Сущность, структура и этапы становления мирового хозяйства

ЛЕКЦИЯ №1

по дисциплине МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Тема №1. Современное мировое хозяйство и тенденции его развития

Занятие №1. Современное мировое хозяйство и тенденции его развития

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии №2   «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить этапы становления мирового хозяйства, международного разделе­ния труда, классификацию стран по различным параметрам.

2. Формировать гражданскую позицию, навыки анализа важнейших собы­тий в мире и России, добиваться потребности в постоянном обогащении знаний.

Содержание

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Сущность, структура и этапы становления мирового хозяйства.

2. Тенденции развития современного мирового хозяйства.

3. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития.

Заключение.

Литература:

а) Основная

1. Мировая экономика: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 654 с.

2. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.

3. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 332 с.

4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения; Учебник. Юрист, 1999.– С. 19-60.

5. Раджабова З.К.Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд.,испр. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.

6. Международные экономические отношения: учеб. / Н. Н. Ливенцев [и др.]; под ред. Н. Н. Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 656 с.

б) дополнительная

1. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.

2. Янова В.В. Экономика: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 282 с.

Учебно-материальное обеспечение

Учебно-методический комплекс по теме №1:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно - логическая схема изучения материала темы №1.

3. План-конспект проведения лекционного занятия №1.

4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.

5. Классная доска, мел, указка.

6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.

Текст лекции

Введение

Анализ макроэкономических проблем не может считаться полным, если мы оставляем за рамками исследования международные аспекты этих проблем. Так как в реальной действительности нет страны, экономика которой в той или иной степени не была бы связана с экономиками других стран. Глобальной закономерностью конца XX столетия стало динамическое включение национальных экономических систем в мировое хозяйство.

Вследствие политических, социально-экономических процессов конца 70-х, 80-х и начала 90-х гг., охвативших огромные пространства Евразии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, произошли геополитические изменения, повлекшие за собой коренные изменения структуры мировой экономики и международных экономических отношений.

Лидерству США уверенно бросают вызов объединяющаяся Европа и вырастающий в великую экономическую державу Китай. «Японское экономическое чудо» сменилось полосой длительного хозяйственного застоя. Несмотря на «азиатский кризис» 1997 г., возобновилось динамичное развитие «новых индустриальных стран» Восточной и Юго-Восточной Азии. Вступили (разными темпами и с разными результатами) на трудный путь построение новой социально-экономической системы страны Центральной и Восточной Европы и государства, образовавшиеся на месте СССР.

Наше время – это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, все больше производимых товаров поступает на внешние рынки. Традиционная торговля дополняется и, пожалуй, даже вытесняется международной производственной кооперацией, делающей страны и территории своеобразными цехами международного производства. В этих условиях резко активизировалась деятельность транснациональных корпораций (ТНК), растет экспорт капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг с другом. Рождается транснациональная мировая экономика, отражающаяся в большей прозрачности границ суверенных государств, а кое-где – и в их фактическом стирании. И это приносит странам и народам как выгоды, так и издержки.

Предмет «Мировая экономика» является общеобразовательной экономи­ческой дисциплиной, изучает и объясняет основные процессы и явления эко­номической жизни мирового сообщества и лежит в основе подготовки экономиста высшей квалификации.

Он помогает понять основные тен­денции мирового развития в хозяйственной сфере, определить их характер. Овладение курсом мировой экономики создает основу для понимания основных направлений МЭО, соответствия национальной экономической по­литики и международной стратегии хозяйствующих субъектов, существующим реальностям мировой хозяйственной жизни.

Изучение мировой экономики важно и с точки зрения заимствования нового, передового опыта, затрагивающего все стороны экономического развития других стран.

В ходе изучения предмета «Мировая экономика» мы рассмотрим сущность и структуру мирового хозяйства, проблемы международного разделения труда, мировой торговли, межстрановой миграции факторов производства, специфику международных валютно-расчетных отношений, место и роль РФ в мировом хозяйстве.

На изучение предмета «Мировая экономика» отведено учебной программой ____ часов, в том числе учебных занятий с преподавателем – ____, из них по видам учебных занятий: лекции – ____; групповые занятия – ___; экзамен – ___; ____ часов предусмотрено учебной программой на самостоятельную работу.

Таким образом, основным методом изучения нашего предмета является метод самостоятельной работы над учебным материалом.

Учебные вопросы (основная часть):

Сущность, структура и этапы становления мирового хозяйства

Мировое хозяйство представляет собой систему состоящую из национальных хозяйств отдельных стран, находящихся в сложном взаимодействии и взаимозависимости друг от друга.

Мировое хозяйство можно рассматривать, с одной стороны, как совокупность национальных экономик, различающихся уровнем развития, структурой народного хозяйства, его организацией, экономическим могуществом, а с другой стороны – как систему международных экономических отношений, проникающих через границы национальных экономик, связывающих их в единое целое и вместе с тем зависящих от места и роли той или иной страны в мировом хозяйстве.

Международные экономические отношения представляют собой способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Т.О. мировое хозяйство представляет собой единство двух подсистем – национальных хозяйств в их совокупности и международных эконо­мических отношений, связывающих их в целостную систему.

Причем, мировое хозяйство – не просто сумма хозяйств отдельных стран. Речь идет именно о совокупности, о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением труда, международными экономическими отношениями. Эффект такой системы хозяйств намного выше, нежели сумма эффектов их изолированного функционирования без связей и отношений друг с другом.

Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составляет международное разделение труда.

Субъектами мирового хозяйства выступают:

1) государства с их народнохозяйственными комплексами;

2) транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ);

3) международные экономические и финансовые организации и институты;

4) интеграционные экономические объединения

Наши рекомендации