Социально-экономическое взаимодействие туризма с внешней и внутренней средой туристской дестинации

Туризм, как одно из направлений экономики туристской дестина­ции, должен находиться в тесной взаимосвязи с другими направлениями ее экономического развития.

Сфера туризма, является открытой системой, на которую воздейст­вуют как внутренние, так и внешние факторы туристской дестинации, образуя прямые и обратные связи, которые необходимо учитывать для эффективного управления туризмом во избежание проявления негатив­ных (отрицательных) тенденций для туристской дестинации и местного социума.

Рассматривая вопрос о взаимосвязи туризма с внешней и внутрен­ней средой туристской дестинации, следует отметить, что к внутренней среде относятся все внутридестинационные факторы (экономические, политические, социальные, демографические и т.д.), оказывающие на развитие туризма определенное влияние. К внешней среде следует отно­сить все, вышеперечисленные факторы, но на более высоком уровне, а именно: на уровне страны, области, региона и даже мира (рис. 3).

Две одинаковые, на первый взгляд, составляющие внутренней и внешней среды туристской дестинации существенно различаются между собой по внутреннему наполнению. Например, экономика отдельно взя­той туристской дестинации может представлять собой позитивную кар­тину, где население живет в экономически благоприятных условиях: обеспечено работой, получает высокую заработную плату и т.п. и может позволить себе полноценный отдых (путешествия). В то же время эконо­мика страны в целом, где территориально расположена туристская дес-тинация, может быть менее позитивной (людям не хватает средств на то, чтобы прокормить семью).

Взаимодействие туризма с внутренней и внешней средой турист­ской дестинации представляет особую систему взаимоотношений с об­ратными связями и латентными негативами. Не только туризм влияет на внутреннюю и внешнюю среду туристской дестинации, но и внутренняя и внешняя среда оказывают на развитие туризма значительное влияние (обратная связь). При этом в развитии туризма выделяют не только по­ложительные стороны для туристской дестинации, но и отрицательные аспекты влияния туризма на дестинацию.

Развитие туризма зачастую порождает определенные проблемы (рост преступности, коммерциализация культуры и т.д.), требующие тщательного рассмотрения и координации действий по их разрешению и предупреждению. В любом случае, роль туризма в современном мире крайне велика и оказывает определенное влияние на все стороны жизне­деятельности туристской дестинации.

Взаимодействие туризма и экономики

Экономические факторы могут воздействовать на туризм как поло­жительно, так и отрицательно.

Среди факторов, положительно влияющих на туризм, можно выделить:

• рост реального дохода граждан, который обеспечивает повыше­ние уровня (качества) жизни местного социума и предоставляет возможность расходования дополнительных средств на отдых и развлечения, что позитивно отражается на увеличении спроса на туризм (путешествия);

• равномерное распределение местного бюджета; чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше людей смогут по­зволить себе путешествия;

• стабильное положение валюты, поскольку изменения валютных курсов прямым образом влияют на покупательскую способность населения и отражаются на туристском спросе. Среди факторов, отрицательно воздействующих на туризм, можно выделить следующие: экономические кризисные явления; безработицу; нестабильную ситуацию на валютном рынке и т.д.

При этом наблюдается и обратное влияние туризма на экономику туристской дестинации.

К основным положительным моментам влияния сферы туризма на экономику в целом можно отнести:

• роль туризма в создании национального дохода (поступления до­ходов в госбюджет и местный бюджет; речь идет о прямом эф­фекте создания дохода в туризме в туристской дестинации; сле­дует учитывать и то, что каждая денежная единица, зарабатывае­мая туристским предприятием на первом обороте средств в виде дохода, снова уходит в оборот со счета предприятия, давая нача­ло новым доходам, но уже третьих лиц, выступающих в роли по­ставщиков товаров для туристского предприятия; в этом случае есть основания говорить о функции косвенного эффекта создания дохода в туризме в туристской дестинации; так, доходы от ту­ризма составляют в Санкт-Петербурге - 12% от ВВП города, в Лондоне эта доля не превышает 8%, а в Нью-Йорке - 5%);

• увеличение доходов благодаря развитию туризма, которые связа­ны с развлечением, познавательной деятельностью, с использо­ванием различных средств связи и т.д.;

• создание туризмом дополнительного спроса на различные товары и услуги, в том числе, на сувенирную продукцию, изделия мест­ного кустарного промысла и др.;

• способствование туризма притоку значительных сумм иностран­ной валюты.

Однако, наряду с позитивными моментами, необходимо учитывать и негативные стороны воздействия туризма на экономику:

• сезонность туристских потоков, что существенным образом отра­жается как на доходности туристских предприятий, так и на вы­свобождении рабочей силы в период спада туристского спроса;

• диспропорция в экономике и занятости (например, внутри тури­стской дестинации могут возникать противоречия между жите­лями, занятыми в туризме, имеющими высокий уровень доходов, и теми, кто занимает менее доходные должности);

• инфляционный рост цен на определенные продукты и услуги, связанный с туризмом, что приводит к удорожанию жизни в ту­ристской дестинации.

Наши рекомендации