Межрегиональное экономическое взаимодействие
Современная теория межрегиональных экономических взаимодействий (или взаимодействия региональных экономик) интегрирует частные теории размещения производства и производственных факторов, межрегиональных экономических связей, распределительных отношений. Она использует результаты теории общего экономического равновесия и международной экономической интеграции. Математической базой теории являются многоцелевая оптимизация, теории корпоративных игр, группового выбора и др. Как и прежде, сохраняется значительная близость теорий межрегиональных и международных экономических взаимодействий.
В системном анализе межрегиональных взаимодействий важнейшую роль играют три фундаментальных понятия: оптимум Парето ядро экономическое равновесие.
Оптимум Парето во многорегиональной системе — это множество вариантов развития экономики, которые нельзя улучшить для одних регионов, не ухудшая положения других. Но разные оптимальные, по Парето, варианты не одинаково выгодны для: отдельных регионов. Существуют возможности, что какие-либо регионы, действуя самостоятельно или в коалиции с другими регионами, могут достичь более выгодных для себя состояний. Наиболее важным требованием при выборе взаимовыгодных вариантов для регионов является условие принадлежности к ядру.
Ядро многорегиональной системы представляет собой множество таких вариантов развития, в осуществлении которых заинтересованы все регионы в том смысле, что им невыгодно выделяться из системы, образуя коалиции. Ядро, если оно существует, состоит только из оптимальных, по Парето, вариантов.
Понятие экономическое равновесие в многорегиональной системе допускает много модификаций. Например, если каждый регион находит оптимальное решение исходя из интересов своего населения, то при каких условиях общего рынка (ценах обмена, тарифах, налогах и т.п.) сочетание региональных решений даст сбалансированное решение для всей системы регионов? Естественный случай экономического равновесия в системе регионов, когда для каждого из них сальдо межрегионального обмена, измеряемое в ценах равновесия, равно нулю.
Соотношение фактического, гипотетических и потенциальных состояний в двухрегиональной системе представлено на рис. 4.1. Предполагается, что органы регионального управления, выражающие интересы населения своего региона, стремятся найти такие экономические решения, которые при имеющихся возможностях наилучшим образом удовлетворяют потребности населения (максимизируют благосостояние).
Пусть уровни удовлетворения потребностей населения регионов 1 и 2 измеряются целевыми функциями, или целевыми показателями, f1и f2 . Это могут быть, например, значения некоторого выбранного макропоказателя (ВВП, конечного потребления и т.п.).
Если каждый регион хозяйствует автономно (не вступает в межрегиональное сотрудничество), то максимально достижимыми значениями целевых показателей будут f10 и f20 . Точка Е характеризует состояние автаркического развития обоих регионов.
Пусть F — фактическое состояние, достигнутое в наблюдаемом году. Для региона 1 фактическое значение f1 есть сумма Of10 + EH; для региона 2 — фактическое состояние f2 есть сумма Of20 − EH. При этом ЕН — величина эффекта, получаемого регионом 1 от кооперации с регионом 2 (или вклад региона 2 в целевой показатель региона 1); ЕС — величина эффекта, получаемого регионом 2 от кооперации с регионом 1 (или вклад региона 1 в целевой показатель региона 2).
Рис. 4.1. Фактическое состояние (F), граница Парето (AB), ядро (CD), экономическое равновесие (М) в системе двух регионов
Максимально достижимые значения целевых показателей на рис. 4.1 характеризуются кривой АВ. Это оптимум по Парето. Каждая точка кривой АВ — вариант, который нельзя улучшить для одного из регионов, не ухудшая положения другого. Варианты, принадлежащие кривой АВ, предпочтительнее всех находящихся внутри множества АОВ. Однако для региона 1 не выгодны варианты, лежащие левее точки С, а для региона 2 — лежащие ниже точки D.
Регионы заинтересованы только в экономическом сотрудничестве, обеспечивающем им дополнительный эффект. Этим свойством обладает множество вариантов СЕD. Кривая CD включает варианты с наибольшим выигрышем от экономического сотрудничества. Это и есть ядро двухрегиональной системы.
Наконец, точка М соответствует экономическому равновесию (торговые или платежные балансы имеют нулевое сальдо в ценах равновесия). Все другие точки ядра CD соответствуют вариантам взаимовыгодного, но не эквивалентного обмена. При этом точки кривой CD, лежащие правее М, более предпочтительны для региона 1 (в частности, это соответствует отрицательному сальдо вывоза-ввоза товаров для региона 1 и положительному сальдо для региона 2). Точки, лежащие левее М, более предпочтительны для региона 2 (знаки сальдо вывоза-ввоза продукции меняются на противоположные). Заметим, что в точке К, являющейся пересечением луча OF с границей Парето, соотношение целевых показателей f1 и f2 такое же, как в фактическом состоянии.
Для вычисления рассмотренных выше оптимальных состояний и эффектов межрегиональных взаимодействий используются многорегиональные многоотраслевые модели. Информационную их основу составляют национальные и региональные межотраслевые балансы. Влияние межрегионального товарообмена на показатели региональных экономик измеряется посредством специальных экспериментов на этих математических моделях.
Теоретики-регионалисты видели свою главную научную задачу в создании целостной теории пространственной экономики. Эту же цель ставила перед собой в конце 50-х годов Международная ассоциация региональной науки. 30 лет назад X. Ричардсон, автор одной из самых умных книг по региональной экономике, отмечал: "Региональная экономика еще находится в эмбриональном состоянии, и теоретический простор все еще довольно свободен. Однако время для главного синтеза может быть близко. Такой синтез объединит акцентированный анализ связей внутри региона с межрегиональным анализом потоков и одновременно объяснит пространственную организацию регионов, городов, фирм и домашних хозяйств".
Контрольные вопросы
1. В чем заключается вклад в теорию региональной экономики А. Смита, Д. Рикардо, Й. Тюнена, В. Лаунхардта, А. Вебера, Б. Олина, Э. Хекшера, А. Лёша, У. Айзарда?
- Каковы различия между абсолютными и относительными преимуществами региона при выборе специализации производства и структуры торговли?
- В чем различия и общность парадигм: "регион как квазигосударство", "регион как квазикорпорация", "регион как рынок", "регион как социум"?
- Перечислите материальные и нематериальные факторы в теории размещения.
- Каковы основные идеи теории диффузии инноваций?
- Каковы основные предпосылки и выводы теории полюсов роста?
- В чем состоит суть теории территориально-производственных комплексов?
- Дайте определения понятий Парето-оптимума, ядра системы и экономического равновесия применительно к региональной экономике.
- Как определяются и измеряются эффекты межрегиональных взаимодействий?
Экономические механизмы реализации региональной политики | Бюджетно-финансовый и правовой механизмы функционирования региональной экономики. Налоговый потенциал регионов Казахстана. Бюджетная система и межбюджетные отношения в региональном регулировании и управлении. Налоговая, кредитная, ценовая политика на региональном уровне. Основные черты формирования региональной инвестиционно-инновационной политики. Льготы, стимулы и преференции как регулирующие инструменты развития регионов. Проблемы государственного урегулирования отраслей экономики в регионах. |
. СИСТЕМА МЕХАНИЗМОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
4.1 Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах
4.2 Региональные программы экономического и социального развития
4.3 Организационные средства и формы государственной региональной политики ГРП Взаимодействие центральных и региональных структур
4.4 Сущность и состав региональных финансов
4.5 Региональные бюджеты – финансовая база региональных органов власти
Государственное вмешательство в экономик регионов в рыночном хозяйстве осуществляются методами прямого и косвенного регулирования
Прямое регулирование – это не просто государственные инвестиции субсидии и ссуды но и создание при участии государства определенных видов деятельности производств объектов инфраструктуры По существу это метод административного регулирования когда задана цель и известны мероприятия по ее достижению
Косвенное регулирование – это создание благоприятных условий для региона
Нет жестких связей между целью и средствами ее достижения поскольку эти связи зависят от согласованных действии двух участников процесса – государства и предпринимателей региона
Помощь оказывается посредством системы налоговых льгот грантов услуг инфраструктуры
Наибольший эффект в настоящее время в стране может быть получен от региональной политики основанной на стимулировании НТП
Меньших затрат со стороны государства требуют формы региональной политики основанные на стимулировании экзогенного развития региона за счет внутренних ресурсов и факторов
Классическими примерами являются зоны свободной торговли и зоны предпринимательства
Многочисленные и качественно различны объекты государственного регулирования
Государственная селективная поддержка регионов осуществляются на правительственном уровне
Эта поддержка как совокупность специального финансового экономического и иного характера призвана:
Во-первых давать стимулы развитию территории которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития
Во-вторых активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов
В-третьих создавать условия для возникновения государственно значимых потенциальных точек роста например свободных экономических зон технопарков
В-четвертых обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функции например содержание на территории объектов и отраслей государственного значения финансирование закрытых административно – территориально образовании содержание курортов и т.д.
В-пятых формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического значения и геополитического значения В-шестых оперативно реагировать на образование зон бедствии стихийных техногенных
4.4 Сущность и состав региональных финансов
Региональные финансы охватывают региональные бюджеты административно – территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга предприятий, связанных с социально – культурным и коммунально– бытовым обслуживанием населения.
Региональные финансы – система экономических отношении, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Во многих государствах сейчас наблюдается регионализация экономических и социальных процессов; все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Величина региональных финансов растет, и во многих странах она составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Через региональные финансы государство активно проводит социальную политику. С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются программы. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организации).
Одной из составляющих региональных финансов является средства субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся:
1. финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
2. финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, используемые или на финансирование социально – культурных, жилищно-коммунальных объектов.
3. территориальные внебюджетные фонды; это заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, например, страховые, поступления из централизованных внебюджетных фондов, например, пенсионного и др.
4.5 Региональные бюджеты – финансовая база региональных органов власти
Финансовая база региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, представленные этим органом, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Региональные бюджеты являются одним из каналов доведение до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы.
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, организации и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Закрепленные, или собственные доходы означают, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя выше стоящие бюджеты.
Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги: земельный, имущества.
Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется в основном за счет средств, поступивших из источников выше стоящих бюджетов.
К этим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов. В число этих доходов входит:
· - процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
· - дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из выше стоящих бюджетов;
· субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из выше стоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;
· Средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета;
Считают, что дотация и субвенции, как методы наделения финансовыми ресурсами региональных бюджетов снижают развитие хозяйственной инициативы, тем не менее, их исключать нельзя. Дотация может иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды исторических памятников и др. причин экономический не сможет быть расширен в таких размерах, что бы обеспечить территориальное формирование доходов(курорты, заповедники ).
Субвенции следует выдавать целевым назначениям на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Расходы региональных бюджетов
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т.е. расширением социально-бытовой инфраструктурой.
Наиболее ярко последствие экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов.
В связи с расширением для региональных органов власти возможностей по обеспечению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема места объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий стало образование территориальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.
Внебюджетный фонд местного органа власти может формироваться за счет:
· Добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;
· Доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;
· Привлечение на добровольной основе средств предприятий, кооперативов, других общественных организаций и граждан;
Вопросы для обсуждения:
1. Каково назначение региональных финансов? Назовите их составные части.
2. Значение понятие косвенного и прямого регулирования ?
3. Охарактеризуйте состав доходов и расходов региональных бюджетов.
4. В чем состоит назначение региональных внебюджетных фондов?
5. Какие существуют источники их формирования и основные направления использования?