оценками.
Затратный подход используется при оценке стоимости ИС, если невозможно найти объект – аналог, отсутствует какой-либо опыт реализации подобных объектов или прогноз будущих доходов не стабилен. Среда реализации ИС очень неопределенна и успех зависит от колоссального количества факторов.
Затратный подход предполагает определение стоимости ИС на основе калькуляции затрат, необходимых для создания или приобретения, охраны, производства и реализации объекта интеллектуальной собственности на момент оценки [19, С. 156].
К примеру, такие объекты интеллектуальной собственности, как информационные базы данных, подпадающие под определение нематериального актива, создаются на протяжении довольно длительного периода, и расходы на их формирование чаще всего списываются по расходным статьям. Собранная научная библиотека, к примеру, может представлять собой огромную ценность – в некоторых случаях она может быть самым дорогостоящим активом предприятия, особенно в тех случаях, если это предприятие – научный институт или высшее учебное заведение. Но оценить степень участия этого актива в создании других, а соответственно и долю в будущих доходах практически невозможно. Активы подобного рода оцениваются, как правило, методом стоимости создания, то есть с точки зрения затратного подхода, без учета возможных прибылей.
Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ИС:
- метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;
- метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;
- метод исходных затрат заключается в суммировании исторических (первоначальных) затрат, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли [6].
При оценке следует учитывать все существенные расходы, среди которых такие как оплата труда, маркетинговые и рекламные расходы, расходы на страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, расходы и издержки на решение правовых конфликтов, на израсходованные материалы, себестоимость научно-методического обеспечения, индивидуализации собственной продукции –логотипа, лицензий, сертификатов. Также необходимо отдавать себе отчет в наличии различных форм устаревания – физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности.
При доходном подходе стоимость неосязаемого актива или интереса в неосязаемом активе определяется путем расчета приведенной к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод.
Различные методы оценки будут зависеть от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода [21].
1. Метод дисконтирования денежного потока. В методе дисконтирования будущего денежного потока (Discounted Cash Flow –DCF) рассчитываются денежные поступления для всех будущих периодов. Эти поступления конвертируются в стоимость путем применения ставки дисконтирования и использования техники расчета стоимости, приведенной к текущему моменту. Метод дисконтирования используется для ИС, имеющих конкретные сроки службы. Принятый период времени обычно представляет собой более короткий из двух сроков службы ИС – экономического или юридического.
Срок полезной службы – это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться с учетом следующих факторов [23]:
1. Остающийся юридический срок службы.
2. Остающийся срок по контракту.
3. Остающийся физический срок службы.
4. Остающийся технологический срок службы.
5. Остающийся функциональный срок службы.
6. Остающийся экономический срок службы.
Дисконтированный денежный поток – DCF (Discounted Cash Flow), рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где: CF1, CF2, CF3, ..., CFn – поток выгод (денежный поток) в году 1, 2, 3, ... , n от использования объекта оценки; Mn– сумма (стоимость) ОИС через n лет; i – ставка ссудного процента (ставка дисконтирования).
Ставки дисконтирования (i) определяются по данным рынка на момент оценки и выражаются как мультипликаторы цен (определенные из данных по открыто продаваемым бизнесам или по сделкам) или как процентная ставка (определяемая по альтернативным инвестициям).
В качестве нормы дисконтирования может быть принят уровень предполагаемой прибыли при альтернативном использовании средств на создание, производство и реализацию продукции, процент за банковский депозит, норма прибыли при вложении средств в ценные бумаги, процентная ставка рефинансирования [4].
Зарубежный опыт свидетельствует, что за нижнюю границу ставки дисконта может приниматься значение доходности по государственным облигациям. Практика показывает, что риск не достижения уровня дохода от неосязаемых активов выше, чем риск, определенный для осязаемых активов и чистого оборотного капитала. Поэтому ставки дисконтирования или капитализации, используемые для конвертации денежных потоков дохода в рыночную стоимость, выше, чем те, которые используются в оценке бизнеса.
2. Метод прямой капитализации. Если исходить из того, что объект оценки приобретается не с целью его скорой перепродажи, а на многие годы, то при достаточно большом значении n формула расчета дисконтированного денежного потока преобразуется в формулу:
(2)
где: CF0– средний доход по истечении каждого года; rk– коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).
Метод прямой капитализации достаточно прост, однако он статичен, и поэтому требуется особое внимание к правильному выбору показателей чистого дохода и коэффициентов капитализации.
3. Метод остаточного дохода. Метод остаточного дохода используется для конвертации дохода в стоимость. В этом случае репрезентативная величина дохода делится на ставку капитализации или умножается на мультипликатор дохода:
(3)
где: Mn – текущая стоимость объекта оценки; Mr– репрезентативная величина дохода; rk– коэффициент капитализации, который складывается из реальной ставки дисконта и коэффициента амортизации (возврата капитала).
Метод «Ставок роялти». Данный метод позволяет оценить стоимость объектов промышленной собственности, на использование которых предприятие продает лицензии третьим лицам (лицензиатам). Для осуществления такой деятельности предприятие должно быть обладателем патента или исключительной лицензии. Для применения этого метода необходимо иметь следующие данные: срок действия лицензии; объем производства и (или) продаж продукции по лицензии и производственную программу лицензиата; цену единицы продукции по лицензии, производимой и продаваемой лицензиатом; значение ставок роялти (Приложение Д).
За расчетный срок действия лицензии принимается период времени от даты вступления договора о предоставлении лицензии в силу до окончания срока его действия, в течение которого лицензиат будет использовать объект лицензии. Расчетный срок действия лицензии, независимо от вида и условий выплаты лицензионного вознаграждения, определяется объектом лицензии – продукцией по лицензии или технологическим процессом – и, в первую очередь, сроком его морального старения, а также оставшимся сроком действия исключительного права [17, С. 62].
Наряду со сроком морального старения, на длительность действия лицензии на объекты промышленной собственности оказывает влияние патентная ситуация по объекту лицензии. Так, в случае изобретений следует учитывать, что сроки действия патентов на изобретения в различных государствах составляют 15 – 20 лет. Однако в большинстве случаев расчетный срок действия лицензии может быть установлен в пределах 10 лет, хотя возможны отступления в сторону его увеличения [2, С. 287].
В качестве цены продукции по лицензии обычно принимается отпускная цена предприятия без учета скидок, предоставляемых покупателю, затрат на упаковку, хранение, страхование, транспортировку, уплаты налогов и других затрат.
Расчетная ставка роялти устанавливается на основе анализа отечественной и зарубежной практики заключения лицензионных договоров (Приложение Е). В отдельных случаях, когда необходимые данные в источниках информации отсутствуют, расчетная ставка роялти может быть определена путем анализа экономического эффекта или прибыли, которые может получить потенциальный лицензиат в результате использования объекта лицензии.
Стоимость объекта равна:
(4)
Вt– выручка от продажи продукции по лицензии в t-й год;
Rt– размер роялти в t-м году, %;
Сt– расходы, связанные с поддержанием патента или исключительной лицензии в силе (юридические, административные и организационные);
T – срок действия лицензионного договора, лет.
Также практика западных компаний, применяющих разработанные методики оценки интеллектуального капитала, выявила, что нематериальная составляющая гораздо более волатильна к факторам, влияющим на бизнес. И при анализе компании с точки зрения интеллектуального капитала можно спрогнозировать и предупредить серьезный материальный кризис.
Таким образом, исследование такого направления экономики, как интеллектуальный капитал, чрезвычайно актуально для нашей страны. И в условиях рынка грамотное управление и выбор подходов и методов оценки интеллектуального капитала может значительно повысить эффективность бизнеса и обеспечить отрыв от конкурентов.