Сущность, структура и этапы становления мирового хозяйства
ЛЕКЦИЯ №1
по дисциплине МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Тема №1. Современное мировое хозяйство и тенденции его развития
Занятие №1. Современное мировое хозяйство и тенденции его развития
|
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить этапы становления мирового хозяйства, международного разделения труда, классификацию стран по различным параметрам.
2. Формировать гражданскую позицию, навыки анализа важнейших событий в мире и России, добиваться потребности в постоянном обогащении знаний.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Сущность, структура и этапы становления мирового хозяйства.
2. Тенденции развития современного мирового хозяйства.
3. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития.
Заключение.
Литература:
а) Основная
1. Мировая экономика: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.
2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. – 654 с.
2. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.
3. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 332 с.
4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения; Учебник. Юрист, 1999.– С. 19-60.
5. Раджабова З.К.Мировая экономика: Учебник. – 2-е изд.,испр. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
6. Международные экономические отношения: учеб. / Н. Н. Ливенцев [и др.]; под ред. Н. Н. Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 656 с.
б) дополнительная
1. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. М.: Экономистъ, 2003.
2. Янова В.В. Экономика: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 282 с.
Учебно-материальное обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме №1:
1. Текст фондовой лекции.
2. Структурно - логическая схема изучения материала темы №1.
3. План-конспект проведения лекционного занятия №1.
4. ТСО: ПЭВМ, видеопроектор.
5. Классная доска, мел, указка.
6. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
Текст лекции
Введение
Анализ макроэкономических проблем не может считаться полным, если мы оставляем за рамками исследования международные аспекты этих проблем. Так как в реальной действительности нет страны, экономика которой в той или иной степени не была бы связана с экономиками других стран. Глобальной закономерностью конца XX столетия стало динамическое включение национальных экономических систем в мировое хозяйство.
Вследствие политических, социально-экономических процессов конца 70-х, 80-х и начала 90-х гг., охвативших огромные пространства Евразии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, произошли геополитические изменения, повлекшие за собой коренные изменения структуры мировой экономики и международных экономических отношений.
Лидерству США уверенно бросают вызов объединяющаяся Европа и вырастающий в великую экономическую державу Китай. «Японское экономическое чудо» сменилось полосой длительного хозяйственного застоя. Несмотря на «азиатский кризис» 1997 г., возобновилось динамичное развитие «новых индустриальных стран» Восточной и Юго-Восточной Азии. Вступили (разными темпами и с разными результатами) на трудный путь построение новой социально-экономической системы страны Центральной и Восточной Европы и государства, образовавшиеся на месте СССР.
Наше время – это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, все больше производимых товаров поступает на внешние рынки. Традиционная торговля дополняется и, пожалуй, даже вытесняется международной производственной кооперацией, делающей страны и территории своеобразными цехами международного производства. В этих условиях резко активизировалась деятельность транснациональных корпораций (ТНК), растет экспорт капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг с другом. Рождается транснациональная мировая экономика, отражающаяся в большей прозрачности границ суверенных государств, а кое-где – и в их фактическом стирании. И это приносит странам и народам как выгоды, так и издержки.
Предмет «Мировая экономика» является общеобразовательной экономической дисциплиной, изучает и объясняет основные процессы и явления экономической жизни мирового сообщества и лежит в основе подготовки экономиста высшей квалификации.
Он помогает понять основные тенденции мирового развития в хозяйственной сфере, определить их характер. Овладение курсом мировой экономики создает основу для понимания основных направлений МЭО, соответствия национальной экономической политики и международной стратегии хозяйствующих субъектов, существующим реальностям мировой хозяйственной жизни.
Изучение мировой экономики важно и с точки зрения заимствования нового, передового опыта, затрагивающего все стороны экономического развития других стран.
В ходе изучения предмета «Мировая экономика» мы рассмотрим сущность и структуру мирового хозяйства, проблемы международного разделения труда, мировой торговли, межстрановой миграции факторов производства, специфику международных валютно-расчетных отношений, место и роль РФ в мировом хозяйстве.
На изучение предмета «Мировая экономика» отведено учебной программой ____ часов, в том числе учебных занятий с преподавателем – ____, из них по видам учебных занятий: лекции – ____; групповые занятия – ___; экзамен – ___; ____ часов предусмотрено учебной программой на самостоятельную работу.
Таким образом, основным методом изучения нашего предмета является метод самостоятельной работы над учебным материалом.
Учебные вопросы (основная часть):
Сущность, структура и этапы становления мирового хозяйства
Мировое хозяйство представляет собой систему состоящую из национальных хозяйств отдельных стран, находящихся в сложном взаимодействии и взаимозависимости друг от друга.
Мировое хозяйство можно рассматривать, с одной стороны, как совокупность национальных экономик, различающихся уровнем развития, структурой народного хозяйства, его организацией, экономическим могуществом, а с другой стороны – как систему международных экономических отношений, проникающих через границы национальных экономик, связывающих их в единое целое и вместе с тем зависящих от места и роли той или иной страны в мировом хозяйстве.
Международные экономические отношения представляют собой способ взаимодействия между хозяйственными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Т.О. мировое хозяйство представляет собой единство двух подсистем – национальных хозяйств в их совокупности и международных экономических отношений, связывающих их в целостную систему.
Причем, мировое хозяйство – не просто сумма хозяйств отдельных стран. Речь идет именно о совокупности, о целостной системе таких хозяйств, связанных международным разделением труда, международными экономическими отношениями. Эффект такой системы хозяйств намного выше, нежели сумма эффектов их изолированного функционирования без связей и отношений друг с другом.
Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составляет международное разделение труда.
Субъектами мирового хозяйства выступают:
1) государства с их народнохозяйственными комплексами;
2) транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ);
3) международные экономические и финансовые организации и институты;
4) интеграционные экономические объединения